Еженедельная приходская газета. Выпуск № 1 (121) от 6 января 2019 года.

*****

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕВГЕНИЯ РИМСКАЯ

(6 января)

*****

Преподобномученица Евгения родилась в семье знатного римского вельможи Филиппа, который при императоре Коммоде (180–192) был назначен наместником Египта и переехал в Александрию вместе с женой Клавдией, сыновьями Авитом, Сергием и дочерью.  Евгения получила прекрасное образование: изучала философию, говорила на латинском и греческом языках, отличалась добрым нравом и красотой. Многие знатные юноши сватались к ней, но девушка не хотела вступать в брак. Познакомившись с Посланиями апостола Павла, она всей душой уверовала во Христа, но, боясь гнева родителей, скрывала свою веру. Под предлогом прогулки она вместе со своими слугами-евнухами Протом и Иакинфом сбежала из дома и, переодевшись в мужской костюм, удалилась в монастырь. Там она со своими рабами и спутниками приняла Святое Крещение от епископа Элия, которому было открыто о ней в видении, и он благословил девушку подвизаться в монастыре в образе инока Евгения.  Святая вела подвижнический образ жизни и через несколько лет сподобилась дара чудотворения. После смерти игумена братия единодушно избрала Евгению на его место. Некая молодая вдова по имени Меланфия, исцеленная Евгенией, воспылала страстью к молодому игумену и, не добившись взаимности, оклеветала его перед правителем Египта в попытке насилия.  Святая Евгения вместе со всеми монахами обители предстала на суд к правителю Египта, то есть к своему отцу Филиппу, и была вынуждена открыть свою тайну. Ее родные обрадовались, найдя ту, которую долго оплакивали. Через некоторое время все они приняли Святое Крещение. Евгения собирала вокруг себя дев, и они вместе служили Богу, ее мать Клавдия построила странноприимный дом. Узнав, что Филипп принял христианство, императоры назначили на его место нового правителя. Александрийские христиане избрали его своим епископом. Новый правитель, опасаясь народного гнева, не стал открыто казнить Филиппа, а подослал убийц. Овдовев, Клавдия вместе с детьми переехала в Рим, ее сыновья получили высокие должности, а Евгения продолжала вести и иноческую жизнь и наставлять дев в христианской вере. При императорах Валериане и Галлиене возобновились гонения на христиан. Василла, одна из дев, уверовавших во Христа и крестившихся благодаря Евгении, Проту и Иакинфу, была казнена по приказу императора Галлиена за отказ выйти замуж. Два евнуха также были обезглавлены. Евгению схватили и повели в храм Артемиды (Дианы) для принесения жертвы, однако храм разрушился еще до того, как она вошла в него. Тогда Евгении привязали на шею камень и бросили в Тибр, но камень упал в воду, и дева пошла по воде, как по суше. Из печи, которая внезапно остыла, святая вышла невредимой. После этого мученицу бросили в ров и несколько дней морили голодом, но пища посылалась ей с неба. Спаситель явился Евгении и открыл день ее мученичества: она была казнена в праздник Рождества Христова. Святую похоронили на Латинской дороге недалеко от Рима. После смерти Евгения явилась матери и предсказала ее скорую кончину.

*****

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

(7 января)

*****

Великий праздник Рождества Христова – один из важнейших в православном церковном календаре, праздник пришествия в мир Спасителя – воплотившегося Сына Божия. Установлен в честь рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. В Русской Православной Церкви отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю) и предваряется сорокадневным постом.  Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух дополняющих друг друга Евангелиях – от Матфея и от Луки. Согласно этим источникам, во времена царствования императора Августа в Риме и царя Ирода в Иудее по решению императора была устроена перепись населения. При этом евреям – для участия в переписи – надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Праведный Иосиф и Дева Мария, ожидавшая к тому времени скорого рождения Сына, отправились в Вифлеем, так как были потомками царя Давида, происходившего из этого города. Придя сюда, они не нашли свободного места в гостинице и вынуждены были, хотя и стояло холодное время года, поселиться в пещере, служившей хлевом для скота. В этой пещере, среди сена и соломы, в обстановке, лишенной даже обыкновенного удобства, ночью у Пресвятой Девы и родился Сын – Богомладенец Иисус Христос. Мария спеленала Его и положила в ясли.  В это время неподалеку пастухи пасли на поле стадо жертвенных животных. Вдруг среди ночного неба засиял чудесный свет и перед ними предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». После этого явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Пастухи поспешили в Вифлеем, нашли в пещере Марию, Иосифа и Младенца, поклонились Христу и рассказали о произошедшем с ними чуде.  На восьмой день Младенца обрезали, в соответствии с ветхозаветным законом, и нарекли Ему имя Иисус (в переводе с др. еврейского – «Спаситель»), предсказанное Ангелом. Когда Святое семейство еще было в Вифлееме, с Востока, из Персии, пришли в Иерусалим языческие волхвы (маги), чтобы поклониться Царю Иудейскому, чудесную звезду Которого они видели на небе. Царь Ирод, услышав об этом, встревожился, призвал первосвященников и книжников и узнал от них, что Христос должен родиться в Вифлееме. Ирод повелел магам идти в город Давида и разведать, где находится Младенец, чтобы позже самому поклониться Ему.  Волхвы вышли из Иерусалима и опять увидели чудесную звезду, которая вела их до самого дома, где был Богомладенец. Придя ко Христу, маги поклонились Ему и принесли дары: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну (ароматическая смола, состав, который предотвращал тема умерших от слишком быстрого истления) – как Тому, Кто должен умереть. После этого они получили Откровение от Ангела не возвращаться к Ироду и другим путем отошли в свою страну.  Когда Ирод узнал, что маги его обманули, пришел в страшную ярость и послал убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет, чтобы вместе с ними убить новорожденного Мессию. Однако Христос был чудесно спасен от смерти, потому что Ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода, а затем вернулись на родину и поселились в галилейском городе Назарете. В этом селении Господь Иисус Христос прожил до тридцати лет, повинуясь Богородице и мнимому отцу Иосифу, помогая ему в деле плотничества, «преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».  Богослужение Рождества Христова – одно из самых торжественных в Церкви. Канун праздника называется навечерием, или сочельником. Устав предписывает в этот день строгий пост – полное воздержание от пищи до окончания вечерни и литургии. Богослужение навечерия и самого праздника представляет собой единый литургический цикл, распространяющийся на двое суток, каждая служба в эти дни по-разному раскрывает событие Рождества Христова и его духовное значение. Если Рождество приходится на воскресенье или понедельник (как в 2019 году), это придает богослужению дополнительные особенности.  В 2019 году Царские часы, именуемые так благодаря обычаю византийских императоров, а затем и Московских царей присутствовать за этим богослужением, будут совершаться утром в пятницу 4 января. На этом богослужении церковь вспоминает ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову, на каждом часе звучит Апостол и Евангелие. В сочельник с утра совершается литургия свт. Иоанна Златоуста, а сразу после ее окончания или же отдельно в более позднее время – праздничная великая вечерня, на которой читаются восемь ветхозаветных паремий, содержащих пророчества о пришествии в мир Спасителя, Апостол и Евангелие. По отпусте великой вечерни на середину храма выносится свеча, священнослужители встают перед ней и вместе с народом впервые в году поют тропарь и кондак Рождества. Всенощное бдение под Рождество, которое совершается 6 января в вечернее или ночное время, состоит из великого повечерия и утрени. В самый день праздника будет служиться литургия свт. Василия Великого, она может служиться ночью сразу после бдения, либо 7 января с утра.  Период от Рождества Христова до Крещения традиционно называется Святками. В это время (кроме 18 января, Крещенского сочельника) нет поста, а верующие прославляют пришедшего в мир Христа и веселятся. Святки – значит «святые дни», и смысл их не в том, чтобы радоваться непостной еде и веселым играм (хотя все это – вознаграждение за труд поста), а в том, чтобы соприкоснуться с Радостью, которая пришла в мир вместе со Христом. Тропарь Рождеству Христову глас 4 Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе. Кондак Рождеству Христову глас 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

*****

ПЕРВОМУЧЕНИК АРХИДИАКОН СТЕФАН

(9 января)

*****

Святой Стефан относится к числу 70-ти апостолов, однако, по словам святителя Астерия Амасийского, это был «муж, по времени второй после апостолов, а по славным делам первый». Церковь особенно чтит этого святого потому, что он стал первым в истории христианства человеком, пострадавшим за Христа и прославленным как мученик. Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана – книга Деяний святых Апостолов. Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи.  После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях. Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея – фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион – высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом. В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, святой воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой».  Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Рождества Христова. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым апостолом Павлом – одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян. 22).

 

*****

АПОСТОЛ

*****

Братья, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. (Чтение на Литургии Рождества Христова – Послание к Галатам св. ап. Павла, 4:4–7)

*****

 ЕВАНГЕЛИЕ

*****

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. (Евангелие от Матфея, 2:1–12)

*****


Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) 
Слова и поученія, произнесенныя въ 1896 году.

 

Слово на день Рождества Христова

(сказано за поздней литургіей).

 

Велія благочестія тайна: Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16).

Сегодня по всей вселенной св. Церковь воспоминаетъ и торжествуетъ величайшую тайну воплощенія Бога Слова отъ Пречистой Дѣвы, наитіемъ и осѣненіемъ Святаго Духа Бога. Чудна, несказанна и ужасна эта тайна и для небожителей, величайшихъ и всесозерцающихъ умовъ небесныхъ — чиновъ ангельскихъ, — и для просвѣщенныхъ Духомъ Святымъ умовъ человѣческихъ. Вообразите: безначальный Богъ, отъ Котораго все получило начало бытія: и Ангелы, и человѣческій родъ, и міръ весь видимый и невидимый, — пріемлетъ начало по человѣчеству; невмѣстимый небесами — вмѣщается въ утробу дѣвическую, Богъ — младенецъ бысть и носится на рукахъ Матери и питается сосцами, питающій всякое дыханіе. Звѣздная наука дознала и утверждаетъ, что наша земля въ порядкѣ мірозданія есть едва замѣтная точка, что милліоны міровъ кругомъ нашей земли наполняютъ бездны пространства, — и вотъ эта одна точка, этотъ едва замѣтный шаръ Божьяго творенія, населяемый людьми, — удостоился несказанной чести носить на себѣ Бога-Плотоносца, Бога-Человѣка, благоволившаго пожить между человѣками, научить заблуждающихся человѣковъ разуму Божію, совершить безчисленныя благотворныя чудеса, проповѣдать покаяніе и всепрощеніе грѣховъ; пострадать и умереть святою Жертвою за грѣхи міра, воскреснуть силою Божества изъ мертвыхъ, побѣдивъ нашу всеродную смерть, и даровать воскресеніе всему роду человѣческому. Ни одинъ изъ видимыхъ міровъ, кромѣ земли, не удостоился этой величайшей чести: ибо только на землѣ Іисусъ Христосъ, Сынъ единородный небеснаго Отца имѣлъ Матерь-Дѣву и Онъ единственный Сынъ Ея по человѣчеству. Почему же дано такое предпочтеніе землѣ? Почему только на землѣ Богъ явился во плоти? — Это великая тайна Божія, тайна безмѣрнаго милосердія и снисхожденія Божія къ погибающему человѣчеству. Можетъ быть, только на одной землѣ быдо паденіе разумной твари, созданной по образу Божію, и потому только здѣсь требовалась всемогущая, возстановляющая отъ паденія Рука, только здѣсь нужно было явное пришествіе Врача для уврачеванія неисцѣльно болящаго человѣка, котораго не могли исцѣлить отъ язвы грѣха никакія врачевства человѣческія, никакія наказанія, никакія проповѣди посланниковъ Божіихъ. Итакъ, Богъ явился во плоти: ликуй и веселись, земля; земнородные, радуйтесь и торжествуйте. Къ вамъ пришелъ Самъ Творецъ, чтобы возсоздать васъ, обновить васъ, растлѣвшихъ преступленіями; пришелъ Самъ всемогущій Врачъ, сильный уврачевать всякіе застарѣлые недуги грѣха, исцѣлить всякія страсти душевныя и болѣзни тѣлесныя, какъ это все Онъ и дѣйствительно совершилъ, какъ мы знаемъ изъ Евангелія и исторіи Церкви. Итакъ, встрѣчайте Его съ радостію чистыми умами и сердцами, съ плотію цѣломудренною и обузданною воздержаніемъ и постомъ, который св. Церковь нарочно установила предъ этимъ великимъ праздникомъ, чтобы приготовить насъ къ достойной встрѣчѣ небеснаго Царя, грядущаго къ намъ, чтобы обитать въ насъ. Онъ пришелъ къ намъ съ милостію и благоволеніемъ Отца Своего небеснаго, — и отъ насъ требуетъ милости къ ближнимъ; Онъ Царь праведный — и требуетъ отъ насъ всякой правды; ибо и Самъ, какъ человѣкъ, исполнилъ всяку правду (Матѳ. 3, 15), показавъ намъ примѣръ и подавъ благодать и силу для исполненія ея; — Самъ пострадалъ за насъ, претерпѣвъ крестъ, — и насъ научилъ отвергаться себя, или своихъ грѣховъ и страстей, и слѣдовать за Нимъ, творя святыню въ страхѣ Божіемъ (2 Кор. 7, 1). Онъ пришелъ уврачевать наши души, недугующія грѣхами, и всѣмъ заповѣдалъ покаяніе; будемъ же всегда нелицемѣрно каяться, и исправляться, и стремиться къ святости и совершенству. Св. Ангелы, по рожденіи Богочеловѣка, благовѣстили миръ землѣ и благоволеніе человѣкамъ Отца небеснаго: будемъ же и сами въ себѣ имѣть миръ совѣсти и со всѣми будемъ мирны, если возможно. Миръ имѣйте и святыню со всѣми, говоритъ апостолъ, — ибо безъ нихъ никто не узритъ Господа (ср. Евр. 12, 14). Аминь.
Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея Iоанна Ильича СергіеваСлова и поученія, произнесенныя въ 1896 году, съ прибавленіемъ статей 1897 г. «По поводу собесѣдованій съ раскольниками» и «По поводу совращенія и ухода нѣкоторыхъ изъ лицъ православной Церкви».— Изданіе первое, подъ редакціею автора. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1897. — С 99-101.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *