История иконы

История  иконы Похвала Пресвятой Богородицы.

  В субботу пятой недели Великого поста Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

   Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь..

   Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!» С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная Церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; её враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

   В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

 Празднество сие установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

 Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Её были там воздвигнуты. Во Влахернском храме хранилась святая её икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединённые силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда — то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшего от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!»  И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

   Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Её жизни — риза и пояс Её; но в IX веке праздник сей внесён в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

   Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счёту буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос — приветствием архангела радуйся. Всё творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поётся на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

  Исторически и ,конечно же, промыслительно так сложилось, что греки были преемниками первых христиан из иудеев, Апостолов,которые распространили христианство по всему лицу земли и основали Поместные Православные Церкви, прославляющие на всех континентах Пресвятую Богородицу.

   Однако слава святой Девы из глубины веков ветхозаветных возсияла ! Пророки за много сот лет до Рождества Христова духовным зрением своим видели Ту, Которая некогда станет Матерью воплотившегося Бога (см. иконографию) (Исх.,3,2), (Числ., 17,8; 24,17), (Ис., 7,14) …

   Но самая первая слава и обнадёживающее пророческое слово было сказано Самим Господом Богом, в раю сладости, в момент грехопадения первых людей Адама и Евы, лишившихся вечной жизни. Некогда «семя Жены» сотрёт, уничтожит главу змия, искусителя, диавола /Быт.,3,15/ .   То есть через Неё, Жену, Её Семя, в соответствии с Божиим замыслом, придёт в мир Мессия, Божий Сын и Сын Девы, Который станет Спасителем всего человечества. Через жену (Еву) пришла в мир смерть. Через Жену же (Святую Деву Марию) в мир придёт жизнь — Жизнодавец Христос, Новый Адам, Победитель смерти, Который каждому даст прощение грехов и потерянную вечную жизнь       (1 Кор.;  15, 45-55).

  И мы, по милости Божией, как и древние верующие Ветхого и Нового заветов, являемся преемниками древней, одной единственной, как Сам Бог, веры, обновлённой и освящённой Спасителем нашим Господом Иисусом Христом ! У всех нас одна вера, одна надежда, одно спасение. Наши предки, принявшие христианство в 988 году, особо благоговели перед Царицей Небесной, даровавшей миру Христа. Потому наша Родина называется уделом и домом Пресвятой Богородицы !

   Нет ни одного дома, ни одной церкви, нет ни одного человека, живущего в нашей необъятной прекрасной стране, который не обращался бы за помощью и не благодарил бы за милости Пресвятую Деву Богородицу. Много сот и тысяч чудес происходило и происходят каждый день вот уже более тысячи лет на Святой Руси. Свидетельство тому сотни икон, прославляющих Богородицу в течении года почти каждый день …

   Есть один интересный и очень существенный факт, относящийся к истории нашего славного града Москвы, который, к сожалению, незаслуженно почти что забыт. Оказывается, начало Москвы, сами истоки её и первое упоминание о ней в 1147 году в знаменитой Ипатьевской летописи удивительным образом связано с праздником Похвалы Пресвятой Богородицы !

   Первое известие о Москве 

(По «Ипатьевской летописи»)

   В лето 6655 (1147) Иде Гюрги воевать Новгорочкой волости, и пришед взя Новый Торг и Мьсту всю взя; а ко Святославу присла Юрьи, повеле ему Смоленьскую волость воевати; и шед Святослав и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася дружина Святославля. И прислав Гюрги и рече: «Приди ко мне, брате, в Москову». Святослав же еха к нему с детятем своим Олгом, в мале дружине, пойма с собою Володимера Святославовича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус (барса). И приеха по нем отець его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на Похвалу святей Богородици, и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устроите обед силен, и створи честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовью, и сынови его Олгови и Володимиру Святославичю, и муже Святославле учредив, и тако отпусти и.

  Кажется, есть некая духовная связь, некая зстафета великих православных государств и народов, их традиций в прославлении Защитницы, Заступницы и великой Молитвенницы за людей всех времён и народов!

   Как когда — то древний Константинополь, так и наш город Москва ( и другие грады и веси Отчизны) достойно восхваляет и воздаёт похвалу Святой Деве, вместившей Невместимого. Которая стала Небом на земле, нашей Кормительницей и Питательницей, родившей нам Вечного Бога !

   Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, которая , избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми.

                     Радуйся, Невесто Неневестная !

Пресвятая Богородица, моли Сына твоего и Бога нашего, да спасет души наши !

Иконография иконы «Похвалы Пресвятой Богородицы»

  Главной темой иконы Похвалы Богородицы является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного  в VIIIвеке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы:

— Иакова с лестницей (Быт., 28,12);

— Моисея с Неопалимой Купиной (Исх., 3,2);

— Валаама со звездой (Числ., 24,17);

— Гедеона с руном (Суд., 6,38);

— Иезекииля с вратами (Иезек., 44,1-3);

— Иеремию со скрижалью (  )

— Исаию с клещами и углём (Ис., 7,14)…;

— Иессея и Аарона с процветшими жезлами (Числ., 17,81),    (Ис., 11,1);

— Давида и Соломона с макетами  Иерусалимского Храма (Пс., 66, 16-17);

— Даниила и Аввакума с горами (Дан.,2,34-35)…

(1681)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *