Поученіе на день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова и поученія на праздники Божіей Матери.
Поученіе на день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы.
Еже отъ вѣка таинство открывается днесь, и Сынъ Божій, Сынъ человѣчь бываетъ; человѣкъ бываетъ Богъ, да бога Адама содѣлаетъ (Стих. на хвалит. гласъ 2).

Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 1-й. Издание 2-е. СПб., 1893Дивное, недомыслимое умами смертныхъ таинство воспоминаетъ и торжествуетъ нынѣ святая Церковь: воплощеніе и вочеловѣченіе Творца вѣковъ и міровъ — Сына Божія. Невмѣстимый Богъ вмѣщается въ чистой утробѣ Богоотроковицы; безплотный воплощается; безначальный зачинается; неприступный дѣлается приступнымъ; Слово воспринимаетъ плоть; безконечно-великій умаляется, и безпредѣльный опредѣляется; Богъ срастворяется съ человѣками и не стыдится братію нарицати ихъ (Евр. 2, 11). Такъ, отъ вѣка, отъ начала утаенное и Ангеламъ несвѣдомое таинство открывается нынѣ, и Сынъ Божій дѣлается Сыномъ человѣческимъ, чтобы воспринявъ худшее, т. е нашу природу, подать намъ несравненно лучшее — освященіе, обновленіе и обоженіе. Благовременно воскликнуть въ восторгѣ: да веселится тварь, да празднуетъ весело все естество, т. е. какъ весь человѣческій родъ, удостоенный такой чести отъ Бога, такъ и вся тварь, небо и земля, видя Бога, по безмѣрному благоутробію снисшедшаго къ твари и воспринявшаго на Себя природу твари, ради ея спасенія. О, таинство непостижимое, таинство прерадостное и восхищающее всякую духовно разумѣвающую душу, но вмѣстѣ и таинство ужасное! Ибо причиною такого снисхожденія, такого истощанія — наши грѣхи. Только всеблагому, премудрому и всемогущему Богу возможно было изобрѣсти такое чрезвычайное средство ко спасенію погибшаго человѣка и — такъ уничижить Себя для того, чтобы насъ исцѣлить Своимъ примѣромь отъ гордости и всякихъ грѣховъ и научить смиренію и послушанію и всякое добродѣтели. Таинство, говорю, прерадостное и восхищающее душу! Какъ мы всѣ, братія и сестры, почтены воплощеніемъ Сына Божія отъ пречистой Дѣвы, возвеличены, обрадованы, утѣшены! Съ нами Богъ: Онъ сталъ нашимъ Ходатаемъ, Искупителемъ, Спасителемъ; Матерь Божія — стала нашею Матерью по благодати, Ходатайцею, Заступницею, Покровомъ. Вообразите, что было бы съ людьми, если бы Сынъ Божій не снисшелъ такъ дивно, такъ благостно къ намъ грѣшнымъ омраченнымъ, тысячи разъ злополучнымъ по причинѣ грѣха и вражды съ Богомъ! Какъ человѣчество было бы бѣдно, жалко, безотрадно, безутѣшно при безчисленныхъ своихъ бѣдствіяхъ! А теперь, какое утѣшеніе всегдашнее для вѣрующихъ и кающихся въ воплотившемся насъ ради Сынѣ Божіемъ! Онъ надежда, очищеніе, освященіе и спасеніе всѣхъ кающихся грѣшниковъ; защита обидимыхъ; утѣшеніе всѣхъ скорбящихъ; ободреніе унывающихъ; покой утружденныхъ и обремененныхъ; награда подвизающихся, свѣтъ омраченныхъ; сила немощныхъ; Помощникъ въ трудахъ благихъ; Споборникъ въ духовныхъ браняхъ; утѣха всѣхъ праведныхъ; вѣчная жизнь всѣхъ вѣрующихъ въ Него; вѣруяй въ Мя, аще и умретъ, оживетъ (Іоан. 11, 25), говоритъ Господь. Но воплощеніе Сына Божія есть вмѣстѣ и таинство ужасное и поучительное, если помыслимъ, что низвело Сына Божія до такого самоистощанія и къ чему призываемся и обязываемся мы, люди, воплощеніемъ Сына Божія. Со стороны Бога причиною вочеловѣченія была безконечная любовь къ намъ, Его созданіямъ, любовь Первообраза къ живому, словесному образу Своему, падшему, погибающему, ибо мы Его образъ; а со стороны нашей — наши грѣхи, наше ужасное паденіе, наша неизбѣжная вѣчная гибель. И такъ, что же отъ насъ требуется вочеловѣченіемъ Сына Божія? Немедленное, искреннее, нелицемѣрное и твердое покаяніе во всѣхъ грѣхахъ, исправленіе сердца и праведная, святая жизнь. Святи будите, яко Азъ святъ есмь Господь Богъ вашъ (Лев. 19, 2). Изыдите отъ среды развратныхъ и отлучитеся, и нечистотѣ не прикасайтеся: и Азъ пріиму вы, и буду вамъ во Отца, и вы будете Мнѣ въ сыны и дщери, глаголетъ Господь Вседержитель (2 Кор. 6, 17-18). Что именно этого требуетъ отъ насъ Господь Іисусъ Христосъ, т. е. святости и правды, вы можете убѣждаться въ томъ каждый день самою молитвою Господнею Отче нашъ, въ которой Онъ, Господь, учитъ насъ прежде всего молиться о томъ, чтобы намъ свято и праведно, по волѣ Божіей, а не по своей жить: да святится имя Твое, да пріидетъ царствіе Твое, да будетъ воля Твоя, яко на небеси и на земли (Лук. 11, 2-4; Матѳ. 6, 9-10). И такъ, вотъ какую непремѣнную обязанность налагаетъ на насъ, братія и сестры, воплощеніе Сына Божія: жить праведно и свято, благоговѣйно и честно, и удаляться отъ всякаго грѣха, отъ всякой неправды и нечистоты. Иначе мы будемъ недостойны Сына Божія и царствія Его и приготовимъ себѣ тягчайшее осужденіе и здѣсь и въ вѣчности. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *