Еженедельная приходская газета. Выпуск № 15 (135) от 31 марта 2019 года.

.

НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА,

КРЕСТОПОКЛОННАЯ (31 марта)

Третье воскресенье Великого поста называется Неделей Крестопоклонной. Богослужебные тексты этого праздника сосредоточены на осмыслении значения Креста Христова как орудия спасения. Церковь напоминает о подвиге поста как о подготовке к Страстной седмице и Пасхе и подражании крестоношению Господа Иисуса Христа. На всенощном бдении совершается изнесение Честного Креста на середину храма и поклонением ему, как и в праздник Крестовоздвижения. Следующая за этим воскресным днем неделя также называется Крестопоклонной седмицей. Весенний праздник поклонения Святому Кресту был установлен в честь торжественного возвращения Честного Древа из плена после победы императора Ираклия I над персами. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны с персами. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Необходимо отметить, что в ту пору порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со среды Крестопоклонной недели на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Честного Древа стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: ободрение и утешение верующих, подвизающихся в посте, сокрушении и трудной борьбе с своими страстями, и для возбуждения во всех нас благодарности к Господу нашему Иисусу Христу, принесшему Самого Себя в жертву за грехи людские. Вот как повествует об этом Синаксарь (уставное чтение) недели Крестопоклонной: «Поскольку сорокадневным постом и мы неким образом распинаемся, умерщвляемые страстями и ощущающие горечь от нерадения и падений, то и предлагается Честной Животворящий Крест, как освежающий и укрепляющий нас, приводящий на память страдания Господа нашего Иисуса Христа и утешающий (ибо если Бог наш ради нас распялся, то сколь много и нам подобает для Него трудиться?), облегчающий труды и скорби наши представлением Владычних скорбей, напоминанием и чаянием славы от Креста. Ибо как Спаситель наш, взойдя на него, чрез бесчестие и горечь прославился, так должно и нам поступать, чтобы прославиться, хотя бы и претерпели сперва некоторую тяготу.» Богослужение в неделю Крестопоклонную совершается следующим образом. Перед всенощным бдением приготовленный и украшенный Крест при пении тропаря и кондака праздника переносится с жертвенника на престол. Перед престолом ставится зажженная свеча. Дальше богослужение идет своим чередом. После полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» последование богослужения несколько отличается от привычного: священнослужители не выходят на середину храма, елеопомазание не совершается, а Евангелие прочитывается в алтаре. Наконец, в конце великого славословия старший священник, держа на голове Крест выносит его из алтаря и полагает на аналой в центре храма. Трижды поется тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» с земными поклонами, все верующие по очереди подходят к Кресту. Хор при этом исполняет стихиры «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся…» и прочие. Крест остается на середине храма до пятницы следующей седмицы. Поклонение Кресту с пением тропаря и стихир совершается также в понедельник и среду на 1-м часе, а в пятницу – по окончании часов, после чего Крест уносится в алтарь.

Тропарь Недели Крестопоклонной глас 1

Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Недели Крестопоклонной глас 7

Не к тому пламенное оружие хранит врат Едемских: на тыя бо найде преславный соуз Древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай. Перевод: Уже пламенный меч не охраняет врат Эдема, ибо он чудесно связан древом Креста. Изгнаны жало смерти и победа ада, и Ты, Спаситель мой, предстал, взывая во аде пребывавшим: «Снова входите в рай!»

МУЧЕНИЦА ФОТИНА

(СВЕТЛАНА)

(2 апреля)

Мученица Фотина (Светлана) — женщина-самарянка, с которой беседовал Иисус Христос у колодца Иакова (Ин. 4:5-42). После встречи с Господом Фотина изменила образ жизни и начала проповедовать Благую Весть в своей земле, обратив сестер и двух сыновей. Во времена императора Нерона (54–68 гг.), проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотина жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосией и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Ее старший сын Виктор храбро сражался в римских войсках против варваров и за свои заслуги был назначен военачальником в город Атталию (Малая Азия) с приказом убивать христиан. Однако он вместо этого стал сам проповедовать веру и увещевать христиан быть твердыми. Виктору удалось обратить военачальника Севастиана и многих государственных чиновников. Слухи о происшедшем дошли до Нерона, и он приказал привести христиан – Фотину с сестрами и сыновьями, а также Севастиана – к нему на суд в Рим. Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда император приказал раздробить на наковальне кисти рук святых мучеников. Но во время истязания исповедники не чувствовали боли, а руки мученицы Фотины остались невредимы. Нерон приказал святых Севастиана, Виктора и Иосию ослепить и заключить в темницу, а святую Фотину с пятью ее сестрами – Анатолией, Фото, Фотидой, Параскевой и Кириакией – отправить в императорский дворец под надзор дочери Нерона Домнины. Но святая Фотина обратила ко Христу Домнину и всех ее рабынь, которые приняли святое Крещение. Обратила она ко Христу и волхва, который принес отравленное питье, чтобы умертвить исповедниц. Это вызвало бешенство тирана – он приказал бросить святых в раскаленную печь. Божественная благодать сохранила их невредимыми. Тогда их подвергли всевозможным пыткам и выкололи глаза. В кишевшем ядовитыми змеями каземате им явился Христос в Божественной славе в сопровождении апостолов Петра и Павла и сонма ангелов. Он благословил их: «Мир вам! Блаженны уверовавшие в Меня!» Так они получили силы перенести трехлетнее заключение, во время которого обратили многих язычников. Святые Севастиан, Фотин и Иосия, которые были ослеплены, стали совершенно здоровы, и их постоянно посещают люди, которые слушают их проповедь; сама темница превратилась в светлое и благоуханное место, где прославляется Бог. Когда их вывели из тюрьмы для новых истязаний, с ними был Ангел-Хранитель. Тиран приказал снять со святой Фотины кожу и бросить тело в пересохший колодец. То же было сделано с ее сыновьями и Севастианом. Перебив им голени, мучеников заперли в заброшенной бане. Другим святым женам отрезали груди, а потом тоже содрали кожу. Фотину привязали к пригнутым к земле вершинам двух деревьев и, отпустив, разорвали на части. Так, в страшных муках, она предала дух свой Господу († ок. 66). ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ (3 апреля) Преподобный Серафим Вырицкий (в миру Василий Николаевич Муравьев) родился 31 марта 1866 года в крестьянской семье. Когда ему было десять лет, умер отец, здоровье матери резко ухудшилось, и отроку пришлось уехать в Петербург на заработки. В молодости он мечтал стать монахом, однако прозорливый старец Александро-Невской Лавры благословил «пройти путь мирской, тернистый, со многими скорбями. Совершить же его перед Богом и совестью», создав благочестивую семью, и лишь спустя годы посвятить оставшиеся лета жизни, по соглашению с супругой, монашескому подвигу. Избранницей Василия Николаевича стала Ольга Ивановна – простая, благочестивая, скромная, и тоже подумывавшая прежде о жизни монашеской. Однако и она как Волю Божию приняла наставление старицы Иверского женского монастыря, схимонахини Пелагеи: жить в миру, выйти замуж и уже спустя годы принять постриг. Трудолюбивый и богобоязненный, Василий Николаевич исполнил Божие повеление трудиться в миру, а за усердие получил успех в открытом в 1892 году собственном деле – торговле, став из бедняков крупнейшим в России поставщиком пушнины. Значительная часть его товара поставлялась за границу: в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Имея незаурядные способности, Василий Николаевич, тем не менее, не стремился к богатству и мирским почестям. Он делал значительные вклады в монастыри, жертвовал миллионные суммы на благоустройство и восстановление храмов, на сиротские приюты и больницы для бедняков. В браке у Василия и Ольги родились сын и дочь, умершая во младенчестве, после чего, по обоюдному согласию, супруги жили как брат с сестрой. Через несколько лет семья приняла решения раздать состояние по монастырям, и посвятить свою дальнейшую жизнь служению Господу. В 1920 году Василий принимает монашество с именем Варнава, через год рукоположен в иеромонахи. В 1927 году при принятии схимы инок был наречен Серафимом и избран братией духовником Александро-Невской Лавры. На поприще духовника иеросхимонах Серафим пребывал почти три года. Во время ежедневных многочасовых исповедей батюшке приходилось подолгу стоять на холодном каменном полу Свято-Троицкого собора. Главный храм Лавры в ту тяжелую пору за недостатком дров почти не отапливался, и на стенах часто выступал иней. В особо холодные дни священнослужители вместе с молящимися переходили в церковь Сошествия Святого Духа, где было несколько теплее. Однако о. Серафим мало заботился о собственном удобстве. Известен случай, когда старец непрерывно принимал исповедников на протяжении двух суток. Постоянное переохлаждение, неимоверные физические и душевные перегрузки постепенно дали о себе знать – здоровье иеросхимонаха резко ухудшилось. Врачи признали одновременно межреберную невралгию, ревматизм и закупорку вен нижних конечностей. Боли в ногах усилились и стали невыносимыми. Долгое время о. Серафим никому не говорил о болезни и мужественно продолжал служить и исповедовать. Настал день, когда преподобный просто не смог подняться с постели. Новое испытание – болезнь – батюшка принял с удивительным спокойствием и благодушным терпением, словно очередное послушание от Бога. Не было в нем ни малодушия, ни недовольства. Медики настоятельно советовали выехать из города в зеленую зону. В качестве климатического курорта была рекомендована Вырица. Старец ехать наотрез отказался – так тяжело было расстаться ему со своим служением и со многочисленными духовными чадами. Предвидя скорое начало новой волны гонений и полное разорение Лавры, батюшка искренне желал разделить эти страдания со всей братией. Однако, воля Божия о нем была иной. Митрополит Серафим (Чичагов), который в миру имел профессию врача, ознакомился с заключением медицинской комиссии и немедленно благословил переезд. Смиренному духовнику Лавры оставалось только принять это за послушание и к лету 1930 года он переехал в Вырицу. Там к врачам он уже не обращался, говоря: «Буди на все воля Божия. Болезнь – это школа смирения, где воистину познаешь немощь свою…» Поначалу вырицкого подвижника посещали только епископ Петергофский Николай (Ярушевич) и другие, самые близкие духовные чада, но вскоре к блаженному старцу вновь устремился нескончаемый людской поток. Ехали к нему богомольцы из северной столицы и других городов, стекались жители Вырицы и окрестных селений. В иные дни это были сотни (!) посетителей, которые с раннего утра и до глубокой ночи «осаждали» келию старца. Часто приезжали целыми группами или семьями. Обеспокоенные родные пытались оградить батюшку от излишних встреч, опасаясь за его и без того слабое здоровье, но в ответ подвижник твердо сказал: «Теперь я всегда буду нездоров… Пока моя рука поднимается для благословения, буду принимать людей!» Подвиги поста, бдения и молитвы, которые в течение двух десятилетий смиренно нес вырицкий старец, можно сравнить лишь с подвигами древних аскетов-отшельников. Отец Серафим был необыкновенно строг к себе от первых шагов в подвижничестве до самой кончины. Никаких послаблений: пост, бдение и молитва, и еще раз – пост, бдение и молитва… Священники вырицкой Казанской церкви еженедельно причащали батюшку Святых Христовых Тайн. Помимо этого, в келии старца всегда хранились запасные Святые Дары и было все необходимое для причащения. Ощущая в том необходимость, он приобщался Тела и Крови Христовых самостоятельно. «Я же подкрепляюсь Святыми Дарами, а что может быть дороже Пречистых и Животворящих Тайн Христовых!» – говорил батюшка родным. Когда началась война, многие верующие спрашивали у старца Серафима, покидать ли дома. Старец всем отвечал, что все дома будут целы и ни один из мирных жителей в Вырице не погибнет. С сентября 1941 года в Вырице размещалась тыловая команда православных румын. Начальником команды был немецкий капитан. Сразу после оккупации была открыта церковь, ни грабежей, ни убийств в поселке не было. Узнав о прозорливом старце, военные приходили к нему с вопросами. Старец Серафим откровенно отвечал оккупантам: «Санкт- Петербурга вы никогда не возьмете. Мы – православная держава. Вера сейчас гонится, но через короткое время снова возродится». Комендант, услышав о пророчестве старца от подчиненных, отдал приказ расстрелять иеросхимонаха. Старец встретил солдат с крестом в руках: «А в кого вы будете стрелять: видите у меня крест со Спасителем, в Христа будете стрелять? А еще говорите, что вы верующие». Старец произнес эти слова на немецком языке. В юности он по торговым делам бывал в Германии. Старец сказал каждому из солдат, сколько у них детей, и просил передать коменданту информацию, касающуюся его лично. Убедившись в прозорливости старца, комендант отменил приказ. Во время войны старец, подобно прп. Серафиму Саровскому, ежедневно по нескольку часов молился в саду на камне перед иконой святого, просил о спасении России. Скончался преподобный ночью 3 апреля 1949 года. Причислен к лику святых в августе 2000 года на Архиерейском Соборе.

АПОСТОЛ

Братья, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. (Послание к Евреям св. ап. Павла 4:14–5:6)

ЕВАНГЕЛИЕ

Сказал Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *