Отче, согрѣшихъ на небо и предъ тобою (Лук. 15, 18).
Возлюбленные братія, кто изъ насъ не работалъ и не работаетъ грѣху каждый день волей или неволей, сознательно или несознательно, въ разумѣ или въ неразуміи? — Кто не прогнѣвлялъ Господа, безконечную Правду и Любовь? Кто не уязвлялся о лезвіе грѣха и не испытывалъ остроты и рѣзкости грѣха, тяжелаго смущенія совѣсти, скорби и тѣсноты, этихъ обычныхъ спутниковъ грѣха? — Всѣ мы, отъ мала и до велика, грѣшны предъ Богомъ, и посему подлежимъ наказанію и отлученію отъ Бога, и, если бы Господь, по Своей безконечной любви и милосердію къ падшему человѣку, не далъ ему покаянія и оставленія грѣховъ ради крестной жертвы Сына Своего единороднаго, — то всѣ люди низошли бы во адъ, въ мѣсто вѣчныхъ мученій.
Но, слава всеблагому и премудрому Богу, давшему покаяніе грѣшникамъ — въ животъ вѣчный. Безчисленное множество грѣшниковъ омылись слезами покаянія, оправдались и освятились пречистою кровію Агнца Божія Іисуса Христа, взявшаго на Себя грѣхи наши и понесшаго за нихъ всѣ наказанія, намъ уготованныя, — и радуются теперь съ Ангелами въ селеніяхъ святыхъ. Всѣ вы, здѣсь предстоящіе, подобные мнѣ грѣшники, дорожите ли этимъ безцѣннымъ даромъ Господа, даромъ покаянія? Воздыхаете ли, подобно мытарю, плачете ли, подобно блудницѣ, омываете ли ложе свое слезами, какъ Давидъ праотецъ, возвращаетесь ли къ Отцу небесному съ искреннимъ, глубокимъ раскаяніемъ, подобно блудному сыну, о которомъ вы слышали въ нынѣ чтенномъ евангеліи?
Грѣшникамъ нѣтъ другаго пути къ жизни и къ снисканію вновь благодати и милости Отца небеснаго, кромѣ пути искренняго, неложнаго покаянія, съ плодами покаянія. И святая Церковь, носительница и истолковательница Духа Христова, Его безконечной любви и милосердія, всѣхъ насъ возбуждаетъ къ покаянію всякій день, а въ нынѣшніе дни, по случаю приближенія великихъ дней поста и покаянія, возбуждаетъ особенно, установивъ читать въ нынѣшній воскресный день трогательную притчу Спасителя о блудномъ сынѣ и пѣть умилительныя покаянныя пѣснопѣнія. Какъ добрыя чада отзовемся всѣ на нѣжный, любвеобильный голосъ святой матери — Церкви; проснемся отъ сна грѣховнаго, яко во дни, благообразно да ходимъ(Рим. 13, 13); оставимъ плоти сладострастіе; попечемся о душѣ безсмертной; станемъ дѣлать дѣла Божіи: и тогда насладимся покоемъ душевнымъ и утѣшеніями чистой совѣсти. О, сколь милостиваго и скоропослушнаго имѣемъ мы Отца, Владыку и Судію-Бога! Онъ тотчасъ спѣшитъ съ богатою милостію ко всякому искренно кающемуся грѣшнику, избавляетъ его отъ бѣдъ, скорбей и напастей, постигающихъ его за грѣхи, даетъ миръ и широту сердцу, обращаетъ печаль въ радость. Это испыталъ на себѣ всякій истинно кающійся грѣшникъ; это показываетъ и читанное сегодня евангеліе о блудномъ раскаявшемся сынѣ.
Лишь только твердо рѣшился онъ вернуться съ раскаяніемъ въ отеческій домъ, и пошелъ, — увидѣлъ его отецъ его и сжалился; и побѣжавъ, палъ ему на шею и цѣловалъ его. Сынъ же сказалъ ему: отче! я согрѣшилъ противъ неба и предъ тобою, и уже недостоинъ называться сыномъ твоимъ. А отецъ сказалъ рабамъ своимъ: принесите лучшую одежду и одѣньте его, и дайте перстень на руку его и сапоги на ноги; и приведите откормленнаго теленка, и заколите: станемъ ѣсть и веселиться, ибо сей сынъ мой былъ мертвъ, и ожилъ, пропадалъ, и нашелся. И начали веселиться (Лук. 16, 17-32). Трогательная картина отеческой любви, съ одной стороны, и искренняго покаянія — съ другой. Это — притча, въ которой представлены отецъ, человѣкъ, хотя и благій и милостивый, и — сынъ распутный, раскаявшійся. Но вникните въ глубокій, внутренній смыслъ этой притчи; представьте вмѣсто обыкновоннаго отца — Бога, общаго Отца человѣковъ, и Его безпредѣльную любовь къ погибающему во грѣхахъ міру. Какую трапезу уготовалъ Онъ для грѣшниковъ, которыхъ Онъ усыновилъ Себѣ чрезъ вѣру и крещеніе? Не тельца заклалъ Онъ, а Своего единороднаго Сына предалъ на заколеніе вольное; не плоть тельца приготовилъ для пиршества, а плоть и кровь Сына Своего далъ и подаетъ намъ въ пищу и питіе, во оставленіе грѣховъ и въ жизнь вѣчную. Вотъ духовное, животворное, спасительное, чудесное пиршество вѣры и спасенія! Вотъ отческая безмѣрная любовь къ намъ грѣшнымъ! Чувствуешь ли, грѣшникъ, эту любовь? Отвѣчаешь ли на любовь — любовью? Каешься ли искренно въ беззаконіяхъ своихъ, чтобы и тебѣ удостоиться такого же духовнаго пиршества во спасеніе твое, и насладиться любовью Отца небеснаго, Сына Его единороднаго и Духа Святаго Утѣшителя? А безъ покаянія не будетъ это таинство во спасеніе. А что такое одежда первая, перстень на руку и сапоги на ноги? Одежда первая, въ которую отецъ облекъ блуднаго сына своего, означаетъ одежду правды, въ которую облекаетъ насъ Іисусъ Христосъ, или это — Самъ Христосъ, по написанному: во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Это значитъ, что мы должны жить во всякой правдѣ и истинѣ. Что такое перстень на руку? Это обрученіе Духа Святаго, даннаго въ сердца вѣрующихъ. Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16)? А храму Божію подобаетъ святиться во всѣ дни: будемъ жить свято. Сапоги на ноги — это благодать ступать прямо по пути Христовыхъ заповѣдей: стопы моя направи, сказано, по словеси Твоему, и да не обладаетъ мною всякое беззаконіе (Псал. 118, 133), ибо безъ благодатнаго обувенія, мы не можемъ ходить прямыми путями заповѣдей Божіихъ. Обратитеся кійждо отъ пути своего злаго, и отъ злѣйшихъ умышленій вашихъ (Іер. 25, 5), говоритъ слово Божіе. Итакъ, въ обуви духовной, въ ревности духовной поспѣшимъ къ Богу, отложивъ сонъ грѣховный, лѣность и нерадѣніе. Вотъ скоро наступитъ великій постъ — время говѣнія, исповѣданія грѣховъ и причащенія святыхъ, животворящихъ Таинъ: очистимъ же постомъ, молитвою и искреннимъ покаяніемъ души и тѣлеса наши и приготовимъ себя въ храмъ Господу, хотящему вселиться и жить въ насъ. Посмотрите, какъ желающіе встрѣтить царя или высокопоставленную особу, приготовляютъ все ко встрѣчѣ его. Они ровняютъ и очищаютъ всѣ дороги, по которымъ онъ долженъ ѣхать, украшаютъ дома разноцвѣтными флагами или разноцвѣтными огнями и показываютъ всевозможные знаки усердія и радости, стараются всѣ увидѣть его и наглядѣться на него, а если бы кому посчастливилось принять царя въ домъ свой, то такой человѣкъ былъ бы внѣ себя отъ восторга. Если желающіе встрѣтить царя земнаго, подобнаго себѣ человѣка, такъ приготовляются, такъ встрѣчаютъ и принимаютъ его, то мы съ вами, готовящіеся встрѣтить небеснаго Царя, Творца и Бога, съ какимъ тщаніемъ и усердіемъ должны приготовляться для принятія Его? — Ибо чѣмъ безконечно выше Царь небесный земнаго, чѣмъ безконечно праведнѣе Царь небесный царя земнаго, тѣмъ бóльшее и тщательнѣйшее должно быть приготовленіе, и тѣмъ болѣе отличное отъ приготовленія къ встрѣчѣ земнаго царя. Ибо небесному Царю нужны чистыя, украшенныя добродѣтелями, души и тѣлеса наши, а не великолѣпно украшенные дома, не разноцвѣтные флаги, а разнообразіе добродѣтелей, по способности и состоянію каждаго, не яркогорящіе огни, а яркогорящія вѣрою и любовію души наши. Такую встрѣчу и приготовимъ всѣ мы Царю небесному, да сподобимся въ радости принять Его въ душевные домы свои, въ сердца наши. Аминь.
Источникъ: Полное собраніе сочиненій Протоіерея Iоанна Ильича Сергіева. Томъ 2-й. (Заключающій въ себѣ полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ). — Изданіе второе, исправленное авторомъ. — СПб.: Типографія В. Ерофеева, 1894. — С 25-30. —