22 апреля 2018 г. Еженедельная приходская газета. № 75.

СЩМЧ. АНТИПА ПЕРГАМСКИЙ
(24 апреля)

Священномученик Антипа – ученик святого апостола и евангелиста Иоанна
Богослова, епископ Пергамской Церкви (М. Азия).
Согласно житию, святитель Антипа, проповедовавший христианское
учение, был обвинен местными жрецами в том, что он отвращает народ от
поклонения отечественным богам и из-за него языческие боги оставили
Пергам без своего покровительства. Правитель города потребовал, чтобы
Антипа отрекся от Христа и принес жертву идолам, обещая ему почет и безбедную старость.
Но святитель остался верен Господу нашему Иисусу Христу и был брошен в храме Антемиды внутрь раскаленного
медного быка, где после долгих мучений умер с молитвой на устах. Его тело было тайно
погребено местными христианами.
В V веке над его могилой в Пергаме был построен храм, гробница священномученика с
мироточивыми мощами стала источником чудес и исцелений от различных болезней. Особо
почитается святой Антипа как помощник при зубной боли, что отражено и в молитве ему.
Мученичество Антипы упоминается в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе):
«И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю
твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся
от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель
Мой Антипа» (Откр. 2:12-13).
В связи с этим существуют различные версии о дате его смерти, связанные с датировкой
времени написания Апокалипсиса: одна традиция считает, что мученическая смерть Антипы
произошла около 68 года (период правления императоров Нерона и Веспасиана), другая
сообщает о 95 годе (правление императора Домициана).

ПРП. ВАСИЛИЙ ПАРИЙСКИЙ
(25 апреля)

Преподобный Василий исповедник, епископ Парийский, жил в VIII веке. За
свою добродетельную жизнь он был избран епископом Пария, входившего
в состав митрополии Кизика (Геллеспонт). Во время правления
императоров-иконоборцев святитель Василий решительно отстаивал
православную веру: избегал всякого общения с еретиками, не позволял им
действовать в своей епархии, не подписывал письменные постановления
императорской власти и иконоборческих патриархов об уничтожении икон
(«Неправедный свиток» Собора 754 года, созванного при Константине
Копрониме). При содействии епископа Василия началась церковная карьера будущего
Патриарха Константинопольского святителя Игнатия, которого он поставил в чтеца, затем во
диакона и, наконец, во иерея. За свою верность иконопочитанию святитель Василий подвергся
многим гонениям и лишениям, претерпел голод и нищету, но до конца своих дней сохранил
чистоту учения Церкви.

СВТ. МАРТИН ИСПОВЕДНИК
(27 апреля)

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, жил в VII веке, когда Церковь
еще не знала разделений на Восточную и Западную. Святитель родился в
городе Тудертума Умбрийской области в Италии. Получив хорошее
образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти в
649 году папы Феодора I пресвитер Мартин был избран новым папой.
В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитства (учение о единой
воле и единой энергии Богочеловека Иисуса Христа), получившей широкое
распространение. Бесконечные споры монофелитов с православными
происходили во всех слоях населения. В 648 году сторонники ереси император Констант II и
Патриарх Константинопольский Павел издали декрет, так называемый Типос, в котором
предписывалось «ни порицать, ни осуждать никого за учение в прошлом об одной воле и одной
энергии, ни за учение о двух волях и двух энергиях». За неповиновение налагались наказания
церковные и гражданские: лишение должностей, имущества, а также телесное наказание и ссылка.
Этот еретический Типос был получен в Риме в 649 году. Святой Мартин, твердый поборник
Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь.
Одновременно он послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием
вернуться к православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику
Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства
и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого папу. Когда убийца
приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал
в Сицилию и вскоре был убит в сражении.
В 654 году император Констант отправил к папе другого военачальника, экзарха Феодора I
Каллиопу, с тяжелыми обвинениями в тайном общении святителя Мартина с врагами империи —
арабами-сарацинами, в возведении хулы на Пресвятую Богородицу и в неканоническом
вступлении на папскую кафедру. Несмотря на существование явных доказательств полной
невиновности Мартина, Феодор ночью с отрядом воинов захватил святителя и отправил его на
один из Кикладских островов Наксос в Эгейском море. Около года томился святитель Мартин на
этом безлюдном отдаленном острове, претерпевая многочисленные лишения. Уже совсем
измученного исповедника отправили тогда, наконец, в Константинополь на суд.
На суде оправданий больного и престарелого Мартина никто не стал даже слушать. После
вынесения обвинительного вердикта святителя в разодранной одежде выставили на осмеяние
толпы, которую подначили кричать ему: «Анафема!» Наконец, церковный служащий по указанию
императора, огласил приговор: лишить папу Мартина сана и предать смертной казни. Святителя
заковали в цепи и посадили в темницу к приговоренным к смерти убийцам и разбойникам.
Между тем император Констант узнал о просьбе умиравшего и раскаявшегося на смертном одре
Патриарха Павла прекратить мучения святителя Мартина. Император вернул заточенного Мартина
для дополнительного допроса. Однако папа Мартин всем своим дознавателям заявил: «Если даже
и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в
зловерии». Исповеднику все же заменили смертную казнь ссылкой в Крым, в Херсонес
Таврический. Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями 16
сентября 655 года. Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой
Богородицы.
Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого
исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

АПОСТОЛ

В те дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов (евреи из стран
языческих) ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном
раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников,
сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите
из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их
поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно
было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и
Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая
Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии,
помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма
умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
(Деяния св. Апостолов 6:1–7)

ЕВАНГЕЛИЕ

В те дни пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал
Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился,
что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника,
отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его
во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же
Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили
ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко
гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери
гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб,
увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и
ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он
воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его
и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. И, выйдя,
побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что
боялись.
(Евангелие от Марка 15:43–16:8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *