Осквернение
храмов
в наши дни
Священник Георгий Максимов
—
Что-то в последнее время повалило: то песни и пляски, то театральные представления, то акробатическое шоу – и все это в православных храмах. Непосредственно в храмовом пространстве, на фоне алтарей и икон. И по благословению настоятелей! Когда стал известен первый такой случай, я подумал, что это просто исключение и что поднявшаяся волна возмущения станет достаточным сигналом к тому, что не стоит это исключение делать правилом. Поэтому я и не комментировал тот случай, но оказался неправ. Подобных инцидентов становится больше, так что это теперь не исключение, а тенденция. И сказать о ней придется. — Прежде всего удивляет отсутствие у этих настоятелей (а также участников данных мероприятий) чувства святыни. Даже у многих нецерковных людей оно есть – понимание, что в святом месте нужно вести себя по-особому и что святое место – только для священнодействий и молитвы. Мы, пришедшие в Церковь в 1990-х, знали (и помнили), сколько храмов было осквернено, и у нас сжималось сердце, когда мы видели бывший храм, все еще используемый для чего-то другого, профанного, на селе нередко превращенный в ДК с концертными выступлениями и плясками. И как было радостно видеть каждый храм, в котором прекращено поругание и который возвращен к службе! Думаю, те, кто пронес веру через советские времена, еще более, чем мы, дорожили храмами, дорожили святыней. Но вот прошла четверть века, и случилось то, чего я никак не ожидал: сами священники без какого-либо принуждения со стороны безбожников, превращают храмы в ДК, устраивая в них пляски и добровольно отдавая их на поругание. — Почему это происходит и почему это происходит именно сейчас? Я сначала подумал, что, наверное, настоятели этих храмов – юные, недавно рукоположенные священники, представители новой генерации, так сказать. Полез проверять их биографии – оказалось, что все не так, они либо старше меня, либо примерно моего возраста. И рукоположены отнюдь не вчера. Сказать, что все они модернисты и в этом причина не могу – может быть, и так, но доподлинно это известно лишь про одного из них, взгляды других мне неизвестны. — Надо сказать, что проведение какой-то активности на приходе, выступлений детей, праздник и т.п. вполне можно осуществлять (и обычно так всегда и делают) в другом помещении. Либо в принадлежащем приходу, либо в арендованном. Часто удается договориться и о бесплатном использовании помещения, но если и нет такой возможности, плата за полдня аренды не столь уж высока. Священник, который при выборе, где проводить концерт: — — бесплатно в храме или за деньги в арендованном помещении, — выбирает первое, показывает тем самым, что сэкономленное бабло для него является большей святыней. Настоящей святыней, которую он готов оберегать даже ценой осквернения храма. — Некоторое время назад после известного кощунства, устроенного «P… Riot» в Храме Христа Спасителя, я был изумлен тому, как много оказалось в нашем обществе людей, которые считают это нормальным и, соответственно, у которых атрофировано понятие и чувство храмового пространства как святыни. Но теперь, когда вскрылась упомянутая тенденция, все стало ясно. Если у нас священники такие, то какие претензии могут быть к обществу? Разве могут привить людям понимание и чувство святыни священники, у которых оно тоже атрофировано? И то, что такие священники у нас не просто есть, но являются настоятелями и благочинными, – весьма тревожный симптом. Я уверен, что если и церковное наше общество не отреагирует жестко на эту тенденцию, то наказание свыше для всех нас явится непременно. Бог дал нам храмы не для того, чтобы мы, православные христиане, превращали их в театры и цирки. Тем священникам, которые считают это нормальным, которые воспринимают священнослужение как просто работу, а храм как просто производственное помещение, на мой взгляд, не должно быть места у престола. Миряне, которые в подобных мероприятиях участвовали, могли чего-то не понимать, им еще можно что-то объяснить. Если же священник не понимает этого, то он, говоря тем же языком, профнепригоден. — Блог священника Георгия Максимова — От редакции сайта «Благодатный Огонь»:В городе Перемышле Калужской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы (настоятель – иерей Дионисий Добров) устроили шоу. В воскресенье 23 апреля местным прихожанам показали акробатические выступления, а пришедшие с учителем дети исполнили народный бразильский танец под современную музыку.
Напомним, что около года назад в сети Интернет было выложено видео чудовищного концертного выступления подмосковного аналога PussyRiot 8 мая 2016 г. на амвоне храма св. пророка Илии (г. Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области). Вдохновитель сего «миссионерского» действа – протестантствующий священник Антоний Шугалей. А вот детский праздник (день Славянской письменности и культуры!!!) в московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (настоятель – протоиерей Владимир Волгин):
В таких оскверненных храмах по канонам не полагается больше ни служить, ни причащаться. Прихожанам и всем неравнодушным следует обратиться в Патриархию или к правящему архиерею (в данном случае Калужской епархии) и просить совершить переосвящение храма. Всё это вписывается в обновленческую концепцию обмiрщения Церкви, размывания границ между церковно-сакральным и секулярно-мирским, размывания православной духовности, на которой зиждилась на протяжении тысячелетия церковность русских верующих людей.
Благодатный Огонь |