Смущение о западных святых:
На письмо в редакцию отвечает священнослужитель
Уважаемая редакция! Хотелось бы получить разъяснение следующей проблемы. После включения нашим Синодом в святцы Русской Православной Церкви имен западных святых у многих возникло смущение. Что это за святые? Православные ли они и действительно ли угодили Богу? Можно ли их почитать и молиться им? Некоторые говорят, что постановление Синода в конечном итоге направлено на соединение с католиками. Помогите, пожалуйста, разобраться, как правильно к этому относиться.
С уважением, Елена
—
ЧИТАТЕЛЬНИЦЕ ОТВЕЧАЕТ СВЯЩЕННИК МИХАИЛ НОВИКОВ
Постановление о включении в месяцеслов РПЦ имен древних святых, подвизавшихся в западных странах, было принято на заседании Священного Синода 9 марта с. г. – «на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах».
Наши святцы пополнились «именами следующих святых: священномученика Пофина, епископа Лионского, и с ним пострадавших (2/15 июня; 177 г.); мученицы Бландины и мученика Понтика Лионских (2/15 июня; 177 г.); мученика Епиподия Лионского (22 апреля / 5 мая; ок. 177 г.); мученика Александра Лионского (24 апреля / 7 мая; ок. 177 г.); священномученика Сатурнина, первого епископа Тулузского (29 ноября / 12 декабря; III в.); мученика Виктора Марсельского (21 июля / 3 августа; ок. 290 г.); мученика Албана Британского (22 июня / 5 июля; III – нач. IV вв.); святителя Гонората, епископа Арльского (16 января / 29 января; 429 г.); cвятителя Германа, епископа Осерского (31 июля / 13 августа; 448 г.); преподобного Викентия Леринского (24 мая / 6 июня; до 450 г.); святителя Патрикия, просветителя Ирландии (17/30 марта; после 460 г.); святителя Лупа, епископа Труа (29 июля / 11 августа; 479 г.); преподобной Женевьевы Парижской (3/16 января; 512 г.); святителя Германа, епископа Парижского (28 мая / 10 июня; 576 г.); преподобного Прокопия, игумена Сазавского (16/29 сентября; 1053 г.)».
Есть ли причины смущаться деянием Священного Синода? Давайте рассмотрим этот вопрос.
Во-первых, почему Русская Православная Церковь вносит в свой месяцеслов западных святых? На каком основании? Это же не Константинопольская – Вселенская – Церковь, которой, безусловно, было бы логичнее объединить в своем календаре святых всех Поместных Церквей.
Почему мы тогда не вносим в таком количестве в наши святцы малоизвестных святых, например, Грузинской или Болгарской Церквей? Или еще более близкой нам Церкви Сербской? Почему мы включили в наш месяцеслов именно западных святых, святых Римской Церкви, впоследствии отпавшей от Православия и ставшей гонительницей Церквей, сохранивших неприкосновенной святую веру, переданную нам Самим Христом?
В то же время мы легко исключаем из календарей имена наших русских святых, например, святителей Василия Кинешемского, Иувеналия Рязанского и еще десятков новомучеников. Сделано это было, надо думать, на основании зачастую лживых архивных ГПУ-шных материалов и свидетельств, составленных в угоду безбожной власти.
Почему мы вносим в наш месяцеслов малоизвестных западных святых, но до сих пор даже не поднимали вопрос о прославлении широко почитаемых народом русских подвижников – например, архиепископа Гермогена (Голубева), о котором достоверно известно, что он пострадал за веру Христову? Или митрополита Иоанна (Снычева), чья душеспасительная пастырская и патриотическая деятельность славится и за пределами России? Нет пророка в своем Отечестве (см.: Мф. 13, 57), и святые Запада нам ближе, чем русские исповедники?
Так почему же Синод принял такое решение?
Ответ прост: действительно это делается для дальнейшего соединения с католиками. Для того чтобы сначала принять к нам чтимых ими святых, а потом, основательно переписав, «подправив» или заново составив их жития (ведь о многих из этих подвижников у нас нет развернутых сведений!) показать нам, что, возможно, кто-то из них еще тогда, в первые века Христианства, исповедовал лжеучение о филиокве или какую-либо другую латинскую ересь.
Ведь сейчас трудно выяснить и доказать святость и безупречность исповедания веры этих святых! Если мы зачастую не можем определиться с нашими новомучениками, то зачем браться за святых другой Церкви? Источники жизнеописаний упомянутых в постановлении Синода святых – еретические предания латинян, вероятно, переработанные авторами из других Поместных Церквей или даже просто позаимствованные у католиков. И если вы вносите этих угодников в наши святцы для общецерковного почитания в святой Русской Православной Церкви, то составьте свои жития, на основании своих данных, архивных изысканий, тщательнейших исследований, но не берите жизнеописания святых у еретиков или жития, основанные на их сочинениях. Еретикам нет и не может быть доверия! Приписать святому исповедание ереси – для них дело обычное. А через такие прокатоличенные, непроверенные жития в России начнет распространяться проповедь папизма, как прежде посредством заграничной революционной литературы лучшие умы нашего Отечества затуманило вольнодумство, что привело к краху Русского православного государства, убиению Помазанника Божия и катастрофе длиной в целое столетие.
Да, мы, безусловно, понимаем, что все включенные в наш месяцеслов святые жили до отпадения Римской Церкви от Православия. Но откуда мы можем узнать об их отношении к ересям, из-за которых это отпадение и совершилось? Ведь они зарождались и распространялись не одномоментно. Возьмем, к примеру, ересь филиокве – в 1054 году в данном вопросе была поставлена уже точка, но этому предшествовало длительное брожение умов. И почему нам никто не предоставил доказательств, что перечисленные святые не имеют отношения к латинским ересям? Предпринимая такой шаг, наш Синод должен был не только подготовить и выложить во всеобщий доступ составленные православными авторами, гарантированно истинные жития этих святых, но и дать всем верным православным христианам подтверждения святости этих подвижников не просто на словах и в общих формулировках, а в фактах. Иначе же и за дело браться не стоило.
В составленных на основании католических или иных зарубежных источников житиях могут быть ереси, которые наш народ, во многом, к сожалению, не вникающий в учение Церкви, примет за истину и повредится. Где же тут церковная польза? Где попечение о душах пасомых? Возможно и то, что ересь проникнет в житие или труды лишь одного из вышеперечисленных святых, но и этого будет достаточно для погибели души человеческой в наше лукавое апостасийное время.
«Голое» же, никак не мотивированное с точки зрения церковной пользы и благочестия постановление о внесении имен новых святых в наши календари может спровоцировать – и уже спровоцировало – споры, смуту и разделения среди верующих! Разве такая легко прогнозируемая реакция паствы есть достойное почитание памяти новых для нас угодников Божиих?!
Или нам не достаточно соблазнов и расколов, порожденных встречей Патриарха Кирилла с папой Франциском?
Даже малое человеческое смущение может привести к отпадению от Церкви! Почему вместо того чтобы хранить трезвенно веру истинную, нам предлагают совершать практические шаги к негласной унии? Зачем принимать никому не нужные новшества, толкающие народ в раскол? Не собирать, а расточать стадо Христово?!
Еще преподобный Анатолий Оптинский говорил, что «вследствие оскудения благочестия появятся в церквах ереси и расколы, и не будет тогда, как предсказывали Святые Отцы, на престолах святительских и в монастырях людей опытных и искусных в духовной жизни», что мы, к сожалению, и наблюдаем.
И неосмотрительное, без подготовки и просвещения народа включение нашими иерархами, заседающими в Синоде, имен древних западных святых в месяцеслов РПЦ подтверждает эти слова богомудрого старца.
Мы, конечно, чтим известных святых Римской Церкви, которая, как и иные, тоже украшена мучениками, святителями, преподобными и праведными. В Риме и в Италии пострадали и просияли апостолы Петр и Павел, Патриархи Климент, Сикст и Мартин, святители Амвросий Медиоланский, Лев Катанский, архидиакон Лаврентий, мученица Татиана и ее отец, мученик Севастиан и иже с ним, мученица София со своими святыми дочерями, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин и другие угодники Божии. Мы молимся им и нисколько не смущаемся фактом их принадлежности к Римской Церкви до ее отпадения от истины.
Великим Постом совершалась Литургия Преждеосвященных Даров, чин которой был составлен еще одним западным святым – святителем Григорием Двоесловом, Римским Патриархом. Православная Церковь удержала чествование этих святых и эту Литургию как часть своего Предания, несмотря на то, что сам Запад от этого уже давно отказался.
Но, повторюсь, включение новых западных малоизвестных святых в наш месяцеслов неоправданно, лишено смысла и никому не нужно.
Ведь даже своих святых мы знаем далеко не всех. Если, например, внимательно послушать возглашаемые на литии в день Всех русских святых имена, то станет ясно, что многие названные угодники Божии нам вовсе не знакомы.
А кто может сказать о себе, что хранит в памяти жития и труды даже известнейших Отцов Православной Церкви?
Итак, уважаемая Елена, давайте сделаем выводы.
Не следует увлекаться почитанием новых подвижников, попавших в наш месяцеслов из Западной Церкви, поскольку в достоверности и авторстве их житий у нас есть причины сомневаться. Необходимо держать в уме ту опасность, что посредством включения их имен в наши святцы нам могут подкинуть сомнительный, а то и заведомо еретический эпизод, добавленный современными западными писателями в их труды или жития. Доказательств же их святости нам, как мы уже выяснили, не предоставлено. Нет достоверных опубликованных житий, а в возможно готовящихся публикациях неизвестны их источники. Простого же утверждения в журнале заседания Священного Синода о том, что для внесения в месяцеслов эти святые избраны на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских (во многом подверженных влиянию католицизма в силу своего географического положения) епархиях Русской Православной Церкви и традиции их чествования в других Поместных Православных Церквах, – нам не достаточно.
Кроме того, к осторожности нас побуждает и обилие информации и событий, направленных на раскачивание церковного корабля, когда народ, с одной стороны, провоцируют к расколу, с другой же – подталкивают к сближению с католиками. В первую очередь это, конечно, прошлогодняя встреча папы и Патриарха, которая принесла и приносит много горьких плодов. И вот нынешнее безосновательное и несвоевременное деяние Синода тоже может послужить как поводом к разделениям, так и дополнительным предлогом для сторонников соединения с папистами к более активным действиям.
В остальном же будем помнить, что в Православной Церкви почитание святых является неотъемлемой частью Священного Предания и одной из важнейших обязанностей христианина.
Вот как об этом пишет преподобный Иоанн Дамаскин: «Должно почитать святых, как друзей Христовых, как чад и наследников Божиих, как говорит евангелист Иоанн Богослов: „Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти“ (Ин. 1, 12). Почему они уже не рабы, но сыны. „Аще же чада, и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу“ (Рим. 8, 17). <…> Я называю их богами, царями и господами не по естеству, но потому, что они царствовали и господствовали над страстями и сохранили неповрежденным подобие образа Божия, по которому и были сотворены (ибо царем называется и образ царя), а также и потому, что они по собственному [свободному] расположению соединились с Богом, приняли Его в жилище [своего] сердца и, приобщившись Его, сделались по благодати тем, что Сам Он есть по естеству».
Источник: Газета «Православный крест» № 177 от 1 мая 2017 г.
Взято с сайта – Информ-религия