Братия и Отцы! Настало Благовещение.
С благоговением мы чтим первый праздник Господний. В чем же состоит таинство Благовещения? В том, что Сын Божий сделался сыном человеческим, избрав в посредство Святую Деву, вселившись в Нее, создав из Нее Себе храм, и став совершенным человеком, ради искупления человека от клятвы закона (Гал. 3, 13), и ради того, чтобы стать нам сынами Божиими, и не быть уже рабами дьявола, стать свободными, уже не страстными, но бесстрастными, не плотолюбивыми, но Боголюбивыми, не по плоти ходящими, но по духу; ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога: ибо закону Божию не покоряются, да и не могут
(Рим. 8, 5. 6. 7. 8).
Вот в чем смысл таинства. И, следовательно, мы должны духовно праздновать и духовно жительствовать — в преподобии и правде, в любви, и в кротости, в мире и долготерпении, во благости, в Духе Святом, чтобы, насколько от нас зависит; воплощение Господа нашего Иисуса Христа не было для нас напрасным и бесплодным.
Мы должны молиться и скорбеть о мире, потому что Сын Божий пришел спасти мир, а мир отвергает Его. Не принимают Его племена и языки; отвергают Его варварские народы, предают Его и исповедающие имя Его святое, одни развращенною верою, а другие порочною жизнью. Что должно было сотворить, и не сотворил Господь? Будучи Богом, Он стал человеком; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Филип. 2, 8); даровал нам в пищу тело Свое и в питие Кровь свою; сподобил нас называть Его отцом и братом нашим, главой, учителем, женихом и сонаследником; всего исчислить невозможно. И однако Он бывает отвергаем, и терпит это:
Я пришел – говорит Он – не судить мир, но спасти мир (Иоан. 12, 47).
Что же мы на это скажем, братия? Что истинные ученики, видя неповиновение и преслушание товарищей, скорбят и сожалеют о них, показывая этим любовь, которую имеют к учителю и товарищам своим.
И великий Апостол заповедует христианам совершать молитвы, прошения, моления и благодарения за всех человеков (1 Тим. 2, 1, 2).
Он говорит другое, большее; истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему. Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим. 9, 1, 2, 3).
Видишь ли силу любви? Видишь ли высоту человеколюбия? Тоже показал Моисей, говоривший Богу: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх. 32, 32).
Так и мы, как искренние ученики Христовы, а не беззаконные чада, должны печалиться не о себе только, но и о братьях и о всем мире, и скорбеть и молиться. Таким образом, творя угодное Господу, мы наследуем жизнь вечную, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому подобает слава и держава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Чтение из Триоди постной.