Cтенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации на 9 декабря

ПРЕПОДОБНЫЙ АЛИПИЙ СТОЛПНИК
(9 декабря)

Преподобный Алипий Столпник происходил из пафлагонского города Адрианополя, прославился в правление императора Ираклия (610–641 годы). Житие говорит, что во время рождения сына мать удостоилась чудесного видения: вся комната наполнилась Божественным сиянием в предзнаменование будущей праведной жизни Алипия.
Воспитанный матерью в благочестии, Алипий с юных лет посвятил жизнь церковному служению; местный епископ Феодор рукоположил его во диакона и назначил экономом. Возжелав уединенной жизни, юноша отправился на Восток, но был возвращен земляками. Преподобный поселился в пещере в окрестностях родного города, очистив это место от злых духов.
Однажды, сопровождая епископа Феодора в Константинополь, Алипий остановился в Халкидоне, где ему явилась во сне мученица Евфимия. Святая сказала, чтобы он возвратился на родину и на месте заброшенного языческого кладбища основал церковь в честь ее имени. Тот исполнил указание и начал подвижническую жизнь. Рядом с храмом, под открытым небом святой соорудил себе из старинной колонны столп, находясь на котором 53 года он постоянно молился Богу, а также поучал и наставлял многих, приходящих к нему. Как писал Дмитрий Ростовский, «еще до освящения церкви легионы бесовские, видя, что, по старанию святого Алипия, среди их жилища воздвигается селение святых… с великим криком и воплем устремились на новозданную церковь и на келлию святого, желая разрушить здание до самого основания и, устрашив святого мужа, изгнать его оттуда». Побежденные молитвой и стойкостью святого, бесы навсегда покинули это место.
Постепенно рядом со столпом возникли мужская и женская обители; в последней подвизались мать и сестра Алипия.
Преподобный прославился чудесами: над его головой являлся огненный столп – знамение небесной славы; святой исцелял больных, изгонял бесов, предрекал будущее. Последние 14 лет жизни он по причине болезни ног провел лежа на одном боку, безропотно перенося тяжкие страдания и смиренно благодаря Бога.
Скончался преподобный Алипий в возрасте более 100 лет. Множество людей исцелилось у его мощей.

Тропарь прп. Алипию Столпнику
глас 1

Терпения столп был еси, ревновавый праотцем, преподобне, Иову во страстех, Иосифу во искушениях, и Безплотных жительству сый в телеси, Алипие отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак прп. Алипию Столпнику
глас 8

Яко добродетелей вину и постников удобрение, Церковь славит тя днесь и воспевает, Алипие: молитвами твоими подаждь чтущим любовию доблести твоя и борения лютых прегрешений избавление, яко тезоименитый.

ПРЕПОДОБНЫЙ СТИЛИАН ПАФЛАГОНСКИЙ
(9 декабря)

Святой Стилиан родился в бедной семье в Андрианополе, городке на югозападе Пафлагонии, между 400 и 500 годами после Рождества Христова. С детского возраста он выказывал редкое устремление к святой жизни, хранил в чистоте свои тело, дух и душу.
Достигнув совершеннолетия, он раздал свое имущество бедным. И когда ничего не осталось от отцовского наследства, преисполненный облегчения и радости, сказал: «Я скинул тяжелый якорь, который держал меня на привязи желаний моего падшего тела. Отныне открыт передо мной путь к истинной жизни».
После этого святой принял монашеский постриг в одном из малоазийских монастырей. Благодаря суровой аскезе он достиг добродетели нестяжательности, чистоты и послушания. Никакого имущества у него не осталось, он жил в простоте и нищете. Подчиняя свою волю старцу, он успешно боролся с искушениями от беса, мира и плоти.
Затем, желая еще ближе подойти к совершенству, он распрощался с братьями и удалился в безлюдную пустыню, где поселился в пещере. Дни и нощи он проводил в молитве и славословии Бога. Многие годы подвижнической жизни провел он в пустыне, до того, как Господь решил явить людям сего «светильника светла». Со временем в округе разнеслась молва о святости отшельника и многие люди, с верой и благочестием, потянулись к его пещере.
Глубоко запали в душу святому Стилиану евангельские слова: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:1-4). Господь даровал ему благодать покровительства малышам. Матери из близлежащих городов и деревень, издалека приносили ему своих больных детей, и святой исцелял их. Достигнув пещеры, матери падали перед святым на колени, славили Бога и молили о своем ребенке. Святой Стилиан брал его на руки, со слезами просил у Бога исцеления, и Господь даровал его. Кроме того, по молитвам святого бесплодные женщины становились многодетными матерями. Даже после успения святого женщины, прибегавшие к иконе святого Стилиана, всегда получали исцеление от болезни бесплодия.
Преставился святой Стилиан ко Господу в глубокой старости.
Почитание преподобного Стилиана распространилось широко за пределы родной области и остаётся сильным особенно в Церквах греческой традиции. На Руси его имя осталось малоизвестным. Как и в годы его земной жизни, к нему особенно прибегают в молитвах об исцелении детей и избавления от бесплодия. На иконах святой изображается держащим на руках спеленутого младенца.

Тропарь прп. Стилиану Пафлагонскому
глас 3

Столп воодушевленный воздержания, столп неколебимый Церкве, Стилиане, соделался еси, блаженне. Господу от юности вверился еси, обиталище Духа явился еси, отче преподобне, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

Кондак прп. Стилиану Пафлагонскому
глас 4

От утробы матерния освятивыйся, яко Божественный Самуил, богоносне, подвижнически Христа Бога прославил еси. Темже исцелений показался еси кладязь и предстатель божественный отроков и младенцев, Христос бо тя светло славит, Егоже измлада, Стилиане, прославил еси.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ»
(10 декабря)

Термин «Знамение Пресвятой Богородицы» употребляется в церковном языке в двух значениях: как определенный тип иконы Божией Матери и как русский православный праздник этой иконы, отмечаемый 10 декабря.
Икона Божией Матери «Знамение» изображает Пресвятую Богородицу, молитвенно поднимающую Свои руки: на груди Ее, на фоне круглого щита (или сферы), – благословляющий Божественный Младенец. Богоматерь изображена в полный рост (стоящей) или по пояс. Такое изображение относится к числу самых первых иконописных образов Пресвятой Богородицы – он обозначается латинским термином Оранта, Молящаяся – и олицетворяет Заступницу мира. В этом первом значении термин «Знамение», вероятно, связан с известным мессианским пророчеством: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14). Иконы данного типа появились впервые на Руси в XI–XII вв. У нас эту икону стали считать заступницей от врагов, и это связано с прославлением чудотворной новгородской иконы в 1170 году. В связи с этим и возникло название «Знамение» в значении «знак милости со стороны Божией Матери».
Согласно рассказам летописей, в этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал накрыла тьма и напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.
В первой половине XV века Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие святого Иоанна Новгородского. В 1356 года икона была перенесена в специально построенную для нее в 1354 году каменную церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы, в XVII веке в честь иконы был возведен большой каменный собор. В 1999 году чудотворный образ, хранившийся в советский период в НГОМЗ, был передан Русской Православной Церкви и поставлен в соборе Святой Софии в Великом Новгороде – на солее перед иконостасом слева от царских врат в стеклянном киоте.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ)
(11 декабря)

Священномученик Серафим, митрополит Петроградский, – один из новомучеников и исповедников Российских, пострадал в годы гонений на веру со стороны советской власти. В своем пастырском служении он, как мог, поддерживал веру и благочестие в простом народе в тяжелое для Русской Церкви время. Арестованный и ложно обвиненный властями, владыка Серафим был расстрелян на печально известном Бутовском полигоне. Митрополит Серафим прошел путь от воина Русской армии до епископа Русской Церкви. В каждом из своих служений владыка следовал Божией истине, за которую, в конце концов, он положил и свою душу.
Святитель Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 января 1856 года в СанктПетербурге в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича, происходил из известного аристократического рода, прославившегося в Русской истории выдающимися деятелями, в том числе военными, среди которых было два адмирала.
Получил прекрасное военное образование. В 1877–1878 годах Леонид принимал участие в Русско-турецкой войне на Балканах. Там он проявил себя с самой лучшей стороны, за что был произведен в поручики и отмечен несколькими боевыми наградами.
По возвращении с фронта в Петербург в 1878 году Леонид встретился с праведным Иоанном Кронштадтским, который во многом определил стремление молодого человека посвятить себя служению Богу. С той самой встречи будущий владыка самые важные решения в жизни принимал только с благословения батюшки Иоанна.
В 1879 году Леонид Чичагов вступил в брак с дочерью камергера Императорского двора Наталией Дохтуровой. Леонид старался выстраивать отношения в семье на основах христианской морали и нравственности, эту же нравственность он стремился привить четырем своим дочерям. В военной службе Леонид продолжал делать успехи. В 1881 году он получил чин штабс-капитана, после чего около года прослужил за границей, во французской армии. За годы службы Леонид Чичагов был удостоен десяти российских и иностранных орденов, в том числе наградной сабли с дарственной надписью от императора за осаду и взятие Плевны. Но со временем он всё более и более склонялся к мысли избрать иное, не военное служение. В итоге, по совету святого Иоанна Кронштадтского, Леонид Чичагов в 1890 году в чине полковника вышел в отставку и переехал в Москву.
26 февраля 1893 года в столичном синодальном храме Двунадесяти апостолов Леонид Чичагов был рукоположен во диакона, а спустя два дня – во священника. В том же храме он и начал свое служение, при этом пожертвовав собственные средства на его восстановление.
Первый год пастырского служения отца Леонида совпал с тяжелой болезнью супруги, в результате которой матушка Наталия умерла, и он остался один с четырьмя дочерями, старшей из которых было 15 лет, а младшей – 9.
В августе 1898 года, после трех лет вдовства, он принял монашество. Тогда же он получил новое имя Серафим, в честь своего покровителя, великого святого земли Русской, Серафима Саровского.
В 1902 году по повелению императора Николая II и определению Святейшего синода ему были поручены подготовительные работы к канонизации Серафима Саровского, состоявшейся в 1903 году. Написал житие преподобного, акафист святому, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Был одним из организаторов церемонии прославления.
В разные годы был настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева и Воскресенского Ново- Иерусалимского монастырей, где проявил себя энергичным и рачительным хозяином. Восстанавливал как хозяйственную, так и духовную жизнь монастырей, большое внимание уделял реставрации обителей, церковному пению. Хорошо рисовал, занимался иконописью. Автор образов Спасителя в белом хитоне и преподобного Серафима, молящегося на камне, находящихся в московской церкви во имя пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке.
В 1905 году отец Серафим принял на себя еще одно служение – епископское. Изначально он был хиротонисан епископом Сухумским, однако уже через год – в феврале 1906 года – был назначен епископом Орловским и Севским.
На Орловской кафедре владыка проявил себя деятельным архипастырем. В первую очередь он сконцентрировал свое служение на возрождении духовности в простом народе. С этой целью он распространял среди рядового духовенства просветительскую литературу, проповедовал, занимался делами милосердия. Также владыка Серафим уделял немалое внимание общинам при храмах, так как считал, что развитие епархиальной жизни целиком зависит от приходских общин. В частности, он организовал при храмах своей епархии приходские советы, которые помимо сугубо церковных дел занимались широкой социальной и благотворительной деятельностью.
В 1921 году святитель Серафим в первый раз подвергся серьезному гонению со стороны большевиков, он был арестован и заточен в Таганскую тюрьму, которую покинул лишь в 1922 году. В то время он уже сильно болел. Затем ему опять предъявили обвинение в преступлениях против Советской власти и приговорили к ссылке в Архангельскую область, где он провел около года. По возвращении из ссылки архипастырь остановился в Москве. В столице он жил уединенно, не принимая участия ни в каких церковных делах, а лишь посещая Данилов монастырь и своего духовника, архимандрита Георгия Лаврова, и архиепископа Феодора (Поздеевского). Через непродолжительное время, в апреле 1924 года, его вновь арестовали, обвинив в организации торжеств в честь прославления Серафима Саровского в 1903 году.
Стараниями Патриарха Тихона святитель Серафим был освобожден из-под стражи и уехал в деревню Шуи, где его приняли с радушием в Воскресенский Феодоровский монастырь. В обители он много служил, в том числе во все воскресные и праздничные дни.
В феврале 1928 года митрополит Серафим был назначен на Ленинградскую кафедру. При поддержке епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского), прибывшего в Ленинград в конце 1928 года, владыка удачно противостоял попыткам властей расколоть Русскую Церковь при помощи движения обновленцев. Свидетельством великих заслуг владыки на Ленинградской кафедре стало создание верующими в сентябре 1930 года «Общества митрополита Серафима» при Троицком Измайловском соборе.
В октябре 1933 года владыка Серафим был отправлен на покой и уехал в Москву. Владыка сильно болел: у него была гипертония, одышка, водянка. Тем не менее он постоянно принимал приезжавших к нему духовных детей, а также митрополитов Алексия (Симанского), будущего патриарха, и Арсения (Стадницкого); сочинял церковную музыку, никогда не расставался с фисгармонией.
В ноябре 1937 владыку арестовали в очередной и последний раз. Не пощадили даже его старость – ему было 82 года. Ввиду того, что арестованный не мог самостоятельно ходить, его вынесли на носилках, а затем, на машине скорой помощи, перевезли в Таганскую тюрьму. 11 декабря, по приговору тройки НКВД, его расстреляли на Бутовском полигоне. Лишь только в ноябре 1988 года он был реабилитирован властями. Церковное прославление митрополита Серафима в чине священномученика состоялось 23 февраля 1997 года.

АПОСТОЛ

Братия, благодарите Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стои́ т. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.
(Послание к Колоссянам св. ап. Павла 1:12–18)

ЕВАНГЕЛИЕ

В то время учил Иисус в одной из синагог в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́ те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
(Евангелие от Луки 13:10–17)

Схиархим. Кирилл (Павлов). Проповедь на Евангельское чтение

Возлюбленные во Христе братия и сестры! В нынешнее воскресенье Святая Церковь предложила нам Евангельское чтение о чудесном исцелении Господом нашим Иисусом Христом одной несчастной скорченной женщины…
Дорогие братия и сестры! На указанном примере мы увидели, каким образом действуют завистники, представляющиеся людьми, которые заботятся об общем благе. На самом же деле они таят в своем сердце отвратительное лицемерие. Добрые люди радуются благополучию ближних, благословляют благодетелей и славят Бога благодеющего. Злые же и завистливые люди с недоброжелательством относятся к благополучию ближних, не могут терпеть ничьего превосходства, не радуются ничьей радости, а наоборот, стараются воспрепятствовать благополучию ближнего. А если не в силах этого достигнуть, то стараются любыми кознями и происками унизить и обесславить доброе дело ближнего, перетолковывая все в худую сторону. Подобно кротам, роющимся в земле и не способным видеть свет Божий, завистливые люди подкапываются под самое основание добродетели, лишь бы кого-нибудь опорочить. И нет на земле доброго дела, которого бы не касалась зависть.
Всему доброму и святому дает зависть имена недостойные, с единственной целью – унизить почтенных и порядочных людей, лишить их любви и уважения, которыми они пользуются по справедливости. Зависть рождает страшные пороки: ненависть, злоречие, презрение, коварство, обман, убийство и многие другие. Поэтому зависть есть корень всякого зла. Если другое зло имеет некий предел, то зависть предела не имеет, – она есть постоянное зло, безграничный, бесконечный грех, – как говорят святые Отцы. Если бы не было зависти, то тишина и спокойствие, мир и благоденствие окружали бы нас. Сотворить пользу ближнему было бы для нас сердечным удовольствием, видеть счастье брата было бы нашим счастьем. Если бы не было зависти, нашими действиями и желаниями управляла бы только любовь, которая всем желает добра. Но где зависть, там неустройство, там все худое. Завистливый, как ночной вор, подкапывает, разрушает благосостояние ближнего и только тогда успокаивается, когда достигает своей цели. Лишить кого-нибудь счастья, увидеть его в злострадании – вот цель, к которой стремится зависть. Ложь, клевета, обман, низкое пронырство, ласкательство перед высшими – вот свойства зависти. Много зла и вреда приносит зависть обществу, стараясь навредить людскому счастью, разрушая христианский мир между ближними. История Церкви знает множество примеров ужасных злодеяний, совершенных под влиянием этого порока. Движимый завистью, Каин убивает своего брата Авеля; братья Иосифа, завидуя его телесной и внутренней красоте, продают его в рабство; первосвященники и фарисеи, движимые завистью к Спасителю, оклеветав и унизив Его, совершают ужасный грех богоубийства. Зависть – это ржавчина, съедающая душу завистника. Завистливый человек ни днем, ни ночью не имеет покоя, всегда и всем недоволен, сетует на все с ропотом, частый гнев и постоянная злоба мучают его.
Возлюбленные во Христе братия и сестры! Убережемся от этого порока! Постараемся воспитать в своем сердце расположение и любовь ко всякому доброму делу.
Святые Отцы говорят: когда видите ближнего, который в чем-либо превосходит вас, не давайте места зависти, а вознесите теплую молитву ко Господу, чтобы он укрепил и умножил добродетели ближнего, тогда и вас Господь не оставит Своею милостью и любовью. Тем же, которые уже заражены этим гнусным пороком и хотят от него избавиться, святые Отцы советуют умертвить матерь этой страсти – матерью зависти является гордость. А святой апостол Павел рекомендует приобретать и стяжевать любовь, потому что любовь не завидует (1 Кор.13:4) – и тогда зависть падет сама собой.
Кроме этого нужно знать, что все, принадлежащее человеку, не может и не должно почитаться за важное и великое, а потому не может являться предметом зависти. Для христианина истинные блага должны составлять блага небесные, а все остальное: здоровье, богатство, почести – это тленное, временное и не должно рождать зависти. Постараемся, возлюбленные, иметь мир между собою, потому что нет ничего на свете сладостнее мира. Помолимся Господу, чтобы Он даровал, утвердил мир между нами и чтобы мы могли избавиться от гнусного порока зависти и избежать наказания от Господа на Его страшном и праведном Суде. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *