ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ
(24 сентября)
Святой Силуан Афонский (мирское имя – Симеон) родился в с.
Шовском Тамбовской губернии в семье крестьянина Иоанна Антонова,
в 1866 году. Его родители были неграмотными, однако
благочестивыми, мудрыми, чуткими и отзывчивыми людьми. Несмотря
на бедность, они отличались гостеприимством, помогали
нуждавшимся. Иногда им приходилось делиться даже из скудного
запаса, последним. Сам Симеон (отец Силуан) всегда отзывался о
матери и отце с любовью и теплотой. Будучи трудолюбивыми и
хозяйственными людьми, они всегда находили время для посещения храма. Симеон любил
присутствовать за богослужением вместе с родителями. Здесь он знакомился со словом
Божьим, с историей жизни святых.
Будущий старец с детства воспитывался в православных традициях, и христианское
воспитание было ему по душе. С юности он расположил себя к мысли о монашеском
восхождении к Богу и Царству Небесному. Он даже выбрал обитель, где хотел бы дать
Господу обеты и предаться аскетическим подвигам: желал поступить Киево-Печерскую
Лавру. Между тем, отец, предостерегая сына от поспешности принятия столь важного
решения, заботливо настаивал, чтобы тот, для начала, испытал себя на воинской службе, а
затем определился, как поступить.
Подчиняясь воле родителя, Симеон отложил свои планы. Постепенно мирские соблазны и
удовольствия стали затягивать его всё сильней и сильней, а вскоре и вовсе перевесили
желание отложиться от мира. Мысль о монашестве отошла (до времени) на второй план.
Но вскоре Благость Божия напомнила о себе. Однажды, когда Симеон возвратился с
очередного гулянья и заснул, не то в полудрёме, не то в тонком сонном видении он вдруг
увидел себя словно бы извне. При этом он воочию созерцал, как в него проникал
отвратительный змий. Ощутив омерзение и ужаснувшись, Симеон пробудился и тут же
услышал таинственный голос. Это был голос Пречистой Божией Матери. Богородица
разъяснила, что как ему было противно глядеть на глотание змея, так и Ей тяжко смотреть
на его греховную жизнь. После этого случая он вновь воспламенился ревностью о Господе,
загорелся желанием жить по закону Божьему, в согласии с совестью.
Тяготы воинских обязанностей не пугали Симеона. Армейская служба, которую он проходил
в Санкт-Петербурге, способствовала укреплению характера, приучала к ответственности и
исполнительности. Всё больше и решительнее думал он о монашеской жизни, далёкой от
мирских соблазнов и бессмысленной суеты. Несколько раз Симеон жертвовал накопленные
деньги на нужды Афонских монахов. По этому поводу между его сослуживцами сложилась
поговорка, что он пребывает умом на Святой Горе и на Страшном Суде.
Ближе к концу своей военной службы Силуан поехал повидаться с о. Иоанном
Кронштадтским, но встреча не состоялась, и он оставил короткую записку. Она состояла
всего из нескольких слов: «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не
задержал».
Возвратившись после прохождения службы домой, Симеон пробыл там несколько дней, а
затем, собравшись в дорогу и приготовив подарки, простился с близкими и отправился на
Афон. Прибыв на Святую Гору в 1892 году, он поступил в Русскую Пантелеймонову
обитель. Первое время трудился на мельнице. Затем ему стали назначать другие послушания.
Биограф Силуана архимандрит Софроний (Сахаров) описывает жизнь старца в Свято-
Пантелеимоновом монастыре следующими словами: «Вводился брат Симеон в духовный
подвиг вековым укладом Афонской монастырской жизни, насыщенной непрестанной
памятью о Боге: молитва в келлии наедине; длительные богослужения в храме; посты и
бдения; частая исповедь и причащение; чтение, труд, послушание».
Физический труд был ему по плечу, ведь он вырос в крестьянской семье, прошёл армию.
Гораздо сложнее было противостоять искушениям. В какое-то время Симеон настолько пал
духом, что предполагал оставить обитель. И лишь мысль о том, что он вновь огорчит Божью
Матерь, отрезвила смутившийся дух. В другой раз он испытал искушение самомнением.
Терзавшие его помыслы разрушали зачатки смирения, способствовали формированию
гордости и тщеславия. В конце концов посредством молитв, послушания и советов
священников Симеон преодолел и это искушение.
Но здесь его подстерегала другая опасность: чрезмерное, вплоть до отчаяния, осознание
личной ничтожности, разуверение в возможности спасения. Тогда милосердный Господь
вознёс Его духом в Горнее Царство. Почувствовав присутствие Вседержителя, Симеон
ощутил, что он словно наполнился благодатью «мученичества». Этот благотворный опыт
переживания встречи с Небесным Царём запомнился ему на всю жизнь. Однажды познав
сладость Рая, он всеми силами стремился к стяжанию благодати, усилил подвиги, борьбу с
лукавыми помыслами. Позднее он сравнивал человека, утратившего через грех благодать, с
малым дитятей, лишившегося радости общения с матерью.
Какого-то определенного старца-наставника Симеон не имел. В качестве ближайшего
примера для подражания он всегда держал в памяти деятельность Серафима Саровского,
великого молитвенника и светильника Русской земли.
В 1896 году Симеон принял монашеский постриг и новое имя – Силуан, а в 1911 году был
возведён в схиму. Возрастая возрастом духовным, он увеличивал подвиги. Стремясь
подчинить себя Богу, усиливал воздержание и смирял себя едва ли не во всём: ел мало,
содержал строгий пост; часто ограничивал сон двумя часами в сутки, при этом спал
урывками, не ложась, а сидя на небольшом табурете.
Со временем в молитвах старца всё чаще стали звучать прошения о мире, грешащем и
забывающим Творца. Эти прошения сопровождались скорбью и любовью. Молитвам за
ближних отец Силуан предавал огромное значение и в некотором отношении сопоставлял
их с пролитием крови за людей. Он считал, что благодаря молитвам сохраняется мир, а когда
молитва ослабнет, мир не устоит.
Прожив долгие годы по правилам общежительного устава, старец не стремился к
уединённой жизни затворника, как это делали другие подвижники. Он считал, что на это
требуется особое Божье благоволение, которое даётся не всем.
Скончался прп. Силуан 24 сентября 1938 года. От его поучений до нас дошли некоторые, в
том числе записанные и составленные воедино в виде пособий другими людьми, как то:
Иеромонах Софроний «Старец Силуан Афонский», епископ Диоклийский Каллист
«Спасение по учению преподобного Силуана Афонского».
Преподобный Силуан Афонский о познании Бога
Господь любит человека и является ему, как Сам Он изволяет. И душа, когда увидит Господа,
то смиренно возрадуется милосердию Владыки, и уже ничего другого не может возлюбить
так, как любит своего Творца; хотя она и будет все видеть и всех любить, но больше всего
любит Господа.
Чтобы познать Господа не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым
и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу,
и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы
обрела она покой в Боге.
Иное дело веровать, что есть Бог, и иное – знать Бога.
Любовь Господня познается не иначе, как Духом Святым; а мирная душа, которая хранит
чистую совесть, из творений познает Бога, что Он создал небо и землю. Но и это – дело
благодати, хотя и малой еще; а без благодати ум наш не может познавать Бога, но все
влечется к земному; к богатству, к славе, к наслаждениям
Душа, познавшая Господа, невидимо ощущает присутствие Создателя своего и бывает в Нем
зело покойна и радостна. И чему можно уподобить эту радость? Она подобна тому, как если
бы возлюбленный сын из далекой страны, после долгой разлуки вернулся в свой отчий дом
и в сытость беседует с дорогим отцом и с любимой матерью, и с милыми братьями и
сестрами.
Когда люди хранят страх Божий, тогда тихо и сладко жить на земле. Но ныне народ стал
жить по своей воле и разуму, и оставил заповеди святые, и без Господа думают найти радость
на земле, не ведая, что единый Господь есть радость наша, и только в Господе веселится
душа человека. Он согревает душу, как солнце греет полевые цветы, и как ветер, качая их,
придает им жизни. Все дал нам Господь, чтобы мы славили Его. Но мир не разумеет о сем.
И как может кто разуметь о том, чего не видел и не вкушал? Я тоже, когда был в миру, то
думал, что вот счастье на земле: я здоров, красив, богат, и люди любят меня. И я этим
тщеславился. Но когда я познал Господа Духом Святым, тогда на все счастье мира стал
смотреть, как на дым, который уносится ветром. А благодать Святого Духа радует и веселит
душу, и она в мире глубоком созерцает Господа, забывая землю.
Кто любит Господа, тот всегда Его помнит, а память Божия рождает молитву.
Не может душа иметь мира, если она не будет поучаться в законе Божием день и ночь, ибо
закон сей написан Духом Божиим, а Дух Божий от Писания переходит на душу, и душа
чувствует в этом услаждение и приятность, и уже не хочет любить земное, потому что
любовь к земному опустошает душу, и тогда она бывает унылая, и дичает, и не хочет
молиться Богу. Враг же, видя, что душа не в Боге, колеблет ее и свободно влагает в ум, что
хочет, и перегоняет душу от одних помыслов к другим, и так целый день душа проводит в
этом беспорядке и не может чисто созерцать Господа.
Кто носит в себе мир Духа Святого, тот и на других изливает мир; а кто носит в себе злого
духа, тот и на других изливает зло.
Память обновления (освящения) храма
Воскресения Христова в Иерусалиме
(26 сентября)
Праздник установлен в память завершения строительства и обновления
(то есть освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, более
известного в настоящее время как Храм Гроба Господня. Это главный
храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства
Воскресения Иисуса Христа – Голгофа и Гроб Господень, а также
другие святые места, связанные с искупительной жертвой Спасителя,
Его Крестными страданиями и Воскресением.
В 325–326 годах святая равноапостольная царица Елена, мать святого
императора Константина, совершила паломничество в Палестину,
посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий.
Царица Елена обрела Честной и Животворящий Крест Господень, обнаружила места Распятия
и погребения Иисуса Христа (в то время на них стояли языческие храмы Венеры и Юпитера).
Император Константин приказал разрушить языческие капища и возвести над Гробом
Господним величественный храм. Император руководил работами через Иерусалимского
епископа Макария, он распорядился вести строительство, не считаясь с затратами, чтобы этот
храм был «…великолепнее всех храмов, где-либо существующих и чтобы другие здания при
храме были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений».
Через десять лет строительство было завершено и 13 (26 по новому стилю) сентября 335 года в
Иерусалиме при большом стечение епископов состоялось освящение Храма Воскресения
Христова; в праздничное торжество в честь Обновления, как дополнительное, вошло и
воспоминание обретения святого Креста Господня (нынешний праздник Крестовоздвижения).
Уже в конце IV веке праздник Обновления был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных
праздников наряду с Пасхой и Богоявлением. Он отмечался в продолжение восьми дней; каждый
день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на
Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество паломников, в т. ч. и из отдаленных
областей – Месопотамии, Египта, Сирии; совершалось таинство Крещения; народу для
поклонения выносился Крест Господень.
Постепенно древняя иерусалимская литургическая традиция, в том числе торжество
Обновления, частично утрачивается, чему способствовало нашествия персов на Палестину и
разграбления ими Иерусалима в 614 году. Воздвижение Честного и Животворящего Креста, как
событие универсальное и не столь сильно связанное с конкретным географическим местом,
становится более значительным, основным праздником и получает широкое распространение на
Востоке. Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в
богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед
Воздвижением.
В России праздник получил второе именование – Воскресение словущее. Словущее – означает
«так называемое» (от глагола «слыть» – быть известным). Это отличает его от главного
праздника в христианстве – Воскресения Христова (Пасхи). Посвященные этому торжеству
храмы носят название церкви Воскресения Словущего. По сложившейся традиции на
престольный праздник (26 сентября) в этих храмах совершается богослужение по Пасхальному
чину, как в Светлую седмицу.
АПОСТОЛ
Братия, видите, как много написал я вам своею рукою. Желающие хвалиться по плоти
принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо
и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы
похвалиться в вашей плоти. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего
Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не
значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу,
мир им и милость, и Израилю Божию. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы
Господа Иисуса на теле моем. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим,
братия. Аминь.
(Послание к Галатам св. ап. Павла 6:11–18)
Братия, вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их
Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит
Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими
сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие
обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
(Второе послание к Коринфянам св. ап. Павла 6:16Б–7:1)
ЕВАНГЕЛИЕ
Сказал Господь: никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий,
сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну
Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так
возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не
погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но
чтобы мир спасен был чрез Него.
(Евангелие от Иоанна 3:13–17)
В то время Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя
из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что
кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А
она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо
взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые
падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика́ вера твоя; да
будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.
(Евангелие от Матфея 15:21–28)
Еп. Митрофан (Зноско-Боровский). Проповедь на Евангельское чтение
После насыщения пятью хлебами 5-ти тысяч человек и после хождения по водам, Иисус Христос
удалился «в страны Тирские и Сидонские», в пределы языческой Финикии, и войдя в дом, «не
хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться». Язычниками этой страны, хотя они и мало знали о
Христе, Его появление в пределах Тирских и Сидонских не осталось незамеченным. Как только
Господь, с группой Своих учеников, пришел сюда, «услышала о Нем женщина, у которой дочь
была одержима нечистым духом», и, «выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи,
Сыне Давидов! дочь моя жестоко беснуется». Христос не отвечал ей ни слова. Эта женщина –
язычница, видимо, долго следовала за Христом, настойчиво вымаливая Его к себе внимание и
милость. Сама она не принадлежала к дому Израилеву, она была язычница, и знала о том, что
израильтяне, как и римляне, считали все народы, кроме себя, дикарями, варварами и «псами»,
но сердцем страдающей матери она чувствовала, что перед нею идет не простой лекарь-
целитель, не простой учитель, а «Господь, сын Давидов» – Мессия, пришествия Которого
ожидали народы вселенной.
Слыша ее вопль и поражаясь ее настойчивости, Апостолы приступили ко Христу и просят Его:
«отпусти ее, потому что она кричит за нами». И Христос, вняв как бы просьбе Апостолов, сказал
им: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Тогда женщина, припав к ногам Его
и кланяясь Ему, говорила: «Господи, помоги мне!» Он же сказал ей в ответ: «нехорошо взять
хлеб у детей и бросить псам». Казалось бы, что это оскорбительное слово «псам» заставит
женщину-язычницу отойти от Христа, но, к общему удивлению, язычница проявила в своем
ответе Христу необычайное смирение. Она сказала: «так, Господи, но ведь и псы едят крохи,
которые падают со стола господ их». Удивился Господь смирению этой женщины и сказал ей:
«О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И придя в дом свой, она
нашла свою дочь исцеленной, мирно лежащую на постели» (Мк. 7:29–30).
Обратим с вами внимание на исцеление бесноватой по вере матери, без участия самой
одержимой. Прежде чем исполнить просьбу матери, Господь испытывает душу ее, испытывает
глубину смирения человека и силу воли его в настойчивости его молитвы.
Отметим еще, что мать-хананеянка, хотя и была язычницей, понимала, что дочь ее не просто
больная, а «бесноватая». Она верила в реальность «духа зла», верила в возможность внедрения
его в человека, как инородного, нечистого духа. Многие израильтяне, как, например, саддукеи,
не верили в реальность «злой силы», да и в наше время мало кто верит. В этом, дорогие, кроется
великая опасность для нормального духовного состояния человека. Отрицание реальности
«духа зла» неизбежно парализует бдительность человека к его внутренней жизни. Мы с вами –
воины Христовы. А враг, которого воин не видит и не подозревает его существования, является
самым опасным врагом, удары которого могут быть смертельными.
Не обиделась женщина-язычница на слово Спасителя о «псах». Ее смирение напоминает нам
смирение сотника-язычника, который считал себя недостойным принять Христа под кров своего
дома.
Да, дорогие, труднее всего дается человеку смирение. А ведь смирение, лишенное
самопревозношения, рождает и питает в душе человека веру в Христа-Спасителя, и эта вера
творит чудеса в человеке. Так учит нас в нынешнем Евангелии Иисус Христос, Ему же слава во веки веков. Аминь.