Сказаніе о Рождествѣ Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа [1].
—
св. Димитрія Ростовскаго
—
Рождество Іисуса Христа было такъ: оно случилось по обрученіи Преблагословенной Матери Его, Пречистой Дѣвы Маріи, съ Іосифомъ, мужемъ праведнымъ и уже старымъ (ибо ему было восемьдесятъ лѣтъ). Пречистая Дѣва дана была ему, по свидѣтельству святаго Григорія Нисскаго [2] и святаго Епифанія Кипрскаго [3], подъ видомъ супружества, дабы онъ хранилъ Ея дѣвство и заботился о Ней. Еще прежде, чѣмъ они стали жить вмѣстѣ, оказалось, что Она имѣетъ во чревѣ отъ Духа Святаго. Іосифъ былъ мнимымъ мужемъ Маріи, а въ дѣйствительности хранителемъ посвященной Богу дѣвической чистоты Ея и очевидцемъ Ея непорочной жизни. Ибо Господу угодно было утаить отъ діавола тайну Своего воплощенія отъ пречистой Дѣвы, и для сего Онъ покрылъ дѣвство Матери Своей супружествомъ, чтобы врагъ не зналъ, что это та Дѣва, о Которой предрекъ Исаія: се Дѣва во чревѣ пріиметъ (Ис. 7, 14). Объ этомъ свидѣтельствуетъ святый Аѳанасій, архіепископъ Александрійскій [4], въ слѣдующихъ словахъ: «Іосифъ долженъ былъ послужить тайнству, чтобы Дѣва, какъ бы имѣющая мужа, славилась [5], и чтобы самая истина вещи осталась сокрытою отъ діавола, дабы онъ не зналъ имѣющаго совершиться, какимъ образомъ Богъ благоизволитъ пребывать съ людьми» (Слово на Рождество Христово). И святый Василій Великій [6] говоритъ: «Обрученіе съ Іосифомъ совершилось для того, чтобы утаить отъ князя вѣка сего (т. е. діавола) воплощеніе Сына Божія» (Слово на Рождество Христово). То же говоритъ и святый Іоаннъ Дамаскинъ [7]: «Іосифъ обручается Маріи какъ мужъ, чтобы діаволъ, не зная о безмужномъ Рождествѣ Христовомъ отъ Дѣвы, отступилъ, т. е. пересталъ возбуждать Ирода и подстрекать іудеевъ къ зависти. Ибо діаволъ съ самаго того времени, когда Исаія предрекъ, что се Дѣва во чревѣ пріиметъ и родитъ, зорко слѣдилъ за всѣми дѣвицами, какъ бы которая изъ нихъ не зачала безъ мужа и не родила, оставаясь дѣвою. Божіе смотреніе устроило обрученіе Дѣвы Маріи съ Іосифомъ, дабы отъ князя тьмы утаилось и дѣвство Пречистой Богородицы, и воплощеніе Бога Слова». Еще прежде совершенія супружеской тайны, Пречистая Дѣва Марія оказалась имѣющею во чревѣ отъ Духа Святаго, и возрастало святое чрево Ея, вмѣщающее въ себѣ невмѣстимаго Бога. Особенно же обнаружилась Ея беременность тогда, когда, по прошествіи своего трехмѣсячнаго пребыванія у Елисаветы, Она возвратилась въ домъ свой (Лук. 1, 56), и Божественный плодъ внутри Ея съ каждымъ днемъ возрасталъ, а день рожденія младенца Христа все болѣе и болѣе приближался. Увидѣвъ это, Іосифъ былъ въ великомъ недоумѣніи и печали, ибо онъ думалъ, что Она нарушила обѣтъ дѣвства. Въ великомъ смущеніи праведный старецъ говорилъ: «Какъ могло это произойти? Я не позналъ Ея и даже мыслію не согрѣшилъ противъ Нея, а вотъ Она беременна. Увы, какъ это случилось? Кто прельстилъ Ее? И что мнѣ дѣлать, не знаю. Обличить ли мнѣ Ее, какъ законопреступницу, или умолчать ради стыда, который тогда ляжетъ на Нее и на меня? Если я обличу Ее, то, конечно, Она будетъ побита камнями по закону Моисееву, и я явлюсь какъ бы мучителемъ, предавшимъ Ее на лютую смерть. Если же я не подвергну Ея обличенію, то буду имѣть часть съ прелюбодѣями. Что же мнѣ дѣлать? Недоумѣваю. Отпущу я Ее тайно, пусть идетъ Она, куда хочетъ. Или я самъ уйду отъ Нея въ далекую страну, чтобы глаза мои не видѣли такого поношенія». Размышляя такъ, праведный Іосифъ подошелъ къ Дѣвѣ Маріи и сказалъ Ей, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ святый Софроній, патріархъ Іерусалимскій [8]: Маріе, что дѣло сіе, еже въ Тебѣ зрю? За честь — срамоту, за веселіе — скорбь, вмѣсто еже хвалитися — укоризну мнѣ принесла еси; отъ іерей из церкве яко непорочну Тя пріяхъ, и что се видимое [9]? И святый Аѳанасій Александрійскій о томъ же повѣствуетъ такъ: «Іосифъ, видя, что Дѣва Марія имѣетъ во чревѣ, но не вѣдая, какое великое сокровище внутри Ея, въ смущеніи такъ вопрошалъ Ее: «Что случилось съ Тобою, Марія? Не Ты ли чистая Дѣва, воспитанная въ священныхъ притворахъ храма? Не Ты ли Марія, не хотѣвшая взирать на лица мужей? Не Ты ли Марія, Которую священники не могли уговорить вступить въ бракъ? Не Ты ли Марія, обѣщавшая сохранить розу дѣвства неувядаемою? Гдѣ чертогъ Твоего цѣломудрія? Гдѣ горница, охранявшая Твою дѣвственную чистоту? Гдѣ Твое стыдливое лицо? Я стыжусь, а Ты чувствуешь дерзновеніе, поелику я утаиваю грѣхъ Твой». Когда Іосифъ все это говорилъ къ Ней, то, о, какъ стыдилась нескверная Агница, непорочная голубица, цѣломудренная Дѣва, краснѣя въ лицѣ отъ такихъ словъ Іосифовыхъ! Не смѣла Она открыть ему о благовѣстіи, которое принесъ Ей Архангелъ и о пророчествѣ, которое изрекла о Ней Елисавета, — не смѣла Она сдѣлать сего потому, что боялась показаться тщеславною и любящею похвалу. О семъ свидѣтельствуетъ и вышеупомянутый святый Аѳанасій, который влагаетъ въ уста Ея такія слова къ Іосифу: «Если Я буду Сама о себѣ повѣствовать тебѣ, то покажусь тебѣ тщеславною. Потерпи немного, Іосифъ, и пастыри откроютъ тебѣ обо Мнѣ». Одно только и говорила Дѣва Марія Іосифу въ отвѣтъ на его недоумѣніе: «живъ Господь, хранящій Меня донынѣ въ непорочномъ дѣвствѣ, ибо Я не познала грѣха, никто не прикоснулся Меня, а то, что во Мнѣ, отъ Божія хотѣнія и по Божію дѣйствію». Іосифъ же, какъ человѣкъ, думалъ по-человѣчески и подозрѣвалъ, что Ея зачатіе произошло отъ грѣха. Но, будучи праведнымъ, онъ не хотѣлъ обличить Ея, а захотѣлъ тайно отпустить Ее, или (какъ написано въ сирскомъ переводѣ) онъ задумалъ тайно оставить Ее, то есть уйти отъ Нея куда-нибудь далеко. Когда же онъ это помыслилъ, вотъ ангелъ Господень во снѣ явился ему, говоря: «Іосифъ, сынъ Давидовъ, не бойся принять Марію, жену твою». Ангелъ потому называетъ Дѣву женою Іосифа, чтобы опровергнуть мысль его о прелюбодѣяніи (ибо Іосифъ думалъ, что Марія зачала отъ прелюбодѣянія). Ангелъ какъ бы такъ говорилъ Іосифу: «обрученная тебѣ жена, а не принадлежащая иному мужу». О семъ блаженный Ѳеофилактъ [10] говоритъ такъ: «Ангелъ называетъ Марію женою Іосифа, показывая этимъ, что обрученная ему не осквернилась съ инымъ. А также и потому, чтобы вмѣстѣ съ дѣвствомъ было почтено и законное супружество». Такъ разсуждаетъ и святый Василій Великій: «Ангелъ назвалъ Марію и Дѣвою, и обрученною мужу, чтобы и дѣвство почтить, и бракъ не укорить. Дѣвство было избрано какъ необходимое для святаго рожденія, а обрученіе, которое есть начало брака, было совершено по закону для того, чтобы не подумалъ кто, что рожденіе произошло отъ беззаконія, а также и для того, чтобы Іосифъ былъ всегдашнимъ свидѣтелемъ Маріиной чистоты, дабы Она не подверглась нареканіямъ за то, что будто бы осквернила дѣвство. Она имѣла (въ лицѣ Іосифа) Себѣ обручника, который былъ свидѣтелемъ и хранителемъ Ея жизни» (слово на Рождество Хр.). Ангелъ говоритъ Іосифу: «не бойся принять Марію жену твою». Эти слова означаютъ: «прими жену свою по обрученію, и дѣву по Ея обѣту, данному Богу (такъ объясняютъ святый Григорій Нисскій и блаженный Іеронимъ [11], ибо Она есть первая въ Израильскомъ народѣ дѣва, которая обѣщала Богу соблюсти Свое дѣвство неоскверненнымъ до самой кончины. Не бойся, ибо родившееся въ Ней есть отъ Духа Святаго. Родитъ же Сына, и наречешь имя Ему, — наречешь имя какъ отецъ, хотя ты и не участвовалъ въ Его рожденіи; потому что отцамъ обычно давать имена своимъ дѣтямъ, какъ и Авраамъ назвалъ сына своего Исаакомъ (Быт. 21, 2). Такъ и ты, хотя ты и не природный, но только мнимый отецъ Младенца, по-отцовски послужишь Ему, нарекши Ему имя». Блаженный Ѳеофилактъ такъ говоритъ Іосифу, отъ лица Ангела: «хотя ты и не имѣлъ никакого участія въ рожденіи Младенца, но я хочу дать тебѣ этотъ санъ (отеческій), чтобы ты нарекъ Ему и имя; ты назовешь Ему имя, хотя Онъ и не есть твое рожденіе; чрезъ это ты сдѣлаешь Ему то, что свойственно отцу. Какое же имя? Іисусъ, что значитъ Спаситель, ибо Онъ спасетъ людей Своихъ отъ грѣховъ ихъ». Іосифъ, вставши отъ сна, сдѣлалъ такъ, какъ повелѣлъ ему ангелъ Господень, и принялъ жену свою, обрученную ему, Которая была непорочною Дѣвою, посвященною Господу чрезъ обѣтъ дѣвства, и Матеріею Владыки, зачавшею Спасителя міра отъ Духа Святаго. Онъ принялъ Ее, какъ обручницу свою, съ любовію воздавая Ей великую честь, какъ Господней Дѣвѣ, и служа Ей съ благоговѣніемъ и страхомъ, какъ Матери Спасителя. И не знаяше Ея, дондеже роди (Матѳ. 1, 25), т. е. (по изъясненію Ѳеофилакта) никогда не познавалъ Ея, какъ жену. Ибо какъ могъ онъ, будучи праведенъ, познать Ее, Которая дана ему была изъ храма Господня не для брака, а для храненія Ея дѣвства подъ видомъ брака? Какъ могъ онъ прикоснуться дѣвицѣ Господней, Которая обѣщала Богу вѣчное дѣвство? Какъ могъ онъ коснуться Пренепорочной Матери Господа Своего и Создателя? А то, что Евангеліе говоритъ: дондеже роди, — это составляетъ обычное выраженіе Писанія, которое употребляетъ слово дондеже въ смыслѣ нескончаемаго времени. Ибо и Давидъ говоритъ: рече Господь Господеви моему: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ. (Псал. 109, 1) [12]. Здѣсь не та мысль, что Господь — Сынъ только дотолѣ будетъ сидѣть одесную Господа — Отца, доколѣ Онъ не положитъ враговъ Его къ подножію ногъ Его; но та, что и послѣ того, какъ враги Его будутъ покорены подъ ноги Его, Господь — Сынъ еще преславнѣе сидѣть будетъ, какъ Побѣдитель, въ безконечные вѣки. Подобно сему пишется о святомъ Іосифѣ: «не знаяше Ея, дондеже роди — не въ томъ смыслѣ, будто бы потомъ онъ долженъ былъ познать Ее, какъ думали нѣкоторые еретики [13], каковое ученіе чуждо Православной Церкви; но въ томъ смыслѣ, что по рожденіи такого Сына, Который былъ Богомъ воплощеннымъ, и послѣ столь великихъ чудесъ, совершившихся во время рождества Его, которыхъ Іосифъ былъ самовидцемъ, благочестивый сей старецъ не только не смѣлъ коснуться Ея, но и глубоко почиталъ Ее, какъ рабъ госпожу свою, служа Ей, какъ Матери Божіей со страхомъ и трепетомъ. О томъ словѣ дондеже святый Ѳеофилактъ бесѣдуетъ такъ: «Писанію обычно такъ говорить, какъ и о потопѣ оно говоритъ: не возвратися вранъ въ ковчегъ, дондеже изсяче вода отъ земли (Быт. 8, 7), а воронъ и потомъ не возвратился. И Христосъ говоритъ: Азъ съ вами есмь до скончанія вѣка (Матѳ. 28, 20). А развѣ по скончаніи вѣка Онъ не будетъ съ нами? Напротивъ, тогда еще болѣе, въ безконечные вѣки, будетъ Онъ съ нами. Такъ и здѣсь говорится: дондеже роди, т. е. что Іосифъ не познавалъ Пресвятую Дѣву ни до рожденія, ни послѣ рожденія Христа, подобно тому, какъ и Господь и въ продолженіе вѣка, и по скончаніи вѣка будетъ съ нами неотступно. Да и какъ могъ Іосифъ коснуться Пречистой Дѣвы, послѣ того, какъ узналъ о неизреченномъ рожденіи отъ Нея Спасителя?»
—
Непорочное дѣвство Пречистой Богородицы и по рождествѣ Спасителя ясно открывается и изъ того, что, когда Іосифъ началъ сомнѣваться относительно беременной Дѣвицы и даже помышлялъ, не лишена ли Она насильственно дѣвства, — тогда явился ему ангелъ и назвалъ Марію его женою: не убойся, сказалъ онъ, пріяти Маріамъ, жены твоея, и этимъ опровергъ его мнѣніе о прелюбодѣяніи (какъ объ этомъ и выше было сказано). Когда же тотъ же ангелъ явился Іосифу уже послѣ Рождества Христова въ Виѳлеемѣ и въ Египтѣ, когда сей праведный старецъ уже получилъ откровеніе о чистотѣ Маріиной и Богомладенцѣ, рождаемомъ отъ Духа Святаго, — тогда ангелъ не называетъ уже Пречистую Дѣву Марію его женою, но только Матерію Рожденнаго, ибо такъ пишется въ Евангеліи: отшедшимъ волхвомъ, се ангелъ Господень во снѣ явися Іосифу, глаголя: воставъ поими Отроча и Матерь Его (а не жену твою), и бѣжи во Египетъ (Матѳ. 2, 13). И снова въ Египтѣ говоритъ ангелъ Іосифу: воставъ поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву (Матѳ. 2, 20), явно показывая этимъ, что не на бракъ направлялъ онъ Іосифа, а на служеніе Младенцу и Матери его. Итакъ Іосифъ не только не познавалъ Марію какъ жену свою до тѣхъ поръ, когда Она родила Сына своего первенца, но и послѣ рожденія Богомладенца Она осталась нетлѣнною Дѣвою, какъ о томъ согласно свидѣтельствуютъ всѣ великіе учители церковные.
Повѣствуется и то [14], что въ то время, когда Пресвятая Дѣва Марія уже имѣла во чревѣ, одинъ изъ книжниковъ, по имени Аннинъ (уже послѣ явленія ангела Іосифу), пришедши въ домъ ихъ и увидѣвъ беременную Дѣвицу, поспѣшно пошелъ къ первосвященнику и ко всему синедріону и сказалъ имъ: «тотъ Іосифъ плотникъ, котораго вы называли праведнымъ, совершилъ беззаконіе: онъ тайно растлилъ и осквернилъ Дѣву, Которая дана была ему изъ храма Господня на храненіе, и вотъ Она теперь имѣетъ во чревѣ». Посланные первосвященникомъ слуги пошли въ домъ Іосифовъ и нашли Марію беременною, какъ сказалъ имъ тотъ книжникъ. Взяли они Ее вмѣстѣ съ Іосифомъ и повели къ первосвященнику и ко всему синедріону. Первосвященникъ же сказалъ Дѣвѣ Маріи: «Забыла Господа Бога Ты, воспитанная во Святомъ Святыхъ, получавшая пищу изъ рукъ ангельскихъ и слышавшая пѣніе ангельское! Что это Ты сдѣлала?» Она же съ плачемъ говорила: «Живъ Господь Богъ мой, я чиста и мужа не знаю». Затѣмъ сказалъ первосвященникъ и Іосифу: «Что это ты сдѣлалъ?» Онъ отвѣтилъ: «Живъ Господь Богъ мой, я чистъ отъ Нея». Первосвященникъ же сказалъ ему: «Такъ какъ ты не подклонилъ главы своей подъ крѣпкую руку Божію, чтобы благословенно было потомство твое и въ тайнѣ отъ сыновъ Израилевыхъ смѣсился ты съ Дѣвою, посвященною въ даръ Господу; посему вы должны съ Нею выпить воду обличенія [15] чтобы Господь обнаружилъ грѣхъ вашъ предъ всѣми».
—
А Богомъ чрезъ Моисея былъ установленъ такой судъ, какъ объ этомъ пишется въ 4-й книгѣ Моисеевой (Числъ), въ главѣ 5-й: если какой-нибудь мужчина или какая-нибудь женщина будутъ заподозрѣны въ прелюбодѣяніи и не откроютъ о себѣ истины, то таковымъ подавалась во храмѣ Господнемъ вода клятвенная при особыхъ священныхъ дѣйствіяхъ и при особомъ чинѣ. И судомъ Божіимъ совершалось, послѣ питія того, нѣкоторое обличительное знаменіе надъ совершившимъ прелюбодѣяніе, каковое знаменіе обнаруживало совершенное беззаконіе. Этою именно водою первосвященникъ съ подобающимъ чиномъ напоилъ сначала Іосифа, а потомъ Марію, и не совершилось надъ Нею никакого обличительнаго знаменія, такъ что народъ дивился тому, что грѣхъ ихъ не обнаружился. Тогда первосвященникъ сказалъ имъ:
—
— «Если Господь Богъ не явилъ вашего грѣха, то идите съ миромъ».
И отпустилъ ихъ. Іосифъ же, взявъ Дѣву Марію, пошелъ въ домъ свой, радуясь и славя Бога Израилева.
—
Послѣ того вышло повелѣніе отъ кесаря Августа [16] сдѣлать перепись по всей землѣ, и всѣ шли записываться каждый въ свой городъ. Пошелъ и Іосифъ изъ Галилеи, изъ города Назарета, въ Іудею, въ городъ Давидовъ, называемый Виѳлеемомъ; потому что онъ происходилъ изъ дома и рода Давидова, — записаться съ Маріею, обрученною ему женою, которая была беременна. Виѳлеемъ — маленькій городъ, недалеко отъ Іерусалима, по направленію къ югу; лежитъ при дорогѣ, которая ведетъ въ горную страну, къ Хеврону, священническому городу, гдѣ находился домъ Захаріи, и гдѣ Пречистая Дѣва, послѣ архангельскаго благовѣстія, посѣтила и привѣтствовала Елисавету, матерь Предтечи. Такимъ образомъ Виѳлеемъ лежитъ на срединѣ пути между Іерусалимомъ и Хеврономъ, а отъ Назарета, галилейскаго города, онъ на разстояніи дней трехъ пути или немного болѣе. Называется же Виѳлеемъ городомъ Давидовымъ потому, что въ немъ родился Давидъ и былъ въ немъ же помазанъ на царство; тамъ же умерла Рахиль, и гробъ Іессея, отца Давидова, указывается тамъ же (Быт. 35, 19). Прежнее названіе Виѳлеема было Евфраѳа, но Іаковъ, когда пасъ тамъ свои стада, назвалъ это мѣсто домомъ хлѣба (Виѳлеемомъ), провидя духомъ и предвозвѣщая, что въ томъ мѣстѣ долженъ былъ родиться Хлѣбъ, сшедшій съ небесъ (Іоан. 6, 51), Христосъ Господь. А около Виѳлеема, къ востоку, противъ колодца Давидова, около котораго онъ однажды сильно возжаждалъ и сказалъ: кто напоитъ Мя водою изъ рова, иже въ Виѳлеемѣ при вратѣхъ (2 Цар. 23, 15)? — находится пещера въ каменной горѣ, на которой расположенъ городъ Виѳлеемъ. Недалеко отъ этой пещеры находилосъ поле, принадлежавшее Саломіи, которая также была жительницею Виѳлеема и приходилась родственницею, какъ Дѣвѣ Маріи, такъ и Іосифу. И когда Іосифъ приближался къ городу, не вѣдавшей брака Чистой Невѣстѣ пришло время родить, и онъ сталъ искать дома для ночлега, гдѣ Родящая могла бы найти удобное для Себя мѣсто, чтобы произвести на свѣтъ благословенный Плодъ Своего чрева. Но не нашелъ онъ для себя пристанища, по причинѣ множества народа, пришедшаго записываться, который не только переполнилъ общую гостинницу, но и весь городъ. Поэтому Іосифъ и удалился въ названную пещеру, потому — что не было имъ мѣста въ гостинницѣ, а день уже склонялся къ вечеру. А та пещера служила пристанищемъ для скота, и въ ней-то Пречистая и Преблагословенная Дѣва въ полночный часъ усердно молилась Богу и, вся пребывая въ богомысліи и горя желаніемъ Господа и любовію къ Нему, родила безъ болѣзни Господа нашего Іисуса Христа, въ двадцать пятый день декабря [17]. Такъ и подобало родить безболѣзненно Той, Которая зачала безъ супружеской сладости: не познахъ, сказала Она, сласти, браку есмь непричастна [18]. А поелику Она зачала въ чистотѣ, то и родила Она безъ болѣзни, какъ объ этомъ говоритъ святый Григорій Нисскій: «Дѣва зачала, Дѣва носила въ утробѣ, Дѣва родила, Дѣва осталась дѣвою; еще не было на землѣ чуда, подобнаго сему» (Слово на Рождество Христово). И святый Дамаскинъ говоритъ: О, чудесе новаго всѣхъ древнихъ чудесъ! Кто бо позна Матерь безъ мужа рождшую? [19] Безъ мужа родила Пресвятая Дѣва Христа подобно тому, какъ Адамъ произвелъ безъ жены Еву, о чемъ Златоустъ святый [20] говоритъ такъ: «Какъ Адамъ безъ жены произвелъ жену, такъ и здѣсь Дѣва безъ мужа родила Мужа, воздавая чрезъ это долгъ мужамъ за Еву. Адамъ остался цѣлымъ по извлеченіи изъ тѣла его ребра, и Дѣва пребыла нетлѣнною по рожденіи Младенца» (Слово на Рождество Христово). И исполнилось то, что какъ бы въ тѣни прообразовано было въ неопалимомъ кустѣ и въ Чермномъ морѣ: якоже бо купина не сгараше опаляема (воспѣваетъ Церковь), тако Дѣва родила еси, и Дѣва пребыла еси [21]. И въ другомъ мѣстѣ: море по прошествіи Израилевѣ пребысть непроходно; Непорочная, по рождествѣ Еммануилевѣ пребысть нетлѣнна [22]. Такъ, безъ поврежденія Своего дѣвства, Приснодѣва Марія родила воплощеннаго Бога. И совершилось это рожденіе безъ обычной помощи и службы бабки, какъ о томъ свидѣтельствуетъ святый Аѳанасій Александрійскій, когда, бесѣдуя о слѣдующихъ словахъ евангельскихъ: роди Сына Своего первенца, и повитъ Его, и положи Его в яслехъ (Лук. 2, 7), — говоритъ такъ: «Посмотри на таинственное рожденіе Дѣвы: Сама родила Она, и Сама спеленала Младенца. У мірскихъ женщинъ одна раждаетъ, а другая пеленаетъ, а у Пресвятой Дѣвы не такъ. Сама родила Она, и Сама спеленала, Сама будучи безболѣзненною матерію и необученною бабкою, не попустила Она никому коснуться нечистыми руками Пречистаго Рождества: Сама Она послужила Рожденному отъ Нея, и спеленала Его, и положила въ ясли». Такъ же говоритъ святый Кипріанъ [23]: «Въ рождествѣ и послѣ рождества Дѣва Божественною силою осталась дѣвою, — Она, Которая родила безболѣзненно и не нуждалась ни въ какихъ услугахъ со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рожденію служительницей, и поэтому воздаетъ Младенцу Своему благоговѣйное попеченіе: осязаетъ Его, обнимаетъ, лобызаетъ, подаетъ сосецъ, и все сіе совершаетъ радостно, безъ всякой болѣзни, безъ всякой немощи природы, обычной при рожденіи». Итакъ, Сама Она Своими дѣвическими руками послужила нетлѣнному Своему Рождеству (Божественному Младенцу), ожидая старицы Саломіи, сродницы Своей, которую пошелъ звать Іосифъ для услуженія Пресвятой Дѣвѣ. Но Саломія пришла, когда совершилось уже дѣло, ибо Та, Которая родила, Она же и служила, нося Младенца, повивая Его и полагая въ ясли.
—
Святый священномученикъ Зинонъ епископъ [24] передаетъ еще, что бабка, когда пришла, не вѣрила, что рождество было дѣвственное и безболѣзненное, и старалась, съ помощію обычныхъ пріемовъ повивальнаго искусства, узнать, истинно ли таково сіе рождество. Но тотчасъ поразила ее казнь за дерзновенное дѣло ея, ибо рука ея, осмѣлившаяся совершить то испытаніе, внезапно сильно воспалилась огненною болѣзнію и засохла. Когда же болящая приложила свою руку къ Божественному Младенцу, она тотчасъ исцѣлилась и стала такъ же здорова, какъ была раньше. Тогда Саломія увѣровала, что Матерь есть Дѣва, а Младенецъ — Богъ [25].
Послѣ сего непорочная Родительница и необычная Служительница Своему новорожденному Младенцу, спеленавъ сладчайшее Чадо Свое льняными, бѣлыми, чистыми, тонкими пеленами, заблаговременно приготовленными для сего и изъ Назарета принесенными, и, положивъ Его въ ясляхъ, находившихся въ той же пещерѣ, поклонилась Ему, какъ Богу и Создателю Своему, о чемъ вспоминаетъ блаженный Іосифъ, творецъ каноновъ [26], когда обращается къ Пречистой Дѣвѣ съ такими словами: Воплощеннаго, Отроковице, и обложеннаго человѣческимъ подобіемъ, держащи руками и покланяюшися и лобызающи матерски: Чадо, глаголала еси, Сладчайшее, како Тя сице держу, Держащаго рукою всю тварь [27]. Достовѣрно, что Богоотроковица поклонилась до земли Рожденному отъ Нея, лежащему въ ясляхъ, и ихъ съ удивленіемъ окружали невидимо ангельскіе чины, какъ о томъ и Церковь свидѣтельствуетъ, когда говоритъ: окружаху, яко престолъ херувимскій, ангели ясли: вертепъ бо небо зряху, лежащу въ немъ Владыцѣ [28]. А къ яслямъ были привязаны волъ и оселъ, дабы исполнилось Писаніе: позна волъ Стяжавшаго и, и оселъ ясли Господина своего (Ис. 1, 3). А эти волъ и оселъ приведены были Іосифомъ изъ Назарета. Оселъ приведенъ былъ ради беременной Дѣвы, чтобы везти Ее на себѣ во время пути, а вола привелъ Іосифъ для того, чтобы продать его и отдать должную дань, взимавшуюся по повелѣнію кесаря, а также и для себя купить все нужное. Оба эти безсловесныя животныя, стоя у яслей, своимъ дыханіемъ согрѣвали Младенца, по случаю тогдашняго зимняго времени, и такимъ образомъ служили своему Владыкѣ и Творцу [29]. Іосифъ же поклонился и Родившемуся, и Родившей, ибо тогда позналъ онъ, что Рожденное отъ Нея — отъ Духа Святаго, какъ о семъ говоритъ и святый Аѳанасій: «Воистинну не зналъ Ея Іосифъ, пока не родила Она Сына Своего первенца; до тѣхъ поръ, пока Дѣва носила Зачатое отъ Нея, не зналъ Ея Іосифъ, не вѣдалъ онъ, что въ Ней, не вѣдалъ онъ, что въ Ней совершается. Когда же родила Она, тогда позналъ онъ; тогда позналъ Іосифъ о Дѣвѣ, какая была Ея сила, и кѣмъ Она сподобилась стать. Тогда позналъ онъ, увидѣвъ Дѣву, сосцами питающую и въ то же время хранящую нетлѣнный цвѣтъ дѣвства. Тогда позналъ онъ, когда Дѣва родила, но не испытала того, что свойственно родильницамъ. Тогда позналъ онъ, что камень несѣкомый давалъ сосецъ духовному Камню [30]. Тогда позналъ Іосифъ, что о Ней писалъ Исаія: «се Дѣва во чревѣ пріиметъ». Эти слова святаго Аѳанасія удостовѣряютъ, что въ то время позналъ Іосифъ силу таинства и, познавъ, поклонился со страхомъ и радостію, благодаря воплощеннаго Бога, сподобившаго его быть самовидцемъ и служителемъ сей тайны. — Относительно же времени рождества Христова многіе достовѣрные писатели говорятъ, что это была полночь, слѣдовавшая по субботѣ и предшествовавшая дню недѣльному; и это извѣстіе согласуется съ Шестымъ Вселенскимъ соборомъ [31], который такъ объясняетъ празднованіе дня недѣльнаго (воскреснаго): «Ибо въ тотъ день Богъ сотворилъ свѣтъ; въ тотъ же день Господь благоволилъ родиться; въ тотъ же день принялъ Онъ крещеніе во Іорданѣ отъ Іоанна; въ тотъ же день Самъ премилостивый Искупитель рода человѣческаго, нашего ради спасенія, изъ мертвыхъ воскресъ; въ тотъ же день Онъ изліялъ Святаго Духа на учениковъ Своихъ». Ибо какъ, по достовѣрному же извѣстію, Онъ зачатъ былъ въ дѣвической утробѣ во время Благовѣщенія въ пятницу и въ пятницу же пострадалъ; такъ въ день недѣльный Онъ родился и въ день недѣльный же воскресъ. И прилично было Христу родиться въ день недѣльный, въ который Богъ сказалъ: да будетъ свѣтъ, и въ который бысть свѣтъ (Быт. 1, 3); въ тотъ же день подобало, чтобы и Самъ Онъ, Свѣтъ присносущный, возсіялъ міру. А то что Христосъ имѣлъ родиться ночью и въ извѣстный ея часъ, объ этомъ пророчески предречено въ книгѣ Премудрости Соломоновой, гдѣ говорится такъ: тихому бо молчанію содержащу вся, и нощи во своемъ теченіи преполовляющейся, всемогущее Слово Твое, Господи, съ небесъ отъ престоловъ царскихъ жестокъ ратникъ въ средину погибельныя земли сниде [32]. Совершились и великія чудеса во вселенной во время Рождества Христова. Такъ, въ тотъ самый часъ, въ который Господь нашъ изшелъ чрезъ дѣвическія врата, запечатлѣнныя чистотою, внезапно въ той пещерѣ истекъ изъ камня источникъ воды, а въ Римѣ вышелъ изъ земли источникъ елея и потекъ въ рѣку Тибръ. Храмъ идольскій, именуемый вѣчнымъ, разрушился; идолы сокрушились, и на небѣ явилось тамъ же три солнца. А въ Испаніи въ ту же ночь явилось облако свѣтлѣе солнца, въ Іудейской странѣ виноградники энгаддскіе расцвѣли, несмотря на зимнее время [33]. Особенно же чудесно было то, что описано въ Евангеліи, когда ангелы сошли съ небесъ съ пѣснопѣніемъ и ясно предстали предъ людьми. Случилось это такъ. Противъ той пещеры, въ которой родился Христосъ, по свидѣтельству блаженнаго Іеронима, находилась очень высокая башня, называемая Адеръ, въ которой жили пастыри стадъ. Тамъ, въ ту ночь трое изъ нихъ случайно бодрствовали и стерегли свое стадо, и вотъ верховный среди силъ небесныхъ ангелъ (которымъ, по мнѣнію святаго Кипріана, былъ святый благовѣстникъ Гавріилъ) явился имъ въ великомъ сіяніи, блистая небесною славою, которою онъ и ихъ осіявалъ; увидѣвъ его, они очень испугались. Но явившійся ангелъ, повелѣвъ имъ оставить страхъ и не бояться, благовѣстилъ имъ о радости, наступившей для всего міра чрезъ рождество Спасителя. При этомъ онъ указалъ имъ и признакъ истинности своего благовѣстія: обрящете, сказалъ онъ, Младенца повита лежаща въ яслехъ. Въ то время, какъ ангелъ говорилъ имъ это, внезапно услышалось на воздухѣ пѣніе множества небесныхъ воинствъ, прославлявшихъ Бога и воспѣвавшихъ: слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе (Лук. 2, 12-14); послѣ этого ангельскаго явленія и пѣнія силъ небесныхъ, пастыри, посовѣтовавшись другъ съ другомъ, пошли поспѣшно въ Виѳлеемъ, чтобы посмотрѣть, истинны ли слова ангела, и они пошли и увидѣли Пречистую Дѣву Марію Богородицу и святаго Іосифа, Ея обручника, а также Младенца спеленатаго, лежащаго въ ясляхъ. И увѣровавъ несомнѣнно, что это есть Христосъ Господь, ожидаемый Мессія, пришедшій спасти родъ человѣческій, они поклонились Ему и разсказали все, что видѣли и слышали, и что сказано было имъ отъ ангела о Семъ Младенцѣ. И всѣ слышавшіе (Іосифъ, Саломія и тѣ, которые въ то время пришли туда) дивились словамъ пастырей, въ особенности же Пречистая Дѣва Матерь, безболѣзненно родившая, соблюдала всѣ эти слова, слагая ихъ въ сердцѣ Своемъ. И пастыри воротились, славя и хваля Бога. Такъ совершилось Рождество Іисуса Христа, Господа нашего, Которому и отъ насъ грѣшныхъ да будетъ честь и слава, поклоненіе и благодареніе, со безначальнымъ Его Отцемъ и со Присносущнымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчанія:
[1] Въ этомъ «сказаніи» изложены разныя подробности о Рождествѣ Христовомъ, которыхъ нѣтъ въ евангельскомъ повѣствованіи. Почти всѣ онѣ заимствованы изъ такъ называемыхъ апокрифическихъ евангелій. Подъ этимъ именемъ извѣстны сказанія о различныхъ обстоятельствахъ земной жизни Спасителя, особенно о времени Его младенчества и отрочества, которыя появились еще въ самые первые вѣка христіанской Церкви. Одни изъ этихъ сказаній представляютъ не что иное, какъ письменное изложеніе тѣхъ обстоятельствъ земной жизни Христовой, которыя, хотя и не вошли въ евангельское повѣствованіе, однако благоговѣйно сохранялись путемъ устныхъ разсказовъ въ средѣ истинно благочестивыхъ христіанъ, которымъ дороги были всякія воспоминанія о земной жизни Спасителя. Очень многіе изъ таковыхъ разсказовъ представляли изъ себя описанія такихъ событій, которыя вся Церковь облобызала, какъ отголоски истиннаго преданія о Лицѣ Христа, Богоматери, Іосифа и др. евангельскихъ святыхъ мужей и женъ. Къ этому разряду сказаній слѣдуетъ отнести въ особенности «Первоевангеліе Іакова» (Πρωτευαγγέλιον τοῦ Ἰακώβου), которое несомнѣнно есть древнѣйшій памятникъ дошедшей до насъ апокрифической литературы изъ области евангельской исторіи. Многія святоотеческія свидѣтельства, которыя святитель Димитрій приводитъ въ своемъ «сказаніи» о Рождествѣ Христовомъ, заимствованы святыми отцами и учителями Церкви именно изъ этого древнѣйшаго «апокрифическаго евангелія». Но рядомъ съ сочиненіями, въ которыхъ большая часть сказаній основана была на древнемъ церковномъ преданіи и не заключала въ себѣ ничего неправильнаго, еще въ первые вѣка христіанской Церкви появились и другаго рода апокрифическіе сборники сказаній о земной жизни Христа, въ которыхъ очень ясно замѣтна авторская рука различныхъ еретиковъ, какъ, напр., гностиковъ, евіонитовъ и др. Къ таковымъ сочиненіямъ слѣдуетъ отнести, напр., такъ называемое «Евангеліе Ѳомы», также «Евангеліе дѣтства Спасителя» и нѣкоторыя другія. Если въ нихъ и повторяются многія сказанія, находящіяся въ «Первоевангеліи Іакова», то рядомъ съ ними встрѣчается много и другихъ, въ которыхъ очень ясно замѣтны слѣды еретическихъ ученій. Отъ такого рода апокрифическихъ сказаній Церковь, конечно, всячески отвращалась и строго ихъ осуждала.
[2] Св. Григорій Нисскій, братъ св. Василія Великаго, епископъ города Ниссы въ Каппадокіи, одинъ изъ знаменитѣйшихъ отцовъ Церкви IV вѣка, извѣстный своею ревностною борьбою съ аріанствомъ и многими сочиненіями — богословскими, философскими и проповѣдническими, изъ которыхъ самыя замѣчательныя слѣдующія: Великое Огласителъное слово (Λόγος Κατηχητικὸς ὁ Μέγας), въ которомъ св. отецъ представляетъ образецъ того, какъ убѣждать іудеевъ и язычниковъ въ истинѣ христіанства; разговоръ о душѣ и воскресеніи (Περὶ ψυχῆς καὶ ἀναστάσεως) между св. Григоріемъ и его сестрою, преп. Макриною, по смерти ихъ брата, св. Василія Великаго; затѣмъ много твореній противъ разныхъ еретиковъ и немало бесѣдъ на св. Писаніе и проповѣдей. Св. Григорій скончался въ 394 году. Память его совершается Церковію 10 января.
[3] Св. Епифаній, еспископъ Кипрскій (или, вѣрнѣе, города Саламина на о. Кипрѣ), родомъ іудей, получившій св. крещеніе на 18-мъ году жизни. Первую половину своего служенія Церкви провелъ онъ въ Скитской пустынѣ, въ строгихъ подвигахъ, затѣмъ основалъ въ Палестинѣ иноческую обитель, гдѣ около 30 лѣтъ былъ настоятелемъ. Уже въ старости возведенъ онъ былъ на Саламинскую епископскую каѳедру, на которой скончался въ 403 году. Главное его сочиненіе О ересяхъ или собственно, лѣкарственный ящичекъ противъ восьмидесяти ересей (Πανάριον ἤτοι κιβώτιον κατὰ αἱρέσεων ὀγδοήκοντα), въ которомъ онъ сообщаетъ свѣдѣнія о разныхъ ересяхъ древнихъ и новыхъ, ему современныхъ. Память его 12 мая.
[4] Св. Аѳанасій Великій, архіепископъ Александрійскій, знаменитый поборникъ православія противъ аріанской ереси, доблестный исповѣдникъ и страдалецъ за истину, который претерпѣлъ въ теченіе своего долгаго управленія Александрійскою церковію пять изгнаній и, наконецъ, послѣ многихъ трудовъ и гоненій, преставился въ 373 году. Онъ много писалъ въ защиту православнаго ученія о Сынѣ Божіемъ. Извѣстнѣйшія его сочиненія слѣдующія: Противъ еллиновъ (Κατὰ Ἑλλήνων), въ которомъ онъ опровергаетъ язычество; затѣмъ многія творенія, направленныя къ опроверженію ученія Арія и къ защитѣ православнаго ученія о единосущіи Сына Божія съ Богомъ Отцомъ. Также нѣкоторыя истолковательныя сочиненія, напр. Толкованіе на Псалмы и нѣкр. др. творенія. Память св. Аѳанасія Церковь совершаетъ 2 мая и 18 января.
[5] Извѣстно, что у іудеевъ, до явленія Мессіи, дѣвство было скорѣе въ поношеніи, и только супружество почиталось вполнѣ благословеннымъ состояніемъ.
[6] Св. Василій Великій, архіепископъ Кесаріи Каппадокійской, одинъ изъ величайшихъ святителей IV вѣка, удостоившійся, вмѣстѣ съ святымъ Григоріемъ Богословомъ и св. Іоанномъ Златоустомъ, наименованія «вселенскаго учителя». Получивъ истинно христіанское воспитаніе въ средѣ своей благочестивой семьи и потомъ всестороннее научное образованіе въ кесаріе-палестинской и аѳинской школахъ, онъ началъ свое служеніе Церкви въ самое трудное для нея время, когда аріанскіе споры сильно волновали и раздирали ее. Послѣ долгаго пребыванія вх Понтійской пустыни, гдѣ онъ проводилъ самую строгую подвижническую жизнь, принялъ онъ пресвитерскій санъ въ 364 году, а въ 370 г. занялъ мѣсто Кесарійскаго архіепископа. Въ этомъ санѣ онъ твердо защищалъ православіе противъ аріанства и, несмотря на усиленныя старанія тогдашняго императора Валента, яраго приверженца Аріевой ереси, привлечь его на свою сторону, неуклонно стоялъ на стражѣ православной вѣры. Изъ его многочисленныхъ твореній особенно извѣстны. Бесѣды на шестодневъ; Бесѣды на прор. Исаію; Бесѣды на псалмы, многія сочиненія противъ аріанъ, Правила монашескія, Литургія, много Словъ, писемъ и молитвъ и др. Скончался св. Василій въ 379 году. Память его 1 и 30 января.
[7] Св. Іоаннъ Дамаскинъ, сначала правитель г. Дамаска, а потомъ инокъ знаменитой Іерусалимской лавры св. Саввы Освященнаго, знаменитый защитникъ православія противъ иконоборческой ереси, авторъ Точнаго изложенія Православной вѣры (первой Догматики), также многихъ церковныхъ пѣснопѣній. Скончался въ концѣ VIII вѣка. Память его 4 декабря.
[8] Св. Софроній, патріархъ Іерусалимскій, сначала простой монахъ. Онъ былъ твердымъ защитникомъ православной вѣры противъ ереси моноѳелитовъ, учившихъ, что во Христѣ только одна воля. Въ его патріаршество арабы (сарацины) завладѣли Іерусалимомъ, въ 637 году, а въ 641 г. святитель преставился. Изъ твореній его особенно извѣстны: Соборное его посланіе противъ моноѳелитовъ, много Словъ на разные праздники, объясненіе на литургію, каноны (трипѣснцы) на дни Вел. Поста и Цвѣтной Тріоди (до Вознесенія), стихиры для часовъ предпразднества Рождества Христова и др. Память его совершается 11 марта.
[9] Изъ службы предпразднства Рождества Христова, тропарь на первомъ царскомъ часѣ.
[10]Блаженный Ѳеофилактъ, архіепископъ г. Ахриды въ Болгаріи, извѣстный своимъ толкованіемъ на Четвероевангеліе, въ которомъ онъ слѣдуетъ во многомъ св. Златоусту. Скончался около 1085 года.
[11]Блаженный Іеронимъ, знаменитый виѳлеемскій подвижникъ конца IV-го и первой четверти V-го вѣка, извѣстный своими учеными занятіями Св. Писаніемъ, также многочисленными письмами и толкованіями на разныя книги Св. Писанія. Скончался въ 420 году.
[12]Сей псаломъ есть одинъ изъ пророческихъ или мессіанскихъ псалмовъ, такъ какъ въ немъ говорится о торжествѣ Мессіи-Христа надъ Своими врагами и о прославленіи Его святаго человѣчества.
[13]Еретики, отрицавшіе приснодѣвство Пресвятой Дѣвы Богородицы, были слѣдующіе: во-первыхъ, такъ называемые антидиномаріаниты въ Аравіи, въ IV вѣкѣ, противъ которыхъ писалъ св. Епифаній Кипрскій; затѣмъ, въ концѣ IV вѣка, Гельвидій, монахъ Іовиніанъ и епископъ Сардійскій Бонозъ. Противъ Гельвидія и Іовиніана писалъ блаж. Іеронимъ.
[14]Этотъ разсказъ содержится въ апокрифическомъ евангеліи Іакова (т. н. «первоевангеліи Іакова»), въ главахъ 15 и 16. Онъ же повторяется и во многихъ др. апокрифическихъ сочиненіяхъ, напр. въ «Исторіи рожденія Маріи и дѣтства Спасителя», хотя съ нѣкоторыми варіантами.
[15]Здѣсь разумѣется извѣстный обрядъ, который, по закону Моисееву (Числ. гл. 5), совершался въ случаѣ подозрѣнія супругомъ своей жены въ прелюбодѣяніи. Подозрѣваемое лицо приводилось къ священнику, который, послѣ жертвоприношенія, бралъ священной воды въ глиняный сосудъ, положивъ въ нее пыли съ полу скиніи или храма (когда онъ замѣнилъ скинію), обнажалъ голову жены и затѣмъ, положивъ въ ея руки хлѣбное приношеніе, и, самъ въ своей рукѣ держа воду, произносилъ на нее торжественное заклинаніе такого рода, что въ случаѣ ея невинности эта вода не будетъ для нея наказаніемъ, но въ случаѣ виновности будетъ такимъ для нея проклятіемъ, отъ котораго ея бедра изсохнутъ и чрево ея вспухнетъ. Послѣ нѣкоторыхъ другихъ обрядовъ, священникъ давалъ женѣ пить эту воду. Замѣчательно, что по сказанію апокрифическаго евангелія, первосвященникъ самъ (а не священникъ) совершилъ этотъ обрядъ, притомъ не только надъ Дѣвой Маріей, но и надъ Іосифомъ.
[16]Августъ, первый Римскій императоръ (15 г. до Р. X. — 14 г. по Р. X.) Полное его имя было: Каій-Юлій-Цезарь-Октавіанъ-Августъ. Онъ былъ сынъ Октавія и Акціи, дочери Юліи, сестры Юлія-Цезаря. Битва при Акціумѣ, въ которой онъ побѣдилъ Марка-Антонія, сдѣлала его единовластнымъ правителемъ обширнѣйшей Римской имперіи. Въ его царствованіе произведена была по всей имперіи та перепись, о которой говорится въ евангельской исторіи (Лук. 2, 1), и которая побудила св. Іосифа и Пресвятую Дѣву Марію идти въ Виѳлеемъ.
[17]Преданіе, что Рождество Христово произошло именно 25 декабря, весьма древнее. Еще въ Апостольскихъ Постановленіяхъ (Кн. V, гл. 12) говорится: «Храните, братіе, дни праздничные, и во-первыхъ, день Рождества Христова, которое да празднуется вами, въ 25 день десятаго мѣсяца (decembri)». И Климентъ Александрійскій во II вѣкѣ указываетъ на 25 декабря, какъ на день Рождества Христова. Впрочемъ, въ первые три вѣка, когда гоненія стѣсняли свободу христіанскаго богослуженія, въ нѣкоторыхъ мѣстахъ востока праздникъ Рождества Христова соединялся съ праздникомъ Богоявленія, 6 января. Эта практика продолжается у армянъ и доселѣ.
[18]Стихира 2-я Благовѣщенія Пресв. Богородицы, на «Господи воззвахъ».
[19]Стихира на стиховнѣ, гласъ 2-й.
[20] Св. Іоаннъ Златоустъ, архіепископъ Константинопольскій, знаменитый отецъ Церкви конца IV-го и начала V-го вѣка, прославившійся особенно своими многочисленными проповѣдническими трудами. За свое необыкновенное краснорѣчіе онъ и получилъ имя Златоуста. Сначала (и большую часть своей жизии) провелъ онъ въ санѣ пресвитера въ Антіохіи, а въ самомъ концѣ IV-го вѣка, занялъ каѳедру Константинопольскаго архіепископа. За этотъ послѣдній періодъ своей жизни онъ претерпѣлъ много гоненій со стороны императрицы Евдоксіи, супруги импер. Аркадія, и кончилъ жизнь въ ссылкѣ, въ Арменіи (въ 407 г.). Память его 13 ноября и 30 января. Ему принадлежитъ литургія, совершающаяся въ Православной Церкви большую часть года.
[21] Догматикъ 2-го гласа.
[22] Догматикъ 5-го гласа.
[23] Св. Кипріанъ, епископъ Карѳагенскій, до своего обращенія ко Христу учитель краснорѣчія. Его обратилъ въ христіанство пресвитеръ Цецилій. Съ 248 года св. Кипріанъ занялъ епископскую Карѳагенскую каѳедру; пережилъ сильное гоненіе Декія, а въ гоненіе Валеріана пострадалъ мученически за Христа, въ 258 г. Отъ него осталось много сочиненій, касающихся церковнаго управленія и разныхъ современныхъ ему церковныхъ вопросовъ. Есть среди его твореній и много писемъ и отдѣльныхъ трактатовъ, въ которыхъ онъ объясняетъ и нѣкоторыя мѣста Св. Писанія. Память его 31 августа.
[24] Св. Зинонъ, епископъ Веронскій, исповѣдникъ и чудотворецъ, скончался въ 380 г. Память его совершается 12-го апрѣля. Послѣ него осталось 16 пространныхъ и 7 краткихъ наставленій, заключающихъ въ себѣ пастырскія наставленія о всѣхъ главныхъ предметахъ нужныхъ для христіаннна, съ примѣненіемъ къ нуждамъ тогдашняго времени.
[25] Это сказаніе взято изъ «Первоевангелія Іакова».
[26] Преп. Іосифъ Пѣснописецъ, творецъ каноновъ, родомъ изъ Сициліи, а затѣмъ подвижникъ одной Солунской обители. Во время иконоборческаго гоненія при импер. Львѣ Армянинѣ, много пострадалъ за православіе. При другомъ иконоборческомъ императорѣ, Ѳеофилѣ, сосланъ былъ въ Херсонесъ, откуда возвращенъ былъ императрицею Ѳеодорою. Скончался въ 883 году. Память его 4 апрѣля. Онъ написалъ много пѣснопѣній, особенно много каноновъ (около 48).
[27] Служба предпразднства Рождества Христова декабря 23-го, пѣснь 8-я.
[28] Служба предпразднества Рождества Христова 23-го декабря, трипѣснецъ на повечеріи, пѣснь 9-я.
[29] Это сказаніе также извлечено изъ апокрифическихъ евангелій. Напримѣръ, его можно находить въ «Исторіи дѣтства Спасителя».
[30] Въ этихъ словахъ, очевидно, имѣются въ виду два мѣста Св. Писанія: кн. прор. Даніила, гл. 2, ст. 34 (гдѣ св. пророкъ Даніилъ объясняетъ царю Навуходоносору его сонъ объ истуканѣ, и гдѣ въ несѣкомой горѣ, отъ которой оторвался каменъ безъ рукъ прообразована была Пресв. Дѣва и сверхъестественное рожденіе отъ Нея Христа), а также 1-е посл. къ Кор. гл. 10, ст. 4, (гдѣ Ап. Павелъ называетъ Христа духовнымъ Камнемъ).
[31] Шестой Вселенскій соборъ, созванъ былъ въ 680 году, въ царствованіе императора Константина Погоната, противъ ереси моноѳелитовъ, учившихъ объ одной волѣ въ воплощенномъ Христѣ Спасителѣ, и осудившій эту ересь. Соборъ происходилъ въ Константинополѣ.
[32] Это мѣсто изъ книги Премудрости Соломоновой (гл. 18, ст. 14-15) имѣетъ въ виду, собственно, ту ночь, когда всемогущимъ дѣйствіемъ Божіимъ поражены были первенцы египетскіе, а первенцы еврейскіе были пощажены Ангеломъ-истребителемъ. Святитель Димитрій приводитъ это мѣсто, какъ пророчество о благодатной ночи Рождества Христова, — вѣроятно, на томъ основаніи, что, подобно тому, какъ та ночь (египетская) была спасительна для народа Божія, такъ эта ночь (виѳлеемская) принесла спасеніе всѣмъ людямъ. По-русски приведенное мѣсто изъ кн. Премудрости Соломоновой читается такъ: «Ибо, когда все окружало тихое безмолвіе, и ночь въ своемъ теченіи достигла середины, сошло съ небесъ отъ царственныхъ престоловъ на средину погибельной земли всемогущее Слово Твое, какъ грозный воинъ».
[33] Вѣроятно, эти сказанія заимствованы были св. Димитріемъ Ростовскимъ изъ нѣкоторыхъ западныхъ сказаній о Рождествѣ Христовомъ, изъ которыхъ нѣкоторыя перешли и въ наши древнерусскіе рукописные и печатные сборники.
Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга четвертая: Мѣсяцъ Декабрь. — Изданіе второе. — М.: Синодальная Типографія, 1906. — С. 672-690.