Если древо отъ плода своего познается, и древо доброе плоды добры творитъ (Матѳ. 7, 17; Лук. 6, 44), то Матери Самой благости и Родительницѣ вѣчной красоты какъ не быть несравненно превосходнѣе, чѣмъ всякое благо, находящееся въ мірѣ естественномъ и сверхъ-естественномъ? Ибо совѣчный и неизмѣнный Образъ благости Превышняго Отца, предвѣчное, пресущее и преблагое Слово, по неизреченному человѣколюбію и состраданію къ намъ, возжелавши принять на Себя образъ нашъ, дабы изъ ада преисподнѣйшаго отозвать наше естество къ Себѣ, дабы обновить это обветшавшее естество и возвести его на высоту пренебесную, — для всего этого находитъ самую добрую Служительницу, сію Приснодѣву, которую мы прославляемъ и чудесное введеніе Которой во храмъ — во святое святыхъ нынѣ празднуемъ. Ее прежде вѣковъ Богъ предназначаетъ ко спасенію и воззванію рода нашего: Она избирается изъ числа избранныхъ отъ вѣка и славныхъ какъ по своему благочестію и благоразумію, такъ и по богоугоднымъ словамъ и дѣламъ.
Нѣкогда виновникъ зла — змій превознесся надъ нами и увлекъ насъ въ свою пропасть. Много причинъ побуждало его возстать противъ насъ и порабощать наше естество: зависть, соперничество, ненависть, несправедливость, коварство, хитрость и, въ добавленіе ко всему этому и подобному, смертоносная сила въ немъ, которую онъ самъ породилъ для себя, какъ первый отступникъ отъ истинной жизни. Виновникъ зла позавидовалъ Адаму, увидѣвъ его стремящимся отъ земли къ небу, откуда по справедливости онъ самъ былъ низверженъ, и, позавидовавши, съ страшною яростію напалъ на Адама, даже восхотѣлъ облечь его смертію. Вѣдь зависть — родительница не только ненависти, а и убійства, которое совершилъ надъ нами сей, воистину, человѣконенавистникъ, лукаво приставъ къ намъ, поелику онъ крайне несправедливо пожелалъ быть властелиномъ надъ земнороднымъ для погибели созданія, сотвореннаго по образу и подобію Божію. И такъ какъ онъ не имѣлъ достаточно смѣлости, чтобы напасть самому лично, то онъ прибѣгнулъ къ хитрости и лукавству и, принявъ видъ чувственнаго змія, обратившись къ земнородному, какъ другъ и полезный совѣтникъ, этотъ, поистинѣ, страшный врагъ и злоумышленникъ, незамѣтно переходитъ къ дѣйствію и своимъ богопротивнымъ совѣтомъ свою собственную смертоносную силу, какъ ядъ, вливаетъ въ человѣка. Еслибы Адамъ возможно крѣпко держался Божественной заповѣди, то онъ оказался бы побѣдителемъ своего врага и сталъ бы выше смертоноснаго оскверненія; но такъ какъ, съ одной стороны, добровольно поддавшись грѣху, онъ потерпѣлъ пораженіе и сдѣлался грѣшникомъ, а, съ другой стороны, будучи корнемъ нашего рода, рождалъ насъ уже смертоносными отпрысками: то, дабы намъ уничтожить въ себѣ смертоносный ядъ душевный и тѣлесный и снова пріобрѣсть себѣ жизнь вѣчную, для нашего рода совершенно необходимо было имѣть новый корень. Намъ необходимо было имѣть новаго Адама, который не только былъ бы безгрѣшенъ и совершенно оставался бы непобѣдимымъ, но могъ бы прощать грѣхи и избавлять отъ наказанія подлежащихъ оному, — и не только обладалъ бы жизнію, но и способностію оживотворять, дабы сдѣлать участниками жизни тѣхъ, которые прилѣпляются къ Нему и принадлежатъ къ Его роду, и не только представителей послѣдующаго за Нимъ поколѣнія, а и тѣхъ, которые уже умерли до Него. Поэтому святый Павелъ, эта великая труба Святаго Духа, восклицаетъ: бысть первый человѣкъ въ душу живу, а второй человѣкъ въ духъ животворящъ (1 Кор. 15, 45). Но, кромѣ Бога, никто не безгрѣшенъ, не животворитъ и не можетъ отпускать грѣхи. Посему новому Адаму надлежало быть не только человѣкомъ, а и Богомъ, дабы онъ Самъ по Себѣ былъ и жизнію, и премудростію, и правдою, и любовію, и милосердіемъ и вообще всякимъ благомъ для того, чтобы привести ветхаго Адама въ обновленіе и оживотвореніе милостію, премудростію, правдою, противоположными коимъ средствами виновникъ зла причинилъ намъ смерть. Такимъ образомъ, подобно тому, какъ сей исконный человѣкоубійца превознесся надъ нами завистью и ненавистью, и Начальникъ жизни былъ подвигнугъ ради насъ безмѣрнымъ Своимъ человѣколюбіемъ и Своею благостію. Воистину, Онъ сильно возжелалъ спасенія созданія Своего, каковое спасеніе состояло въ томъ, чтобы снова покорить его Себѣ такъ же, какъ и виновникъ зла хотѣлъ погибели созданія Божія, состоявшей въ томъ, чтобы поставить человѣка подъ свою власть, а самому съ тиранствомъ тяготѣть надъ нимъ. И какъ тотъ доставилъ себѣ побѣду и человѣку паденіе несправедливостію, коварствомъ, обманомъ, хитростію своею: такъ и Освободитель стяжалъ Себѣ пораженіе виновника зла и обновилъ Свое созданіе правдою, премудростію, истиною.
Было дѣломъ совершенной справедливости, чтобы естество наше, которое добровольно было порабощено и поражено, само же снова вступило въ борьбу за побѣду и свергло съ себя добровольное рабство. Потому-то Богу и угодно было принять на Себя отъ насъ наше естество, чудеснымъ образомъ соединившись съ нимъ ѵпостасно. Но соединеніе высочайшаго естества, чистота котораго непостижима для нашего разума, съ грѣховнымъ естествомъ было невозможно прежде, чѣмъ оно очиститъ себя. Посему для зачатія и рожденія Подателя чистоты потребна была Дѣва совершенно непорочная и пречистая. Нынѣ мы и празднуемъ память того, что нѣкогда содѣйствовало сему воплощенію. Ибо сущій отъ Бога, Богъ Слово и Сынъ собезначальный и совѣчный Всевышнему Отцу, содѣлывается сыномъ человѣческимъ, сыномъ Приснодѣвы. Іисусъ Христосъ вчера и днесь, Той же и во вѣки (Евр. 13, 8), неизнѣняеиый по Божеству и непорочный по человѣчеству, Онъ одинъ только, какъ о Немъ предрекъ пророкъ Исаія, беззаконія не сотвори, ниже обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (Ис. 53, 9), — Онъ одинъ зачался не въ беззаконіяхъ, и рожденіе Его было не во грѣхахъ, въ противоположность тому, какъ о себѣ и о всякомъ другомъ человѣкѣ свидѣтельствуетъ пророкъ Давидъ (Псал. 50, 7). Онъ одинъ былъ совершенно чистъ и даже не нуждался въ очищеніи для Себя: ради насъ Онъ пранялъ на Себя страданіе, смерть и воскресеніе. Плотское возбужденіе къ рожденію являетъ намъ признаки первоначальнаго осужденія и во всякомъ случаѣ рождаеть для тлѣнія; и, какъ страстное возбужденіе, оно свойственно тому, кто не сохранилъ чести, данной нашей природѣ отъ Бога, а уподобился безсловеснымъ. Посему Богъ рождается отъ Непорочной и Святой Дѣвы или, лучше, отъ Всепречистой и Всесвятой: поелику сія Дѣва не только выше всякаго плотскаго оскверненія, но даже выше и всякихъ нечистыхъ помысловъ, и зачатіе Ея обусловливалось непохотѣніемъ плоти, а осѣненіемъ Пресвятаго Духа. Ибо когда Дѣва жила совершенно вдали отъ людей и пребывала въ молитвенномъ настроеніи и духовномъ веселіи, то Она изрекла ангелу благовѣстившему: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему (Лук. 1, 38), и зачавъ родила. Итакъ, для того, чтобы оказаться Дѣвой достойной для сей высшей цѣли, Богъ прежде вѣковъ предназначаетъ и изъ числа избранныхъ отъ начала вѣка избираетъ сію, нынѣ восхваленную нами, Приснодѣву. Обратите вниманіе и на то, откуда началось это избраніе. Изъ сыновъ Адамовыхъ былъ избранъ Богомъ чудный Сиѳъ, который по благоприличію нравовъ, по благолѣпію чувствованій, по высотѣ добродѣтелей явилъ себя одушевленнымъ небомъ, почему и удостоился избранія, изъ коего Дѣва — Боголѣпная колесница пренебеснаго Бога — должна была родиться и воззвать земнородныхъ къ небесному усыновленію. По причинѣ сего и весь родъ Сиѳа именовался «сынами Божіими»: ибо изъ этого поколѣнія имѣлъ родиться Сынъ Божій, такъ какъ и имя Сиѳа означаетъ возстаніе или воскресеніе (изъ мертвыхъ), которое, собственно говоря, и есть Господь обѣщающій и дарующій жизнь безсмертную вѣрующимъ во имя Его. И какая строгая точность этого прообраза: Сиѳъ рожденъ былъ для Евы, какъ она сама говорила, вмѣсто Авеля, котораго по зависти убилъ Каинъ (Быт. 4, 25); а Сынъ Дѣвы, Христосъ, родился для насъ вмѣсто Адама, котораго изъ зависти умертвилъ виновникъ и покровитель зла. Но Сиѳъ не воскресилъ Авеля: ибо онъ служилъ (лишь) прообразомъ воскресенія, а Господь нашъ Іисусъ Христосъ воскресилъ Адама, поелику Онъ для земнородныхъ есть жизнь и воскресеніе, для каковаго и потомки Сиѳа удостоились, по упованію, Божескаго усыновленія, бывъ названы чадами Божіими. А что вслѣдствіе сего упованія они были наименованы сынами Божіими, это показываетъ первый такъ названный и по преемству получившій сіе избраніе сынъ Сиѳа — Еносъ, который, по свидѣтельству Моисея, первый уповалъ на то, чтобы называться по имени Господа (Быт. 4, 26).
Такимъ образомъ, избраніе будущей Матери Божіей, начиная отъ самыхъ сыновей Адамовыхъ и проходя чрезъ всѣ поколѣнія временъ, по предвѣдѣнію Божію, доходитъ до царе-пророка Давида и преемниковъ его царства и рода. Когда же наступило время избранія, то изъ дома и отечества Давидова были избраны Богомъ Іоакимъ и Анна, которые хотя были бездѣтны, но по своей добродѣтельной жизни и добрымъ нравамъ были лучше всѣхъ, происходящихъ изъ колѣна Давидова. И когда они въ молитвѣ просили у Бога разрѣшепія безчадства и обѣщали Рожденное, съ самаго Его дѣтства, посвятить Богу, имъ возвѣщается Богоматерь и даруется отъ Бога, какъ чадо, — чтобы отъ такихъ многодобродѣтельныхъ была зачата предобродѣтельная и пречистая Дѣва, чтобы, такимъ образомъ, и цѣломудріе въ соединеніи съ молитвою оплодотворилось, и Пречистая содѣлалась Родительницею дѣвства, по плоти нетлѣнно родивши Того, Кто по Божеству прежде вѣковъ рожденъ отъ Бога Отца. И вотъ, когда они, праведные Іоакимъ и Анна, узрѣли, что они были удостоены своего желанія, и Божіе обѣтованіе имъ осуществилось на дѣлѣ, тогда они, какъ истинные боголюбцы Божіи, съ своей стороны поспѣшили исполнить свой обѣтъ, данный Богу: привели нынѣ во храмъ Божій это, воистину, святое и божественное Дитя — Богоматерь-Дѣву, лишь только Она перестала питаться млекомъ. А Она, не взирая на столь малый возрастъ, была полна Божественныхъ дарованій и болѣе другихъ понимала, что совершается надъ Ней, и всѣми Своими качествами являла, что не вводятъ Ее во храмъ, но что Она Сама по собственному побужденію приходитъ на служеніе Богу, какъ бы на самородныхъ крыльяхъ стремясь къ священной и Божественной любви, будучи убѣждена, что введеніе Ея во храмъ — во святое святыхъ и пребываніе въ немъ есть желанная для Нея вещь. Посему-то и первосвященникъ, увидѣвъ, что на Отроковицѣ паче всѣхъ пребываетъ Божественная благодать, пожелалъ вселить Ее во святое святыхъ и убѣдилъ всѣхъ охотно согласиться съ этимъ. И Богъ содѣйствовалъ Дѣвѣ и посылалъ Ей чрезъ Своего ангела таинственную пищу, благодаря которой Она укрѣплялась по природѣ и содѣлалась чище ангеловъ, имѣя при этомъ въ служеніи небесныхъ духовъ. И не только однажды Она была введена во святое святыхъ, но была принята Богомъ какъ бы для сожительства съ Нимъ въ теченіе немалыхъ лѣтъ: ибо чрезъ Нее въ свое время имѣли открыться небесныя обители и быть дарованы для вѣчнаго жительства вѣрующимъ въ чудесное Ея рожденіе. Вотъ, значитъ, почему избранная съ начала вѣка среди избранныхъ оказалась святою изъ святыхъ. Имѣвшая Свое тѣло чище самихъ очищенныхъ добродѣтелію духовъ, чтобы оно могло принять Самоо Ѵпостасное Слово Пребезпачальнаго Отца, — Приснодѣва Марія, какъ сокровище Божіе, по достоянію нынѣ помѣщена была во святое святыхъ, дабы въ надлежащее время, какъ и было, послужить къ обогащенію и къ премірному украшенію. Поэтому Христосъ Богъ и прославляетъ Свою Матерь, какъ до рожденія, такъ и по рожденіи.
Мы же, помышляя о содѣланномъ ради насъ чрезъ Пресвятую Дѣву спасеніи, воздадимъ Ей всѣми силами благодареніе и хвалу. И поистинѣ, если благодарная жена (о которой повѣствуетъ намъ Евангеліе), услышавшая немного спасительныхъ словъ Господа, воздала Его Матери благодареніе, возвысивъ изъ толпы гласъ и сказавши Христу: блаженно чрево носившее Тя, и сосца, яже еси сса (Лук. 11, 27): то тѣмъ паче мы, христіане, которые имѣемъ начертанными въ сердцахъ словеса вѣчной жизни и не только словеса, а и чудеса и страданія и чрезъ нихъ возстановленіе изъ мертвыхъ естества нашего и вознесеніе отъ земли на небо, и обѣтованную намъ безсмертную жизнь, и непреложное спасеніе: тѣмъ паче мы послѣ всего этого не можемъ не прославлять и неустанно не ублажать Матери Начальника спасенія и Подателя жизни, празднуя зачатіе и рожденіе Ея и нынѣ Введеніе Ея во храмъ — во святое святыхъ. Переселимъ себя, братіе, отъ земли горѣ, перенесемся отъ плоти къ духу, предпочтемъ желаніе постояннаго, а не временнаго. Предадимъ должному презрѣнію плотскія наслажденія, которыя служатъ приманкою противъ души и скоро преходятъ. Возжелаемъ дарованій духовныхъ, какъ нетлѣнно пребывающихъ. Отвлечемъ свой разумъ и свое вниманіе отъ земныхъ попеченій и возвысимъ его въ небесныя глубины — въ то святое святыхъ, гдѣ обитаетъ нынѣ Богородица. Ибо такимъ образомъ и наши пѣснопѣнія и молитвы съ богоугоднымъ дерзновеніемъ и пользою будутъ доходить до Нея, и мы, благодаря Ея предстательству, вмѣстѣ съ настоящими благами содѣлаемся наслѣдниками будущихъ нескончаемыхъ благъ, благодатію и человѣколюбіемъ насъ ради родившагося отъ Нея Господа нашего Іисуса Христа, Ему же подобаетъ слава, держава, честь и по клоненіе со безначальнымъ Его Отцемъ и со вѣчнымъ и Животворящимъ Его Духомъ нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Примѣчаніе:
[1] Въ сокращеніи. См. рукоп. Московской Сѵнодальной Библіотеки (69 — LXX), л.л. 192 об.-195.
Источникъ: Бесѣда на праздникъ Введенія Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во святое святыхъ, иже во святыхъ отца нашего Григорія Паламы, архіепископа Ѳессалоникійскаго. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 47. — 18 Ноября 1900 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1900. — С. 1911-1915.