Злой раб пьет, гуляет и веселится с пьяницами (см. Мф. 24, 49), но одной участи подвергается не с ними, а с лицемерами. Почему?
«Пьяницы», вместе с которым злой раб проводит жизнь, — это не только те, кто имеет пристрастие к алкоголю. Пьяницами в притче названы люди мира сего, которые все силы употребляют на облегчение своего земного существования, на поиск комфорта. Каждый понимает его по-своему, порой диаметрально противоположно, но в любом случае эти люди стремятся получить от жизни удовольствие, наслаждение, как пьяница наслаждается вином.
Первым человеком, который бросил все свои силы и способности исключительно на земное, плотское обустройство, был нераскаянный братоубийца и завистник — старший сын Адама Каин. Он видел смерть брата Авеля, но не задумался о том, что и ему предстоит пройти через нее. Каин еще был в состоянии слышать голос Божий, но пренебрег Его вразумлениями, поскольку Бог не вписывался в его иерархию ценностей. Потомками Каина Бог был вообще забыт «за ненадобностью». Их интересовали исключительно земные достижения. Именно в роду каинитов началось развитие цивилизации и ремесел, совершенствование орудий труда и смертоносного оружия, зародилось изобразительное искусство, музыка, поэзия — все для услаждения глаз и слуха как замена молитвы, духовной радости единства с Богом.
Господь говорит о таких людях, что они полностью состоят из плоти и Дух Божий в них не может найти себе места (см. Быт. 6, 3). Святитель Кирилл Александрийский называет их «плотолюбцами». Современный плотолюбец может много знать и уметь, быть целеустремленным, пунктуальным, ценящим свое время. Он эрудирован, разбирается в марках, сортах и брендах, владеет несколькими языками, всегда в курсе книжных новинок, театральных постановок и кинопремьер. Это успешный, «упакованный» человек. Почему же Господь называет таковых «пьяницами»?
Как пьяница опьяняет себя алкоголем, приходя в невменяемое состояние, так и люди мира сего опьяняются текущей жизнью с ее обманами и кумирами, с ее погоней за успехом, счастьем, удачей, здоровьем, долголетием. Добыв одно, плотолюбец тут же бросается за следующим и не насыщается. Подобно пьянице, который не может раз и навсегда насытиться вином, а постоянно желает новых и новых возлияний, ему надо иметь все больше и больше — у человека мира сего нет конца желаниям.
Требования религии, этические нормы для него несущественны и необязательны. Он может им следовать до тех пор, пока не задеты его интересы или амбиции. Тогда таящаяся страсть тут же заявит о себе, и вежливого, доброжелательного, обходительного человека через минуту будет не узнать. Человек, который казался таким интересным и просвещенным, окажется, по меткому замечанию писателя Петра Калиновского, «человеком массы».
Неслучайно «неотрезвимыми пьяницами» называл преподобный Иустин (Попович) человеческие страсти, ибо они «всегда буянят» — требуют удовлетворения «и никогда не насыщаются и не напиваются досыта».
Можно бороться со своей страстью, оставаясь при этом «горьким пьяницей». Например, кто-то объявляет войну собственной лени. Благое ли это дело? Зависит от цели. Если целью является продвижение по служебной лестнице, чтобы иметь больше денег, связей и возможностей для удовлетворения своих возрастающих желаний, то ничего доброго в этом нет. Человек продолжает вертеться среди плотских попечений, как белка в колесе. А со стороны кажется, что он совершенствуется, продвигается вперед, достигает успехов.
Верный раб Христов работает над собой, ведет борьбу со страстями ради очищения своей души от греховной грязи. Господь сказал, что только чистые сердцем Бога узрят (см. Мф. 5, 8), и христианин старается очиститься, чтобы лучше распорядиться полученными от Господа дарами, получить от них максимальную духовную прибыль и через это стать ближе к Богу, не лишиться общения с Ним.
А злой раб двуличен. Внешне он подобен рабу Христову, но живет, как пьяница. Он прельщается людьми мира сего, завидует их лоску и блеску, стремится иметь то, чем владеют они. Он забывает, что придет час, когда надо будет все полученные залоги, дары и таланты возвратить с прибылью их Подателю.