ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ОТМЕНЯТЬ ЦЕРКОВНЫЕ КАНОНЫ
Невозможно нанести удар и разрушить такие центральные каноны, как каноны о православном праздновании Пасхи, без того, чтобы получилось великое смятение в Церкви.
И чтобы сделать менее болезненным предстоящее уничтожение этих канонов уже давно, а в наши дни все упорнее говорится об «устаревших», «излишних», «неуместных», «практически оставленных и никем не соблюдаемых», «вышедших из употребления» и «отмененных, т.е. не исполняемых и фактически утративших свою значимость» канонах.
Верно, что в наше безбожное и экуменическое время многие из св. канонов не соблюдаются. Без стеснения нарушаются 10-е и 45-е Апостольские правила, которые возбраняют вхождение в молитвенное общение с еретиками и инославными под страхом извержения и отлучения от Церкви. Не соблюдается и 6-е правило Лаодикийского собора – да не входят в дом Божий инославные и еретики, упорствующие в своей ереси. Нарушаются и многие другие каноны через так называемые экуменические контакты и через охлаждение к Православной вере. Если приложить к этим канонам предлагаемую мерку и считать их «отмененными» и «фактически утратившими свою значимость» только потому, что они кем-то не соблюдаются, тогда что же будет охранять Православие? Ведь эти правила создавались именно для того, чтобы ограждать истинную Христову Церковь от еретических сообществ, а не быть отмененными под влиянием вероотступнических ветров времени.
Действительно, можно ли так рассуждать: «Так как данный канон не соблюдается, то он уже фактически утратил свою значимость, следовательно, необходимо и формально его отменить»? Разве это не уступка греху? Канон установлен против вещей, которые святые Отцы, осеняемые Святым Духом, оценили как грешные и недопустимые. Когда эти грешные вещи преобладают в нашей жизни и мы ради преобладания греха хотим объявить каноны уже недействительными, не заменит ли грех место канона? Но тогда чьими служителями мы окажемся – не служителями ли греха?
И Святое Евангелие не соблюдается. Но означает ли это, что и его необходимо отменить, поскольку оно уже повсеместно нарушается и попирается? Сегодня почти никто не исполняет строгий Христов нравственный закон, где, например, читаем: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). Но что останется тогда от Святого Евангелия, если и к нему начнем проповедовать свободное отношение? Эти Христовы слова, как и многие другие подобные им, не соблюдаются, но они должны оставаться, чтобы обличать нас и, по крайней мере, вызывать покаянное сокрушение.
Также и святые каноны не должны отменяться, хотя многие их нарушают. Они должны оставаться для нас твердыми и непоколебимыми, как твердо и непоколебимо Святое Евангелие, поскольку все они выковывались не произвольно, но только на основании Богооткровенного слова Божия. Даже тогда, когда ради немощи или иных причин никто их не соблюдает, они полезны потому, что своими строгими определениями показывают нам, насколько мы удалились от усердия прежних христиан, и таким образом пробуждают у многих чувство покаяния и смирения. Когда мы не соблюдаем, мы хотя бы сознаем, что грешим. И угрызаемые совестью, можем только ради своего покаяния получить милость от Бога. Но если отменим некоторые каноны, например, о молитвенном не общении с еретиками и инославными, о соблюдении церковных постов, о единобрачии священников, о неженатом епископате и др., под предлогом, что их уже трудно исполнять и что фактически они не соблюдаются, то это будет означать, что мы узакониваем свои греховные поступки, санкционируем свою разнузданность, чтобы еще больше притупить нравственные чувства и с усыпленной совестью начать дерзко грешить. Одним словом, это означает узаконивание греха.
Архимандрит Серафим (Алексиев)
Перевод с болгарского Анны Самсоновой
По книге «Православный взгляд на старый и новый стиль календаря»