4 февраля день памяти апостола Тимофея.

4 февраля

 день памяти апостола  Тимофея

p1904sni9ho2j4ffbrb1aca1lv24

 Свя­той апо­стол Ти­мо­фей про­ис­хо­дил из Ли­ка­он­ской об­ла­сти, а вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в зна­ме­ни­том го­ро­де Ли­ст­ры, ко­то­рый не столь­ко про­сла­вил­ся изоби­ли­ем пло­дов зем­ных, сколь­ко этою бо­го­на­саж­ден­ною пло­до­нос­ною вет­вью. Этот мо­ло­дой по­бег про­из­рос, од­на­ко, от не со­всем здра­во­го кор­ня: ибо как бла­го­уха­ю­щая ро­за вы­рас­та­ет из тер­ния, так и свя­той Ти­мо­фей про­изо­шел от неве­ру­ю­ще­го ел­ли­на, ко­то­рый был из­ве­стен сво­им язы­че­ским нече­сти­ем и на­столь­ко по­гряз в по­ро­ках, на­сколь­ко впо­след­ствии сын его пре­вос­хо­дил всех лю­дей доб­ро­де­те­ля­ми и вы­со­кою нрав­ствен­но­стью. Ма­терь же и баб­ка свя­то­го Ти­мо­фея бы­ли ро­дом ев­ре­ян­ки, обе свя­тые и пра­вед­ные, укра­шен­ные доб­ры­ми де­ла­ми, как об этом сви­де­тель­ству­ет свя­той апо­стол Па­вел в сло­вах: «же­лаю ви­деть те­бя, вос­по­ми­ная о сле­зах тво­их, дабы мне ис­пол­нить­ся ра­до­сти, при­во­дя на па­мять нели­це­мер­ную ве­ру твою, ко­то­рая преж­де оби­та­ла в баб­ке тво­ей Ло­и­де и ма­те­ри тво­ей Ев­ни­ке; уве­рен, что она и в те­бе» (2Тим.1:4-5).

 

   Еще бу­дучи от­ро­ком, бла­жен­ный Ти­мо­фей, пи­та­е­мый свею ма­те­рью не столь­ко те­лес­ною пи­щею, сколь­ко сло­вом Гос­под­ним, вся­че­ски укло­нял­ся от язы­че­ско­го и иудей­ско­го за­блуж­де­ния и за­тем об­ра­тил­ся к свя­то­му апо­сто­лу Пав­лу, сей бо­го­глас­ной цер­ков­ной тру­бе. Это про­изо­шло та­ким об­ра­зом. Свя­той апо­стол Па­вел вме­сте с уче­ни­ком и апо­сто­лом Хри­сто­вым Вар­на­вою при­шел в Ли­ст­ры, как об этом по­вест­ву­ет Бо­же­ствен­ный Лу­ка в Де­я­ни­ях Апо­столь­ских: «они уда­ли­лись, го­во­рит он, в Ли­ка­он­ские го­ро­да Ли­ст­ру и Дер­вию и в окрест­но­сти их» (Деян.14:6). По при­бы­тии сво­ем ту­да свя­той апо­стол Па­вел со­вер­шил ве­ли­кое чу­до: хро­мо­го от чре­ва ма­те­ри ис­це­лил еди­ным сло­вом. Ви­дя это, жи­те­ли го­ро­да силь­но уди­ви­лись, го­во­ря: «Бо­ги в об­ра­зе че­ло­ве­че­ском со­шли к нам». Ко­гда же они узна­ли, что это не бо­ги, а лю­ди, и на­зы­ва­ют­ся апо­сто­ла­ми и про­по­вед­ни­ка­ми Жи­во­го Бо­га, при­том суть про­тив­ни­ки лож­ных бо­гов, и для то­го имен­но и по­сла­ны, чтобы об­ра­щать лю­дей от бе­сов­ско­го за­блуж­де­ния к Ис­тин­но­му Бо­гу, мо­гу­ще­му не толь­ко хро­мых ис­це­лять, но и мерт­вых вос­кре­шать, то­гда мно­гие от за­блуж­де­ния сво­е­го об­ра­ти­лись к бла­го­че­стию (Деян.14:8-18). В чис­ле та­ких бы­ла и ма­терь се­го бла­жен­но­го апо­сто­ла Ти­мо­фея, остав­ша­я­ся вдо­вою по смер­ти сво­е­го му­жа. Она с ра­до­стью при­ня­ла свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла в дом свой, за­бо­ти­лась о его со­дер­жа­нии и удоб­ствах жиз­ни и, на­ко­нец, от­да­ла ему в обу­че­ние сы­на сво­е­го, свя­то­го Ти­мо­фея, как дар за со­вер­шен­ное в их го­ро­де чу­до и за вос­при­ня­тый от него свет ис­тин­ной ве­ры. Свя­той Ти­мо­фей был еще очень мо­лод го­да­ми, но весь­ма спо­со­бен и под­го­тов­лен к вос­при­я­тию се­ме­ни сло­ва Бо­жия. Свя­той Па­вел, при­няв юно­шу, не толь­ко на­шел в нем кро­тость и рас­по­ло­же­ние к доб­ру, но и про­зрел в нем бла­го­дать Бо­жию, вслед­ствие че­го воз­лю­бил его да­же бо­лее, чем его ро­ди­те­ли по пло­ти. Но так как свя­той Ти­мо­фей был еще очень юн и не мог пе­ре­но­сить тя­го­стей пу­те­ше­ствия, то свя­той апо­стол Па­вел оста­вил его в до­ме ма­те­ри, при­ста­вив к нему ис­кус­ных учи­те­лей, ко­то­рые на­учи­ли бы его Бо­же­ствен­но­му Пи­са­нию, как об этом он сам вспо­ми­на­ет в по­сла­нии к Ти­мо­фею: «Ты из дет­ства зна­ешь свя­щен­ные пи­са­ния» (2Тим.3:15). Сам же апо­стол Па­вел, по на­у­ще­нию иуде­ев, по­би­тый на­ро­дом кам­ня­ми, был вы­та­щен за го­род, по­сле че­го по­шел в дру­гие го­ро­да. Спу­стя несколь­ко лет, ко­гда свя­той апо­стол Па­вел, вы­шед­ши из Ан­тио­хии, за­хо­тел по­се­тить бра­тию во всех го­ро­дах, в ко­то­рых рань­ше про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие, то, взяв с со­бою Си­лу, при­шел в Ли­ст­ры, где жил свя­той Ти­мо­фей. Ви­дя, что он до­стиг со­вер­шен­но­го воз­рас­та и пре­успе­ва­ет во вся­кой доб­ро­де­те­ли, при­том поль­зу­ет­ся вы­со­ким ува­же­ни­ем у всех та­мош­них хри­сти­ан, апо­стол Па­вел при­нял его к се­бе на апо­столь­ское слу­же­ние и сде­лал его сво­им по­сто­ян­ным спут­ни­ком во всех тру­дах и со­слу­жи­те­лем о Гос­по­де. Ко­гда же он хо­тел вый­ти из го­ро­да, то ра­ди неко­то­рых иуде­ев, во мно­же­стве про­жи­вав­ших там и в окрест­ных ме­стах, об­ре­зал Ти­мо­фея по за­ко­ну Мо­и­се­е­ву (Деян.16:3), — не по­то­му, чтобы это бы­ло необ­хо­ди­мо для спа­се­ния, ибо но­вая бла­го­дать по­да­ет­ся вме­сто об­ре­за­ния во свя­том кре­ще­нии, но для то­го, чтобы не со­блаз­ня­лись о нем иудеи, так как все они зна­ли о его про­ис­хож­де­нии от языч­ни­ка. Вы­шед­ши из Листр, свя­той апо­стол Па­вел про­хо­дил го­ро­да и се­ле­ния, уча и бла­го­вест­вуя Цар­ствие Бо­жие и всех про­све­щая све­том бла­го­че­стия. За ним, как звез­да за солн­цем, вос­си­яв­шим от тре­тье­го неба, сле­до­вал Бо­же­ствен­ный Ти­мо­фей, вос­при­ни­мая немер­ца­ю­щий свет бла­го­че­стия уче­ние бла­го­вест­во­ва­ния Хри­сто­ва и на­уча­ясь вы­со­ким по­дви­гам и доб­ро­де­тель­ной жиз­ни, как об этом и сам свя­той апо­стол Па­вел сви­де­тель­ству­ет: «ты по­сле­до­вал мне в уче­нии, жи­тии, рас­по­ло­же­нии, ве­ре, ве­ли­ко­ду­шии, люб­ви, тер­пе­нии, в го­не­ни­ях, стра­да­ни­ях» (2Тим.3:10-11).

 

   Так свя­той Ти­мо­фей по­черп­нул все доб­ро­де­те­ли от со­су­да из­бран­но­го, апо­сто­ла Пав­ла, и вос­при­нял от него, ра­ди Хри­ста, апо­столь­скую ни­ще­ту. Не при­об­ре­тая се­бе ни­ка­ких бо­гатств, ни зо­ло­та, ни се­реб­ра, ни ка­ких-ли­бо дру­гих ве­ще­ствен­ных благ, он пе­ре­хо­дил с ме­ста на ме­сто, воз­ве­щая Еван­ге­лие Цар­ствия Бо­жия. Он усво­ил обы­чай воз­да­вать доб­ром за зло; уко­ря­е­мый — он бла­го­слов­лял, го­ни­мый — тер­пел, по­но­си­мый — ра­до­вал­ся ду­хом, и во всем яв­лял се­бя Бо­жи­им слу­гою, бу­дучи ис­тин­ным под­ра­жа­те­лем сво­е­му учи­те­лю. Свя­той апо­стол Па­вел, ви­дя уче­ни­ка сво­е­го столь пре­успе­ва­ю­щим в доб­ро­де­те­лях, по­ста­вил его сна­ча­ла диа­ко­ном, за­тем пре­сви­те­ром и на­ко­нец — епи­ско­пом, хо­тя он был и мо­лод го­да­ми. Сде­лав­шись чрез воз­ло­же­ние рук апо­столь­ских слу­жи­те­лем Хри­сто­вых Тайн, свя­той Ти­мо­фей сде­лал­ся усерд­ней­шим под­ра­жа­те­лем тя­го­стей и тру­дов апо­столь­ских, не усту­пая дру­гим апо­сто­лам в стра­да­ни­ях и тру­дах во вре­мя бла­го­вест­во­ва­ния уче­ния Хри­сто­ва. Ни юность, ни сла­бость те­ла не мог­ли ко­гда-ли­бо вос­пре­пят­ство­вать ему в ис­пол­не­нии при­ня­то­го им на се­бя по­дви­га. Во всей сво­ей де­я­тель­но­сти он об­на­ру­жи­вал ве­ли­чие ду­ха, как об этом сви­де­тель­ству­ет учи­тель его, свя­той апо­стол Па­вел, в пер­вом сво­ем по­сла­нии к ко­рин­фя­нам: «ес­ли при­дет к вам Ти­мо­фей, смот­ри­те, чтоб он был у вас без­опа­сен, ибо он де­ла­ет де­ло Гос­подне, как и я. По­се­му ни­кто не пре­не­бре­гай его» (1Кор.16:10-11). Несколь­ко вы­ше, по­хва­ляя его, свя­той апо­стол Па­вел пи­сал: «Я по­слал к вам Ти­мо­фея, мо­е­го воз­люб­лен­но­го и вер­но­го в Гос­по­де сы­на, ко­то­рый на­пом­нит вам о пу­тях мо­их во Хри­сте» (1Кор.4:17). По­доб­ным об­ра­зом и в дру­гих сво­их по­сла­ни­ях он на­зы­ва­ет свя­то­го Ти­мо­фея сво­им бра­том, го­во­ря: «Па­вел, уз­ник Иису­са Хри­ста, и Ти­мо­фей брат» (Флм.1:1), «Па­вел, во­лею Бо­жьею Апо­стол Иису­са Хри­ста, и Ти­мо­фей брат» (2Кор.1:1), «Па­вел, во­лею Бо­жьею по­слан­ник Иису­са Хри­ста, и Ти­мо­фей брат» (Кол.1:1). И еще он пи­шет: «Мы по­сла­ли Ти­мо­фея, бра­та на­ше­го и слу­жи­те­ля Бо­жия, и со­труд­ни­ка на­ше­го в бла­го­вест­во­ва­нии Хри­сто­вом, чтобы утвер­дить вас и уте­шить в ве­ре ва­шей» (2Сол.3:2). Эти и мно­гие дру­гие сви­де­тель­ства в по­хва­лу свя­то­му Ти­мо­фею на­хо­дят­ся в по­сла­ни­ях апо­сто­ла Пав­ла. Од­на­ко, св. Ти­мо­фей не пре­воз­но­сил­ся этим, но, жи­вя в сми­рен­но­муд­рии и стро­гом со­блю­де­нии се­бя от гре­ха, по­сто­ян­ны­ми тру­да­ми и по­стом так из­ну­рял се­бя, что и сам учи­тель его, взи­рая на его по­дви­ги и по­сты, силь­но жа­лел его. Он убеж­дал свя­то­го Ти­мо­фея — не пить од­ной во­ды, но упо­треб­лять и немно­го ви­на ра­ди его же­луд­ка и ча­стых неду­гов (1Тим.5:22), ко­то­ры­ми, хо­тя и по­сто­ян­но те­ло его бы­ло обре­ме­не­но, но за­то ду­шев­ная чи­сто­та оста­ва­лась нетро­ну­тою и сво­бод­ною от вся­ко­го по­вре­жде­ния. Свя­той Ти­мо­фей с учи­те­лем сво­им про­хо­дил все кон­цы ми­ра: то в Ефе­се, то в Ко­рин­фе, то в Ма­ке­до­нии, то в Ита­лии, то в Ис­па­нии, они воз­ве­ща­ли сло­во Бо­жие, так что с пол­ным пра­вом мож­но бы­ло ска­зать о них: «По всей зем­ле про­хо­дит звук их, и до пре­де­лов все­лен­ной сло­ва их» (Пс.18:5). При этом свя­той Ти­мо­фей был про­ни­ца­те­лен в рас­суж­де­ни­ях, быстр в от­ве­тах, — в про­по­ве­ди сло­ва Бо­жия — ис­кус­ный ора­тор, в из­ло­же­нии Бо­же­ствен­ных пи­са­ний — увле­ка­тель­ный ис­тол­ко­ва­тель, в цер­ков­ном управ­ле­нии и за­щи­те ис­тин ве­ры — до­стой­ней­ший пас­тырь. В осо­бен­но­сти же до­стой­но вни­ма­ния то, что он по­лу­чил изобиль­ную бла­го­дать, так как уче­ние свое он по­черп­нул из дво­я­ко­го ис­точ­ни­ка: он не толь­ко имел сво­им учи­те­лем свя­то­го Пав­ла, но по­учал­ся и у свя­то­го Иоан­на, воз­люб­лен­но­го уче­ни­ка Хри­сто­ва.

 

   Ко­гда же свя­той Иоанн был со­слан им­пе­ра­то­ром рим­ским До­ми­ни­а­ном в из­гна­ние на ост­ров Пат­мос, то Ти­мо­фей был вме­сто него епи­ско­пом го­ро­да Ефе­са, где, спу­стя немно­го вре­ме­ни, и по­стра­дал за свое сви­де­тель­ство об Иису­се Хри­сте сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

   

   Од­на­жды в Ефе­се со­вер­шал­ся осо­бен­но тор­же­ствен­ный празд­ник, на­зы­ва­е­мый «ка­та­го­ги­ум», в ко­то­рый идо­ло­по­клон­ни­ки, муж­чи­ны и жен­щи­ны, на­дев на се­бя изо­бра­же­ния раз­лич­ных стран­ных су­ществ, бра­ли в ру­ки идо­лов и дре­ко­лия и с бес­стыд­ны­ми пляс­ка­ми об­хо­ди­ли ули­цы го­ро­да. При этом они пе­ли нестрой­ны­ми го­ло­са­ми пес­ни и бро­са­лись на встреч­ных, как раз­бой­ни­ки, и да­же мно­гих уби­ва­ли. Со­вер­ша­ли они и мно­го дру­гих сквер­ных без­за­ко­ний, ко­то­ры­ми ду­ма­ли вы­ра­зить по­чи­та­ние сво­их мерз­ких бо­гов. Ви­дя это, бла­жен­ный Ти­мо­фей вос­пла­ме­нил­ся ог­нем Бо­же­ствен­ной рев­но­сти и, явив­шись на это бо­го­про­тив­ное зре­ли­ще, от­кры­то и сме­ло про­по­ве­до­вал Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, — яс­но по­ка­зал за­блуж­де­ния и са­мо­обо­льще­ния их от­но­си­тель­но сво­их бо­гов и сво­бод­но вы­ска­зал мно­гое, что бы­ло по­лез­но для убеж­де­ния их. Они же, блуж­дая во тьме язы­че­ских за­блуж­де­ний, не по­ня­ли и не ура­зу­ме­ли ре­чей апо­сто­ла, но, еди­но­душ­но устре­мив­шись про­тив него, же­сто­ко би­ли его имев­ши­ми­ся в ру­ках их дре­ко­ли­я­ми, неми­ло­серд­но и бес­че­ло­веч­но вла­чи­ли его по зем­ле, по­пи­рая но­га­ми, и, на­ко­нец, за­му­чи­ли его до смер­ти. При­шед­шие за­тем хри­сти­ане на­шли его ед­ва ды­шав­шим. Они вы­нес­ли его за го­род, и ко­гда он пре­ста­вил­ся, по­греб­ли его на ме­сте, на­зы­ва­е­мом по-гре­че­ски Пи­он, т.е. туч­ное. Спу­стя мно­го вре­ме­ни чест­ные мо­щи свя­то­го апо­сто­ла Ти­мо­фея, по по­ве­ле­нию ца­ря Кон­стан­ция, сы­на Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, бы­ли пе­ре­не­се­ны свя­тым му­че­ни­ком Ар­те­ми­ем из Ефе­са в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в церк­ви свя­тых апо­сто­лов вме­сте с мо­ща­ми свя­то­го апо­сто­ла Лу­ки и Ан­дрея Пер­во­зван­но­го. Так бы­ло бла­го­угод­но Бо­гу, ибо в жи­тии их все бы­ло об­щее: ха­рак­тер, уче­ние и про­по­ведь Еван­ге­лия. По­это­му и об­щий гроб при­ли­че­ство­вал им по смер­ти, тем бо­лее, что и упо­ко­е­ние их на небе­сах — об­щее в Цар­стве Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, со От­цом и Свя­тым Ду­хом цар­ству­ю­ще­го во ве­ки. Аминь.

 

Тропарь апостола Тимофея

глас 4

Благости научився и трезвяся во всех, / благою совестию священнолепно оболкся, / почерпл еси от сосуда избранного неизреченная / и, веру соблюд, равное течение совершил еси, / апостоле Тимофее, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак апостола Тимофея и преподобномученика Анастасия Персянина

глас 1

Божественнаго ученика и спутешественника Павлова Тимофея,/ вернии, воспоим вси,/ с сим почитающе мудраго Анастасия,/ возсиявшаго от Персиды, яко звезду,/ и отгонящаго душевныя наша страсти/ и недуги телесныя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *