Зло ныне действует в мире с особой разрушительной силой:
О смертоносном духе мира сего
Церковность есть как бы отпевание
и отчитывание от омрачения,
производимого дыханием мирского духа.
Свт. Феофан Затворник
Современные христиане подчас уделяют первостепенное внимание второстепенным вопросам, забывая о самом главном – спасении души для блаженной Вечности. Обретается оно через стяжание Духа Святаго Божия, которому противостоит дух мира сего – дух вечной погибели…
Вот уже два тысячелетия благодатное Царство Христово – Царство правды и света, любви и добра – соприкасается с другим царством, абсолютно противоположным ему по духу и устроению жизни – царством лжи и мрака, ненависти и зла.
Призванные в Царство Христово считают себя на земле странниками, не имеющими здесь постоянного града, чают воскресения мертвых и жизни будущего века в Небесном Отечестве. Не останавливается их взор на видимых красотах, ибо помышляют они о горнем, а не о земном. Повинуясь гласу Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33), – идут они тесным и скорбным путем, ведущим в жизнь вечную, где радость и веселие не имеют конца.
Иное царство образует из себя человечество, живущее по началам жизни вещественной. Здесь жажда наслаждения тленными благами, служение гордыне человеческой и страстям. Шумными толпами с шутками и веселием идут широким путем искатели земного, принимая временное за вечное. Живут они на земле, словно безсмертные, не помышляя о Небесном, не задумываясь о грядущем Суде. Несмотря на собственные внутренние разногласия, а порой и открытую вражду, единодушны они в ненависти ко Христу и Его истинным последователям.
В безумной слепоте своей воюют они против Самой Любви. Ненависть в ответ на любовь. О том, что это явление вполне естественное и неизбежное, говорит Господь Своим ученикам: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 18–19).
Мир – это, прежде всего, сообщество находящихся в рабстве у страстей людей – неверующих, ненавидящих Христа, враждебных Ему, Его учению и Его ученикам. Дух мира, противоположный Духу Утешителю, Духу Истины и Любви – это злой и лукавый дух антихриста (1 Ин. 4, 1–3).
Князь мира сего – диавол, «человекоубийца от начала… лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44) – враг спасения рода человеческого, виновник всякого зла в мире. Диавол – это не абстрактное зло, а реальное духовное существо – падший херувим, родоначальник гордыни, восставший на Самого Бога и низверженный с Небес вместе с поддержавшими его ангелами, превратившимися в мрачных демонов. Это князь царства лжи и зла, враждующего на Царство Духа Истины и Любви. Войско врага спасения весьма многочисленно. Мириады злых духов, отпавших от Бога, не зная сна и отдыха, ведут непрерывную борьбу со светом и добром, стараются насадить на земле ад. В этом содействуют им человекоорудия диавола – люди мира сего, исполняющие волю лукавого человекоубийцы в нарушение всесвятой воли Божией.
Мир не может любить христиан, ибо одним своим присутствием в нем они обличают его злобу, ложь и пороки, свидетельствуют о грядущем Страшном Суде. Мир ненавидит добродетель и любит грех, посему и не может любить истинных последователей Христовых. Как единое целое по духу и направлению жизни, мир, совершенно естественно, признает Христианство чуждым для себя учением, а христиан – своими врагами.
Люди мира сего, собирающие свои сокровища на земле, не могут подняться выше видимых вещей. Прилепившись к богатству, славе и плотским наслаждениям, они не желают менять порядок своей жизни. Они не хотят Неба, не хотят света. Истины веры Христовой вызывают у них отторжение и злобу.
«Для людей с таким направлением и настроением, для мира, сознавшего начала жизни своей и сознательно уже служащего им, истины веры и нравственности христианской являются действительно предметом не просто несогласия, но и ожесточенной ненависти и вражды. Кто читал, кто вслушивался в речи отрицателей, противников Христианства, тот не мог не подметить голоса этой отчаянной злобы…
Мир, сдвинутый с основ своих, стремится отстоять их и защитить, отчаянно борется за сохранение начал своей деятельности и самого своего бытия; в их разрушителях (в христианах) он, естественно, видит злейших врагов для себя… Для них нет мира у мира.
Люди всех направлений мысли, защитники самых противоположных убеждений и миросозерцаний могут рассчитывать найти у него прием себе и сочувствие, но терпимость мира сразу исчезает там, где дело идет о живущих по началам духа во Христе: их мир непрестанно будет преследовать во имя высоких принципов просвещения, свободы разума, науки, прогресса и так далее. Но не такова в действительности причина этих преследований: она единственно в том, что мир есть именно мир, по-мирски хочет жить и, как всякий живой организм, защищает начала индивидуальной своей жизни; все остальное – лишь личина, маскировка, красивые, но пустые слова. И под всякой личиной неизменна в существе своем ненависть мира», – пишет выдающийся русский богослов Константин Николаевич Сильченков.
Мир не гонит своих «любимцев», а любящих Господа нашего Иисуса Христа непрестанно подвергает тайным и явным гонениям: «Кого мир признал святым? Кого он ублажил и превознес похвалами? Лжепророков, лжеучителей, лицемеров. Как он поступил с истинными святыми Божиими? Он отверг их, осыпал поношениями, клеветами, преследовал их, как врагов человеческого общества, подверг тягчайшим гонениям и скорбям», – свидетельствует духоносный святитель Игнатий Брянчанинов.
Так сбылись и другие пророческие слова Спасителя, сказанные ученикам: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). Ожесточенная ненависть мира в отношении Господа простирается и на всех Его истинных последователей. Неслучайно святой апостол Павел подтверждает сказанное Сыном Божиим: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12–13).
Говорят, что кого-то эти слова могут привести в уныние. Весь вопрос в том, что ищет человек: земное или Небесное. В обуреваемом страстями мире сем, которым правит сатана, никогда не будет справедливости и истинного мира о Христе Иисусе Господе, мира, о котором пели ангелы в ночь Рождества Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14).
Сын Бога Живаго Господь наш Иисус Христос даровал высший смысл земному человеческому бытию. Земля – это место изгнания человека, временное пристанище, где дана ему возможность приуготовить себя к жизни вечной. Движимый Духом Святым благословенный угодник Божий святитель Игнатий Брянчанинов возглашает: «Род человеческий – разряд существ падших. Земля – преддверие ада… Спаситель соделал ее преддверием Рая».
Что ищет человек, то и обрящет. Ищущие только земного, живут для ада, а ищущих Небесного назидает душеполезным словом великий подвижник веры и благочестия, затворник Задонский Георгий Алексеевич Машурин: «Путь желающего внити в Царствие Божие есть многоскорбный и тесный; а кто ищет пространного пути, чтобы гуляючи идти, тот шутя дойдет, только не в Царствие Божие, но в пагубу вечную, и будет безконечно мучиться. Поэтому видно, что лучше идти тесным и прискорбным путем, чтобы безконечно радоваться… Если слушать, что говорят люди и подражать обычаям их, то нельзя не лишиться вечного спасения, о чем страшно и подумать! Надобно слушать, чему научает Слово Божие, и подражать Самому Господу Иисусу Христу, и разуметь, что Он только един истинный Путь наш, и что все наше спасение заключается в Нем. Которые верою и делами угодили Господу Богу, все те подражали Ему кротостью и смирением, милостию и терпением, и за любовь всяким злостраданиям (злострадание – терпение напастей – авт.) безропотно до последнего издыхания. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13), по свидетельству Господню: посему предлежит нам непременный долг – любить друг друга, однако не в сладострастии и забавах, а в трудах и подвигах, как Господь возлюбил Своих и потерпел всякое поношение от сопротивящихся, и клевету, и смерть Крестную. Вот это истинный путь спасающихся! Не уклоняйтесь же от него! Сим путем идущих и не озирающихся вспять Иисус Христос вводит в Царствие Божие».
А там – вечное Царство света и любви, правды и добра! Не зря же восклицает святой апостол Павел: «…нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18) и «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Ради святой любви ко Христу ищущие спасения претерпевали все напасти и гонения от диавола и его человекоорудий, все земные скорби и тяготы. Иного пути в Небесное наше Отечество нет.
«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22), – поучали святые апостолы своих учеников, помня наставления Самого Спасителя: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).
«Царство Мое не от мира сего… Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 36–37), – объявил Христос перед Своими Крестными страданиями Пилату.
Примеру Спасителя всегда следовали Его святые апостолы и все истинные христиане на протяжении всей истории Православной Церкви, хотя часто это стоило им многих тяжких скорбей, а порой и самой земной жизни.
Свидетельствовать о истине – это значит, прежде всего, обличать ложь и зло, царящие в мире сем. Поэтому свидетели истины всегда были гонимы сынами мира. Но истину надо знать и всегда ее отстаивать. Вне истины нет спасения, ибо малейшая ложь соединяет человека в духе с ее отцом и легионами падших ангелов.
«Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4,25), – учит нас Слово Божие. Это особенно важно в наши дни, когда в мире стремительно разворачиваются воистину апокалиптические события (см. Технологии растления душ: О массовом бесновании в современном мире).
…«Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом… И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих…» (Быт. 13, 13; 19, 24–25), – говорит нам Священное Писание.
Многие страны «просвещенного» Запада буквально охвачены эпидемиями наркомании, проституции и педофилии.
…Во многих странах идет стремительный демонтаж всего, что было всегда незыблемым. Традиционные человеческие ценности объявляются вне закона. В первую очередь, уничтожаются: нормальная здоровая семья, материнство, отцовство, убиваются нормальные сердечные отношения родителей и детей. Из языка и сознания убирают образы и понятия мужчины и женщины, отца и матери, мальчика и девочки, заменяя их неким «гендером» или «социальным полом» уже в нескольких десятках разновидностей (!!!) Не сатанинское ли начинание – предлагать ребенку к совершеннолетию самостоятельно выбрать свою принадлежность к одному из видов душепагубных половых извращений?
Содомиты, лесбиянки и другие «граждане мира» «нетрадиционной ориентации» открыто проводят свои конгрессы и парады, в которых нередко участвуют миллионы извращенцев и сочувствующих им зрителей (!) Земля воистину превращается в преддверие ада…
Главное оружие врага спасения – человекоубийственная ложь. Ее-то и взяли на вооружение «злые люди и обманщики» (2 Тим. 3, 13), «чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). Они не только сами лгут постоянно, но и учат этому других. Жизнь во лжи и распространение лжи – их родная стихия, вне которой они уже не могут существовать. А где ложь, там и отец лжи – лукавый человекоубийца, стремящийся обольстить, обмануть и направить всех на путь вечной погибели. Согласие с ложью – согласие с диаволом, «ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8,44). Распространяющий ложь, как и поверивший в нее, вступают в общение с падшими духами. Один только ложный помысел может отлучить человека от Бога и привести к погибели: так учат святые отцы.
«Усвоивший себе мысли ложные усвоил свойства диавола, вступил в сродство с отверженными ангелами, сделал для себя соединение с Богом несродным, неестественным, – свидетельствует богоносный святитель Игнатий Брянчанинов. – Чуждый Бога – чужд спасения и жизни духовной… Вступившие в общение с диаволом и в порабощение ему – находятся в прелести, суть храмы и орудия бесов, жертвы вечной смерти и жизни в темницах ада… Одна мысль ложная может свести в ад!»
Характерно, что «злые люди и обманщики», как правило, сами себе искренне верят, не понимая, что они одержимы тяжелейшим духовным недугом. Эти несчастные неустанно плодят великое множество последователей. Под их мощным влиянием многомиллионные массы людей заражаются ложью, начинают верить этой лжи, повторять ее, тиражировать, особенно, если это выгодно для устройства земного благополучия.
«Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26), – изрек Спаситель еще два тысячелетия тому назад. Тем не менее, сильные, знатные и знаменитые мира сего не гнушаются принимать земную славу друг от друга и от пресмыкающихся перед ними человеков, только вот славы от Единого Бога они не ищут (Ин. 5, 44).
Гордиться, величаться и процветать любил и известный евангельский богач (Лк. 16, 19–31). Но чем закончились его блистательные пиршества? Что стало уделом его в загробной жизни?.. Познав всю горечь безконечного огненного мучения, мечтал он о единой капле воды для прохлаждения языка. Но поздно, поздно пришло к нему раскаяние! Опоздал богач… Так и ныне – не внимают Слову Божию сильные мира сего, не внимают Ему и все любители земного и тленного, не задумываясь о том, «что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность”, тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5, 2–3).
В наши дни словосочетание «мир и безопасность», имеющее статус евангельского знамения, очень часто употребляют политики, журналисты и даже религиозные лидеры. Чтущий да разумеет (см. Терроризм на службе глобалистов и экуменистов: Борьба за «мир и безопасность» в условиях искусственно созданной предтечами антихриста угрозы).
«Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1Ин. 2, 18), – предупреждал учеников на заре Христианства святый апостол и евангелист Иоанн Богослов.
За две тысячи лет мир, лежащий во зле (1Ин. 5, 19), наплодил несметное количество антихристов, выдававших себя за спасителей человечества, а свои мечтательные слова за истину. Так и ныне, исходя из корпоративных интересов, «злые люди и обманщики» нередко выдвигают из своей среды кумиров для служащей миру толпы, одна часть которой тут же начинает их обожествлять, другая – превозносить в угоду собственной выгоде. Лесть и подобострастие становятся для безумствующей толпы нормой жизни и формой существования. Пышным цветом расцветают в современном обществе человекоугодие, подхалимаж и откровенное холуйство. Плоть и кровь, не наследующие Царствия Небесного, восхваляют себе подобное.
Поклонение толпы очередному кумиру – человекобогу – это особый вид беснования людей, которым не нужен Богочеловек Христос. Болезненный фанатизм, подобострастие и страх перед «злыми людьми и обманщиками» не позволяют им видеть, что король-то – голый. Что это такой же грешный, истлевающий в страстях, мертвый духом, погибающий человек. Более того, как правило, это – марионетка диавола – очередной по счету антихрист. Тем не менее, люди приносят ему в жертву свою совесть, свои души и сердца – кто-то по расчету, а кто-то вполне искренне. И возбужденная толпа дружно кричит своему герою: «Осанна!»
Придет время, когда с таким же восторгом и упоением мир будет встречать «сына погибели» (2 Фес. 2, 3) – самого последнего из антихристов. Только страшно будет, когда откроется правда…
Мировое зло, подготавливающее на земле царство антихриста, уже покорило и подчинило себе подавляющее большинство современных людей, служащих миру сему и князю его. Совершенно очевидно, что сбываются еще одни слова Святого Евангелия: «И за сие пошлет им (то есть попустит им) Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес. 2, 11). «Действие заблуждения» все более пронизывает все сферы их жизни, посему не могут они отличить добро от зла, и ложь от истины.
Эпидемия лжи порождает эпидемию духовной слепоты, ибо только духовно-слепой не видит явных знамений времен, не видит, в какую западню затягивают мир «злые люди и обманщики».
Люди, возлюбившие тьму паче света, не могут распознать лукавых уловок врага спасения. Живущие по чувственным желаниям сердца своего, а не по заповедям Божиим, они стремятся только к земным приобретениям да угождению плоти. Невдомек им, что «сатана принимает вид Ангела света, а …служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11, 14–15) и действуют «со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2, 10).
«Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37), – таковы были слова Господа нашего Иисуса Христа Пилату. Таким образом, познавая истину, защищая ее и свидетельствуя о ней, христиане подражают подвигу Самого Спасителя. Истина есть непобедимое оружие, попаляющее все козни лукавого и его приспешников. Человек, обладающий истиной может действенно противостоять силам зла…
Понятно, что люди, «желающие жить благочестиво во Христе Иисусе» (2Тим. 3,12), совершенно неугодны современному миру, глубоко погрязшему в пучине сатанинского зла. Тем более, что многие из них не могут равнодушно взирать на все ускоряющийся процесс отступления. Сохраняя верность Христу, они отказываются участвовать «в безплодных делах тьмы» (Еф. 5, 11). Как правило, они не молчат, но пытаются открыть всем глаза, предупреждают ближних о кознях предтеч антихриста, обличают ложь и зло, царящие в мире сем.
Но мир не может понять их сердечную боль, мир не хочет видеть свое ужаснейшее положение. Мир не в состоянии вместить правду о себе! Поэтому он гонит всех, желающих идти путем правды Божией к свету Воскресения. «»Мир любит свое», – сказал Спаситель. Мир – в прелести и сочувствует одним тем, которые находятся в прелести. Служителей истины он отвергает и ненавидит», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов.
Люди мира сего возлюбили смерть вместо жизни. Жизнь мира сего – это антиевангелие! Поэтому смерть господствует над жизнью мира сего. Для него нет жизни за гробом. Мир сам в себе рождается и сам в себе умирает, наследуя вечную погибель: «да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2, 11).
Человечество губит само себя. Милосердый Господь всем желает спасения, но не все спасаться желают. Если бы люди знали, какой дивный свет и какая несказанная радость ожидают их в Царстве Отца их Небесного, то оставили бы все свои жалкие земные попечения, непрерывно плакали бы о грехах своих и умоляли Господа принять их в вечные Небесные обители, где царствует любовь и обитает правда. Уклоняющиеся к земному по собственному своему произволению, лишают себя Небесного. Христос никого не призывает к Себе насильно…
<…> «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16). Любить человеков-грешников, но по любви к истине обличать грех, греховные страсти и привязанность к тленным и скоропреходящим благам мира сего – именно так с древнейших времен поступали святые. Они враждовали против лжи и зла, но не против людей, даже если те являлись носителями зла. Брань с миром они вели по жалости к нему, ради просвещения и преобразования его, но не допуская малейшего с ним компромисса.
Вот что говорит Дух Божий через святого Иоанна Златоуста: «Как скажешь, неужели не должно ненавидеть даже врагов и язычников? Должно ненавидеть, но не их, а их учение, не человека, а порочную жизнь и развращенную волю. Человек есть дело Божие, а заблуждение – дело диавола».
Но при этом: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает во век» (1 Ин. 2, 15–17), – таково учение Духа Святого Божия, переданное христианам через апостола любви Иоанна Богослова.
«Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает во век» (1 Пет. 1, 24–25), – глаголет Дух Истины устами святого апостола Петра.
Что есть жизнь человеческая? «Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4, 14), – свидетельствует Дух Божий через святого апостола Иакова.
Кто вечно жил во временной земной гостинице нашей? Где обладатели несметных сокровищ, владевшие сказочными дворцами и обширными землями? Где гордые красавицы, пленявшие легионы мужчин? Где мудрецы века сего, владевшие умами миллионов? Где сильные и знатные воители, покорившие многие народы? Где великие властители, управлявшие ими? Где все знаменитости мира, упивавшиеся суетной земной славою? Не в прах ли возвратились они, став добычей червей?
Неумолимая смерть поразила и юных, и красивых, и сильных, и мудрых, и богатых, и могущественных. Кого в чем нашла, кого в каком деле застала, в том и отправила в Вечность, поглотившую миллиарды подобных им. Что взяли они с собою из мира сего? Чем поможет им мир в день всеобщего Воскресения и Страшного Суда Христова?
«Мир есть блудница, которая взирающих на нее с вожделением красоты ее привлекает в любовь к себе, – живописует преподобный Исаак Сирин. – И кем, хотя отчасти, возобладала любовь к миру, кто опутан им, тот не может выйти из рук его, пока мир не лишит его жизни. И когда мир совлечет с человека все и в день смерти вынесет его из дому его, тогда узнает человек, что мир – подлинно льстец и обманщик». Кратковременные земные радости мира сего могут лишить человека вечной небесной радости.
Отсюда ясен смысл строгого предупреждения апостола Иакова миролюбцам всех времен и народов: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4).
Сегодня мир воспевает «общечеловеческие ценности», абсолютно противоположные вечным ценностям Святого Евангелия, но Сам Господь наш Иисус Христос обличает лицемерие фарисеев и мудрецов века сего: «Вы высказываете себя праведниками перед людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16, 16).
По слову преподобного отца нашего Серафима Саровского чудотворца, добродетели падшего человеческого естества, не ради Христа совершаемые, мзды в жизни будущего века нам не приносят, да и в здешней жизни благодати Божией также не дают.
Добрый плод в человеческой деятельности может быть только в союзе со Христом, поэтому Он и говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Только благодатное единение человека со Христом возводит добрые дела человека в степень богоугодных.
«Вера без дел мертва» (Иак. 2, 20), но дела без веры – это идолослужение!
«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! Храните себя от идолов. Аминь» (1 Ин. 5, 19–21), – заповедует нам возлюбленный ученик Христов апостол Иоанн Богослов.
Ныне слугами и предтечами антихриста воздвигнуты для обязательного всемирного поклонения новые идолы: «глобализация», «мир и безопасность», «борьба с международным терроризмом и экстремизмом», «устойчивое развитие», «электронные государственные услуги», «электронная демократия», «улучшение качества жизни», «толерантность» и другие. Вместе с уже привычными – «демократией», «новым мировым порядком» и «общечеловеческими ценностями» – эти понятия буквально вдалбливаются в массовое сознание с помощью печатных и электронных средств массовой дезинформации с использованием специальных технологий программирования людей.
Так формируются мифы, не соответствующие действительности; стираются понятия истины, добра и справедливости; искажается подлинный смысл событий; преподаются ложные образы и внушаются ложные мысли огромному количеству людей.
При таком способе управления массовым сознанием большинство людей теряет ориентацию, их воля оказывается парализованной. Они утрачивают способность правильно анализировать происходящие в мире события. Тем более, не могут они дать этим событиям духовную оценку. Искаженное восприятие действительности, как правило, заставляет их действовать не только против собственных и национальных интересов, но и во вред спасению безсмертной души. Неслучайно, одержимая нечистым духом, бившаяся в припадке у святых мощей преподобного Серафима Вырицкого, ревела громовым голосом: «Все, кто смотрит телевизор, нам поклонятся!»
Князь мира cего – диавол – окутывает мраком лжи область своего царства. Так устанавливает он власть над душами множества людей. Ложь – источник и первопричина вечной смерти. Лжеучители «от мира сего» умело приноравливаются ко вкусам и страстям мира, поэтому мир любит и слушает их, а служителей истины подвергает злословию, осмеянию и гонениям.
«В средство погубления человеческого рода употреблена была падшим ангелом ложь… Понятие о лжи Господь тесно соединил с понятием о человекоубийстве: потому что последнее есть непременное последствие первой… Начало зол – ложная мысль! Источник самообольщения и бесовской прелести — ложная мысль! Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину, – назидает нас святитель Игнатий. – Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи принята и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело, как неразрывно связанное Творцом с душою. Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти!»
«Не верь себе, пока не ляжешь в гроб», – учил своих духовных чад известный своей духовной мудростью старец схиигумен Иоанн (Алексеев), Валаамский.
Так можно ли тогда верить миру, лежащему во зле?! Но сегодня христиан приучают именно к этому. Приучают верить не просто отрицающим Саму Истину – Христа, но и объявившим открытую войну Христианству слугам «сына погибели» (2Фес. 2, 3), строителям «нового мирового порядка» – царства антихриста.
«Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь уже есть в мире» (1 Ин. 4, 1–3). Как печально, что этим и другим спасительным наставлениям святого апостола Иоанна Богослова в наши дни многие не придают должного значения…
«Страшно дозволить себе легкомыслие в подвиге святом: плодом такого легкомыслия могут быть тяжкие, неудобоисцелимые повреждения, нередко самая погибель… Умолим Бога, чтобы Он открыл нам падение человечества, его искупление Богочеловеком, цель нашего земного странствия и ожидающую нас вечность: или в некончающихся наслаждениях, или в некончающихся мучениях… Умолим Бога, чтобы Он даровал нам чистоту и смиренномудрие, плодом которых бывает духовное рассуждение, с верностью отличающее добро от зла… Духовное рассуждение срывает личину с падших духов, которой они стараются прикрыть себя и свои козни. Умолим Бога, чтобы Он даровал нам духовное видение духов, при посредстве которого мы могли бы усматривать их в приносимых ими нам помыслах и мечтаниях, расторгнуть общение с ними в духе нашем, свергнуть с себя иго их, избавиться из плена! В общении с падшими духами и в порабощении им заключается наша погибель… С покорностью и благоговением последуем учению святых отцов, преданию Православной Церкви!» – эти слова святителя Игнатия Брянчанинова сегодня, как никогда, актуальны.
Духовная жизнь – сложная наука, понятия о которой ныне почти утрачены даже в монашеской среде. Это непрерывная борьба за стяжание благодати – борьба, в которой чередуются восхождения и падения в зависимости от колебаний немощной человеческой воли. Многие говорят о духовной жизни, но редкие, очень редкие ведут ее. Сегодня недостаточно жить «чисто», ибо враг спасения повсюду расставляет капканы. Действия лукавого и его человекоорудий основаны на коварном обольщении, о чем неоднократно предупреждает нас Слово Божие.
Духовная жизнь требует непрерывного наблюдения за собою и за окружающим миром. Каждый шаг в земном странствовании необходимо совершать с духовным рассуждением. Враг спасения в любой момент может использовать неверный шаг человека. Самый, казалось бы, самый малый. При этом нужно помнить, что, в первую очередь, все совершается в духе. Любой компромисс с духом мира сего – духом антихриста – это измена Христу, это – поклонение антихристу.
Если христиане не видят, что зло ныне действует в мире с особой разрушительной силой, это значит, что оно установило свое господство над ними! Если христиане не хотят замечать, что мир ненавидит Христа и по этому признаку объединяется, это значит, что они мертвецы в Христианстве! Если христиане входят в согласие с духом мира сего, это значит, что они отрекаются от Христа и становятся рабами диавола! В духовной жизни нет мелочей: «Каждое слово, сказанное или написанное в духе мира сего, кладет на душу печать свою, которой запечатлевается усвоение души миродержцу», – предупреждает святитель Игнатий.
Одно только слово в духе мира сего может повредить спасению безсмертной души человека! Одно только слово в духе мира сего может поставить душу под власть диавола-миродержца!
В полном согласии со святителем Игнатием пребывает богомудрый святитель Феофан Затворник: «Дух мира есть дух вражды на Бога… Дух мира есть дух всесторонних похотствований… Кто вдохнет в себя, хоть мало, духа мира, тот становится холодным к Христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь… Дух мира с его превратными учениями есть дух неприязненный Христу: он есть дух антихристов… Не льстите себя ложною надеждою совместить дух Христов с духом мира!» Нельзя примирить истину Христову с диавольскою ложью мира сего! Дух мира сего – это лукавый дух обольщения, рисующий миражи, за которыми скрываются адские бездны.
Вот как говорит об этом великий подвижник нашего времени, преподобный Паисий Святогорец: «Наибольшим врагом спасения нашей души, даже большим, чем сам диавол, является мирской дух, потому что он сладко влечет нас к себе, но в конце концов приносит нам вечную горечь… Сердце же, плененное суетным миром, душу держит истощенной, ум помраченным. Находящийся в таком состоянии, если и кажется человеком, по сути является духовным выкидышем».
А вот что пишет преподобный Иустин (Попович) Челийский:
«»Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога” (1 Кор. 2, 12). Вот тайна христианского Богопознания, тайна познания Христа. Дух Святый дает нашему духу силы, чтобы мы могли знать дарованное нам от Бога. Божие познается Божиим. Бог познается Богом – это апостольское и святоотеческое правило в христианской теории познания, гносеологии. Чем обильнее приемлет в себя человек Духа Божия, тем совершеннее знает он Бога и Божие. Лишь духоносцы знают в полноте, какие богатства, какие совершенства, какие святыни дарованы нам от Бога в Богочеловеке Христе. Как святые апостолы лишь Духом Святым познали это совершенно и ясно, так и каждый христианин. Это – закон, действующий для каждого человеческого существа. Поэтому духоносные отцы совершеннее всех знают Христа и по вдохновению Духа изъясняют Святое Евангелие, ибо истолковывают его Духом Святым, открывающим им и глубины Божии.
А что такое «дух мира сего”? Это такое мировоззрение: мир сей – это всё и вся; им живут, им и умирают; в нем появляются, в нем и исчезают; кроме мира сего, иного мира не существует; кроме человека, не существует Бога; пребывающее в мире сем – это всё, а выше сего мира и вокруг него – ничто, ничто, ничто; человек своим существом возник и вырос из мира сего и в него весь снова возвращается, растворяется и истлевает. Поэтому «дух мира сего” не может знать ни Христа Бога, ни дарованного нам в Нем от Бога. «Дух мира сего” пребывает во властях мира сего, не познавших и не признающих Богочеловека и Спасителя во Христе Иисусе, Господе нашем; этот дух и в материалистах, и в рационалистах, и в гуманистах, и в папистах, и во всех тех, кто хочет низвести Богочеловека Христа до человека и представить христианство как человеческую философию, человеческую науку, человеческое явление, человеческое творение».
Таким образом, согласно учению святых отцов, дух мира сего – дух антихриста – это дух вечной погибели. Малейший компромисс с духом мира сего – это соглашательство с ложью и злом, ведущее к отступлению от пути спасения. Принятие духа мира влечет за собою отречение от Христа!
Все намного серьезнее, чем может показаться легкомысленному уму. Не случайно в одном из своих писем святитель Игнатий восклицает: «Не играйте Вашим спасением, не играйте! иначе будете вечно плакать… При незнании истинного христианского учения, как раз можете принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с нею усвоить и вечную погибель. Богохульник не спасется!»
Словно древний лукавый змий к праматери нашей Еве, незаметно подкрадывается к безпечной душе антихристов дух мира сего – дух-обольститель. Убаюкивает он ее сладкой ложью, заражая ядом зла и плотского мудрования. Вот уже и принял человек лукавые советы за мысли собственные, утвердился в них и… подчинил себя диаволу. С виду вроде христианин, а шагает во тьму кромешную.
О таких пишет величайший светоч Православия, святитель Тихон Задонский: «Кому бо человек угождает, тому и работает, а кому работает, того и раб есть. Тако имеются христиане неисправные. Они Христа нарицают Господем своим: Господи, Господи; в церковь ходят, молятся, поют и покланяются, но волю Его не хотят творить, а исполняют волю и хотение противника Его – диавола. Таковые христиане суть ложные христиане, лицемеры и лукавые рабы».
Ныне число таковых «христиан» в мире необыкновенно умножилось и составляет подавляющее большинство. Посему надо помнить, что в Церкви Христовой главное – не арифметическое большинство, а Истина.
Как это ни печально, но антихристов дух мира сего поработил великое множество людей, именующих себя христианами. Их духовное состояние характеризуется дружбой с миром и любовью к нему. Такие живут не для Неба, а для земли.
В удивительном слове богоносного святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского глубоко раскрываются истинные причины этого явления: «Мы живем, христиане между христианами. Мир, который ненавидел христиан, в течение времен переродился в мир «христианский”. Кому неизвестна «победа, победившая мир, вера наша” (1 Ин. 5, 4)?.. Но мир побежден, а не уничтожен. Он еще живет и по-прежнему ненавидит тех, которые Христовы суть или деятельно стараются быть таковыми. Мир, побежденный непреоборимою истиною веры, как бы только плененный в ее послушание и потому допущенный в ее видимую область, не совсем отложил, а только скрыл при сем переходе свои древние свойства, неприметно внес в оную и распространил в ней свой собственный дух, и таким образом сей враг Христа и Христианства очутился в пределах самого Христианства. Прикрываясь именем христианского мира, он действует свободно и старается образовать для себя мирское «Христианство”, сынов веры превращать в сынов мира, сынов мира не допускать до возрождения в истинную жизнь веры, а на не покоряющихся сему вооружается разными оружиями неправды, соблазном, укорением, осмеянием, презрением, клеветою, жестокостию».
Великие слова! Дважды великие, ибо сказаны более 150 лет назад в православном царстве, где первенствующей и господствующей была вера христианская, православная. Святитель Филарет, тонкий знаток церковной истории и духовной жизни, хорошо понимал, о чем говорил. Он дал исчерпывающий ответ на ключевые вопросы, которые по сей день волнуют очень многих верующих людей.
В этом мире Церковь Христова всегда должна быть странницей. Если она перестает обличать ложь и зло, то перестает служить Истине. Так теряет она свой надмирный характер. Болезнь эта имеет очень древние корни. Вот как пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов: «В первые три века Церковь Христова была гонима правительством. Принятие Христианства не могло не быть следствием сильного убеждения. Христиане жили, как приговоренные к смерти, не зная в который час Жених приидет – приготовлялись к смерти, расточая тленное имущество нищим, пребывая непрестанно в молитвах и сердцем живя более на Небе, нежели на земле. Весьма многие проводили жизнь девственную. Подвижническую – все. Не было мысли о забавах, роскоши, стяжании, своеволии. Можно сказать, что все были монахами. Аскеты были монахами совершенными, не имея платья монашеского, как и клир не отличался одеждами во время гонений от общества. Когда гонения прекратились, то жизнь христиан посреди градов изменилась, ослабла. Веру христианскую принимали не всегда по одному убеждению, но весьма часто по обычаю. Вступило в Церковь много гнилых удов, кои во время гонений тотчас бы обнаружились отпадением».
Так, век за веком, внешнее Христианство оскудевало духом и обмирщалось, приспосабливаясь к миру сему. Оно стало жить его вещественной жизнью. Поэтому святитель Игнатий говорит: «В России, – потому что христианской верой занимаются очень поверхностно и грубо, идут к познанию Христа семинарией и академией, которых Христос не установил, а оставили очищение себя святыми подвигами, которое Христос установил и заповедал, – пребывают вне истинных, живых понятий о вере Христовой!»
Новое бытие, стремление к преображению себя и богоуподоблению стало уделом немногих избранников Божиих. Тихим пламенем Божественной любви соединяли они земное с Небесным, умом и сердцем воспаряя к горнему. Лучами своей неземной славы озаряли они путь для истинных искателей Царствия Божия. Почему и шел нескончаемым потоком простой верующий люд к преподобному Серафиму Саровскому, Оптинским старцам, преподобному Варнаве Гефсиманскому, праведному Иоанну Кронштадтскому, преподобному Серафиму Вырицкому, блаженной Матроне Московской – в великой надежде обрести утешение и понять волю Божию о себе. Ведь порою одного взгляда на человека Божия достаточно, чтобы познать всю глубину своего падения, принести Господу сердечное покаяние и встать на путь праведной жизни. «Вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6) вершит чудеса и составляет суть Христианства. Оскудение любви и есть самый страшный признак последнего времени.
Можно знать наизусть все каноны, правила и службы, но духом находиться далеко от Христа. Об этом ясно говорит святитель Игнатий Брянчанинов в слове «О Царствии Божием»: «Всеобщий разврат с породившим его обильнейшим вещественным развитием будут знамением кончины века и приближающегося Страшного Суда Христова. Не одно сластолюбие будет тогда господствовать! Разврат, в обширном значении этого слова, соделается достоянием человечества в последние времена пребывания человечества на земле… Грех достигнет своего полного развития, и тем он будет страшнее, тем владычество его будет тверже, что личина благочестия сохранится. Кто же поймет, что в этом, по наружности цветущем благочестии, уничтожена вся его сущность, вся сила? Так они уничтожены были в религии иудеев во времена Христовы, чего никак не мог понять народ, чего даже не сумели понять ни книжники, ни левиты, ни первосвященники иудейские, напыщенные своею ученостию и знанием. Но ученость эта и это знание заключались единственно в изучении Закона Божия по убивающей букве, при жизни противоположной заповедям Божиим: такая жизнь соделывает веру мертвою».
Мирское «христианство» родило из себя мирское «богословие», которое служит не Богу, а времени и оправдывает «тайну беззакония». Невозможно одновременно служить Богу и миру.
«Христианство, как дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человеческой, предоставляя его (мир) падению его», – писал святитель Игнатий более 150 лет назад.
«Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то все больше будет слабеть истинное Христианство, а наконец и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира», – чуть позже заметил святитель Феофан.
Печально, когда Церковь, которая есть учреждение не от мира сего, начинает жить по законам этого мира. В Церкви должен царствовать закон любви, а его вытесняют законы враждебного ей светского общества. Любовь, как единение с Богом (1 Ин. 4, 16) заменяют внешней нравственностью. Крест – основу спасения – отвергают, забывая завет Спасителя (Мф. 10, 38).
«Не ищи совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в Кресте Христовом. Какие бы добродетели ни были совершаемы святыми, они считали их неполными и недостаточными, если их не увенчал Крест Христов», – пишет святитель Игнатий. Сегодня путем Креста Христова шествуют единицы, а большинство избирает «путь пространный», по стезям мира сего (Мф. 7, 13).
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей…» (1 Ин. 2. 15); «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4), – ясно говорит нам Слово Божие. Как это ни печально, но в наши дни дружба с миром и любовь к нему подчас проповедуются в Церкви. В частности, неоднократные призывы к единению человечества в духе мира сего содержатся в итоговых документах Критского лжесобора, поддержанных рядом Поместных Церквей. И это подается якобы от имени Церкви. Однако, что же мы должны подразумевать под словом «Церковь»?
Прекрасный ответ на это дает святой мученик, почетный профессор Московской Духовной академии Михаил Александрович Новоселов:
«Я спрашиваю спрашивающего меня: что разумеете Вы под словами: Церковь Христова? Разумеете ли Вы одну только организацию, или же разумеете «организм”? Есть ли у Вас вообще представление об общине, как об организме? Если Вы такого представления не имеете, то применять к организации наименование Церковь не следует, ибо это только порождает недоразумения. Лучше называть партией, обществом, общиной и т.п. Тогда и вопрос явится в гораздо более определенной форме, а именно: похожа ли современная нам православная партияили община на первобытную партию, организацию или общину христианскую? И я отвечаю: нисколько не похожа! Затруднение тут только в том, что судить об организации, в которую входят сотни миллионов, трудно. Но все же ответ остается тот же: нисколько не похожа!
Но если мы станем на точку зрения Благовествования и признаем, что Церковь есть именно Церковь, – храм живущего в ней Святаго Духа, Тело Христово и живой Организм, – то все представление наше меняется, а вопрос утрачивает всякий смысл. Утрачивает потому, что в нем нет вопроса!
Ведь Церковь – это жизнь во Христе сотен миллионов людей. Отчего мы можем думать, что эта жизнь во Христе этих сотен миллионов или части их – не та же самая, которой жили и раньше части и молекулы Тела Христова?
При таком взгляде на Церковь (как на живой Организм) указывать на Синод или «группу архиереев” [c], по учению Отцов Церкви, все равно, что подойти к яблоне, указать на дупло и сказать: «Вы утверждаете, что яблоня жива, что это – нечто живое и реальное, а вот смотрите – пустое место, наполненное грязью и пылью!”
И еще подобие: на теле человека вырос «злокачественный нарост”. Так определили доктора.
Теперь я спрашиваю: в каком отношении находится этот нарост к личности человека? Скажем так: наша индивидуальность живет в нашем теле, живет в руке, ноге, в ушах. Вскакивает «нарост”. Я спрашиваю: живем ли мы в этом наросте? Христос дает такой ответ: пока нарост «чувствителен», пока вам больно, если его будут «колоть”, до тех пор несомненно вы живете в этом наросте. Если же «чувствительность” потеряна, то да будет вам этот нарост, как мытарь и грешник. Если он «не слушается”, если чувствительность утеряна, то, значит, он уже не часть тела.
Представьте себе, что ныне при нас наступило бы то, что непременно наступит и сбудется: что из 100 епископов 99 отрекутся от Православия, а из 80-ти миллионов отрекутся от него 79 миллионов 999900 человек. Что же из этого? Да ровно ничего! Это дело очень бы «касалось” отрекшихся, но Церкви вовсе бы не касалось. Как она была Телом Христовым и Новым Организмом, – такой бы и осталась…
Не будем смущаться и неверностью множества пастырей и архипастырей, как явлением неожиданным: это не новость для Церкви Божией, нравственные потрясения которой, исходившие всегда от иерархии, а не от верующего народа, бывали так часты и сильны, что дали повод к поучительной остроте: «если епископы не одолели Церкви, то врата адовы не одолеют ее”.
Не будем недоумевать и пред тем, что часто простецы иноки и рядовые миряне больше архипастырей обнаруживают не только ревности о деле Божием, но и разума духовного: и раньше «уши народа оказывались, – по словам святого Илария Пиктавийского, – святее сердец иерархов”. Не одними иерархами утверждалась и утверждается крепость Церкви Божией, не ими и не учеными богословами хранится святое достояние ее – Дух Истины, почивший на славных первенцах ее: перенося из века в век свое Небесное сокровище, Церковь Христова блюдет его при посредстве тех, имена коих написаны в книге жизни, а не в ставленнических грамотах и ученых дипломах, ибо подлинное самосознание церковное движется не по пути иерархичности и учености, а по руслу святости.
Итак, не будем дивиться всему вышесказанному и многому другому, совершающемуся на наших глазах, ибо все сие предуказано, и не раз, Духом Святым; и не будем унывать, взирая на потопляющую будто «Дом Божий” «тайну беззакония”, ибо «деется” она «пред взорами Бога”, пекущегося о Церкви Своей и людях Своих несравненно больше, чем печется мать об единственном чаде своем.
Вот в это попечение, милые друзья мои, мы должны верить всем сердцем и всем разумением нашим. А вера в Промышление Божие о Церкви связана неразрывно с правой верой в саму Церковь, Господом Иисусом Христом возглавляемую и руководимую, Духом Истины исполняемую и животворимую, Богом Отцем очищаемую и возращаемую (1 Кор. 3, 7) и всей Святой Троицей к последней цели бытия направляемую».
<…> Враг спасения исподволь готовил отступление внутри самой Церкви Христовой. Об этом пишет святой мученик Михаил Александрович Новоселов: «Шла последовательная брань князя мира сего с носившими имя Христово в области повседневной жизни, личной и общественной. Здесь постепенно, но неуклонно враг захватывал все новые позиции, расширяя и углубляя сферу своего влияния в так называемом христианском обществе, в государственной Церкви и христианском государстве. Сущность борьбы сводилась к подмене подлинного Христианства подложным, живого – мертвым, сердечной веры – отвлеченной богословской мыслью, богодейственных богослужебных тайн – внешней культовой помпой, внутреннего подвига – лицемерной внешностью, скромного во имя Христова жития – удобствами жизни, духовного воздействия на тех «иже во власти суть” – угодничеством перед ними и т.д., без конца. Христианство, которое получалось в результате этой борьбы, можно охарактеризовать словами, которыми апостол Павел определяет сущность христиан последнего времени: «имущие вид благочестия, силы же его отрекшиеся” (2 Тим. 3, 5). И главное – это повседневное отступничество покрывалось («даже до сего дне”) христианским наименованием, а потому не мозолило глаз и не тревожило «христианской” совести. Чего враг не мог достигнуть насилием, он с успехом стал достигать путем многообразных подделок, имитаций, фальсификаций и компромиссов. Церковь не должна забывать, что она все-таки в мире, в мире нечестивом и, по существу, враждебном, который при всяком случае стремится и может дать ей почувствовать вражду свою. Ей, пока она находится в условиях мира сего, не должно мечтать о покое: она должна непрестанно воинствовать под знаменем Креста».
Как бы подводя итог сказанному и прозревая сегодняшнее время, священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский написал в своем дневнике 1 января 1925 года: «Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить: только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4, 2) через примирение, по правилам, с ложью, и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На «законном” основании можно и антихриста принять».
Посему страшно, когда люди, именующие себя православными, подражают чадам мира сего, одобряют их дела в антихристовом духе мира и сами соучаствуют в реализации богоборческих проектов, способствующих воцарению антихриста. Это несет великую опасность для спасения души.
Священное Писание конкретно говорит: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых…» (Пс. 1, 1); «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием?..» (2 Кор. 6, 14–18) и «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в безплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5, 10–11).
Согласно глубочайшей мысли святителя Игнатия, сочетание с антихристовым духом мира сего означает отречение от Христа и поклонение антихристу независимо от того, присутствует ли в мире сам антихрист или нет (!):
«Причина отвержения Богочеловека человеками заключается в человеках, как в них же заключается и причина принятия антихриста.
«Я пришел во имя Отца Моего, – засвидетельствовал Господь иудеям, – и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете” (Ин. 5, 43). Иудеи названы вместе и отвергающими Христа и принимающими антихриста, хотя об антихристе упоминается, как о имеющем прийти. Отвергая Христа по настроению духа своего, они вместе с тем принимали антихриста по тому же настроению духа, они сопричислились к принявшим антихриста, хотя и окончили поприще земного странствования за многие столетия до пришествия его. Они совершили величайшее дело его (антихриста): богоубийство! Для времени явления его, для него самого не оставлено подобного злодеяния! Как дух их находился во враждебном отношении ко Христу, так находился он в состоянии общения с антихристом, отделяясь от него огромным пространством времени… Водящиеся духом антихриста отвергают Христа, приняли антихриста духом своим, вступили в общение с ним, подчинились и поклонились ему в духе, признав его своим богом! «И за сие пошлет им (то есть попустит им) Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду” (2 Фес. 2, 11-12)».
Итак, живущие по духу мира сего – духу антихриста, уже приняли «сына погибели» духом своим и поклонились ему в духе. Они примут антихриста, как своего, ибо уже сочетались с ним в духе своем! Они уже служат ему, помогая его предтечам готовить его приход!
«Наше время! Наше время!» – визжат и завывают сегодня бесовские полчища, которые, попущением Божиим, получили открытый доступ к душам и сердцам человеческим.
Все видит Милосердый Господь, пришедший в мир пострадать за грешников. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3, 9), и спасли свои безсмертные души для жизни нетленной, вечной.
Остается вспомнить слова Откровения: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его…
Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 11-12, 20).
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель-агиограф,
академик Православного богословского отделения
Петровской академии наук и искусств
Взято с сайта «Информ-Религия»