Беседа о послушании в современных условиях

«ДАЖДЬ КРОВЬ И ПРИИМИ ДУХ»:

Беседа о послушании в современных условиях

   Серию недавних публикаций, которую мы условно назовем «Беседа о насущных проблемах духовной брани в реалиях современного мира», продолжает интервью с иеромонахом Петром (Семеновым) на тему красноречиво ублажаемой Святыми Отцами, но вызывающей подчас много недоумений добродетели – послушания. Мы постарались задать батюшке те вопросы, которые могут возникнуть как у людей, недавно переступивших порог православного храма, так и у тех, кто уже имеет некоторый опыт церковной жизни.

 

 

– Батюшка, что такое послушание?

– Послушание – это добродетель, которая, как пишет преподобный Варсонофий Великий,«состоит в том, чтобы отсекать свою волю. Но без труда никто не может приобрести послушание».

 

– Почему в Православии приветствуется недоверие своим разуму и чувствам, нежелание и неисполнение своей воли, подчинение другим людям и определенным правилам? Не является ли это отказом от богоданной индивидуальности, подавлением личности и свободы?

– Начнем с того, что по учению Святых Отцов Церкви наш ум имеет дело с помыслами, происходящими из трех источников – Бога, естества и диавола. Однако по своей греховности внушений от Бога мы сподобляемся крайне редко. Чаще всего в нашем сознании возникают помыслы личные и бесовские. Причем, как правило, мы принимаем их все без исключения за свои личные соображения и желания. К сожалению, в миру, в светском обществе не приветствуются или чаще вообще отсутствуют понятия об аскетике, и если человек не православный, если он не знаком с писаниями святых и подвижников, ему неоткуда почерпнуть столь важные сведения. Он живет с убеждением, что все мысли, крутящиеся в его голове, принадлежат только ему. И через это враг уже погубил и продолжает погублять многих людей, ввергая их в безчисленные грехопадения.

Но обретая веру в Бога, воцерковляясь, мы начинаем постепенно различать явно греховные вражеские прилоги от естественных человеческих помыслов. Однако все равно нам не всегда удается распознавать нашептывания бесов, замаскированные под добрые, казалось бы, богоугодные мысли. Эта способность приобретается годами и десятилетиями духовной жизни, борьбы со страстями, общения с духовно опытными людьми, изучения святоотеческой литературы… А прозревать абсолютно все козни врага могут лишь подвижники, приближающиеся к безстрастию, получая этот навык от Духа Святаго.

Принимая во внимание все сказанное, можно понять причины необходимости послушания и ответить на недоумение о подавлении личности и индивидуальности. Послушание подавляет не человека, а только страсти, живущие в каждом из нас, которые, конечно, у каждого индивидуальны.

 

– Как известно, для монашествующих послушание – один из трех основных обетов при постриге (наряду с целомудрием и нестяжанием). Но насколько велико его значение в духовной жизни мирян? Кому и в каких случаях они должны повиноваться?

– В деле спасения монаха и мирянина по большому счету нет разницы, поскольку в его основе лежит исполнение заповедей Божиих, которые едины для всех христиан. Отличие состоит в том, что миряне не дают упомянутых Вами обетов, необходимых для достижения духовного совершенства. Но это отнюдь не значит, что в процессе борьбы со грехом они не имеют нужды в послушании. Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Монах, доверяющий своему помыслу, впадает в прелесть, а мирянин – сходит с ума». И это не пустая страшилка. Многочисленные жизненные истории показывают, что если православный мирянин не слушает добрых советов своего духовника и благочествых ближних, то Господь наказывает его лишением рассудка. По крайней мере в его поведении появляются различные странности, которые могут перерасти и в безумие.

В первую очередь мы все обязаны оказывать послушание Богу, Его святой воле, выраженной в заповедях. Во-вторых, нужно слушаться Его Церкви, которая наставляет нас посредством определенных правил, канонов, уставов и святоотеческих творений. В-третьих, мы должны повиноваться архипастырям и пастырям церковным, если их советы и наставления не противоречат Слову Божию, церковному законодательству и святоотеческой традиции. В-четвертых, должно подчиняться своим родителям во всех случаях, когда их просьбы и требования не противны благочестию. Кроме того, необходимо уважать требования законной государственной власти, не препятствующие душевному спасению. Разумно также не пренебрегать и советами благонамеренных и благожелательно к нам настроенных старших и даже наших ровесников и младших, но опять же если их слова не идут в разрез с учением Церкви. Такого уровня послушания достигают обычно люди, уже значительно преуспевшие в духовной жизни. А подвижники, приближающиеся к христианскому совершенству, смиряя себя, повинуются порой даже безсловесным созданиям Божиим.

Так, уже упомянутый преподобный Паисий Святогорец, живя в пустыне, ежедневно подкармливал птичек. Случалось, что старец плохо себя чувствовал, но и в такие дни, превозмогая физическую немощь, не оставлял привычное дело. Он, как сам выражался,«оказывал послушание» пернатым – кормил их, когда они прилетали и давали ему об этом знать.

 

– Батюшка, спаси Господи! Теперь понятно, что добродетель отсечения своей воли полезна и необходима каждому христианину. Но в поучениях на эту тему Святые Отцы в основном дают рекомендации, относящиеся ко времени расцвета в монашеских обителях подвижничества и духоносного старчества. В какой мере можно ориентироваться на их наставления современным верующим – и инокам, и живущим в миру?

– Вы не совсем правы: многие святые, как древние, так и подвизавшиеся относительно недавно, говорили о послушании применительно к разным образам и условиям жизни людей. Для ныне живущих христиан особенно полезны будут сочинения более близких к нам по времени угодников Божиих, где рассматривается и заданный Вами вопрос об адаптации святоотеческого учения к современности.

Так, в XIX веке о послушании много писали святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник. Святитель Феофан учит, что надо слушаться безоговорочно, без рассуждения. А святитель Игнатий утверждает, что повиновение старцам «в том виде, в каком оно было у древнего монашества, <…> не дано нашему времени».

У многих современников святого Игнатия эти слова вызывали смущение, ведь в тот период подвизались, например, великие Оптинские Старцы, чьи ученики неуклонно продвигались по ступеням духовной лествицы. Поэтому и закрадывалась мысль: «А не ошибся ли Владыка?» Но вот как разрешает это недоумение преподобный Никон Оптинский: «Читающий сочинения епископа Игнатия внимательно и без предубеждения ясно увидит, что они и не идут против старчества, а указывают лишь на то, что ныне истинные старцы весьма оскудели, что старца найти ныне весьма трудно, и что независимо даже от того, каков старец и имеется ли он налицо – самое житие под руководством у старца стало ныне редкостью и по многим причинам весьма затруднительным или, как выражается епископ Игнатий, и „не дано нашему времени…»».

Преподобный Никон писал эти строки в начале 20-го столетия. Тогда тысячи новых мучеников и исповедников воссияли на Руси, и среди них было множество старцев. Последние из них, как свечечки, догорали еще в конце ХХ – начале нынешнего века. И чем дальше движется время, тем актуальнее становится слово о послушании святителя Игнатия – богомудрое прозрение о судьбах Христианской Церкви.

Вникнем же в его учение: «Иноческое послушание, в том виде и характере, как оно проходилось в среде древнего монашества, есть высокое духовное таинство. Постижение его и полное подражание ему соделались для нас невозможными: возможно одно благоговейное благоразумное рассматривание его, возможно усвоение духа его. Тогда мы вступим на путь правильного суждения и душеспасительного благоразумия, когда, читая опыты и правила делания древних Отцов – послушания их, равно дивного и в руководителях, и в руководимых, – увидим в современности общий упадок Христианства, сознаемся, что мы неспособны наследовать делание Отцов в полноте его и во всем обилии его. И то великая милость Божия к нам, великое счастье для нас, что предоставлено нам питаться крупицами, падающими с духовной трапезы Отцов. Эти крупицы не составляют собою удовлетворительнейшей пищи, но могут, хотя не без ощущения нужды и голода, предохранить от душевной смерти. Крупицами названо<…> духовное жительство, предоставленное Промыслом Божиим нашему времени.Оноосновывается на руководстве в деле спасения Священным Писанием и писаниями Cвятых Отцов, при совете и назидании, заимствуемых от современных отцов и братий. В собственном смысле это – послушание древних иноков в ином виде, приспособленном к нашей немощи, преимущественно душевной».

Нелишне здесь будет привести и еще одно наставление преподобного Никона Оптинского:«Если нет возможности исполнить обет послушания, некому повиноваться, надо иметь готовность все делать согласно воле Божией. <…>. Истинное послушание, приносящее душе великую пользу, это когда за послушание исполняешь то, что несогласно с твоим желанием, наперекор себе. Тогда Сам Господь берет тебя на Свои руки».

Известно, что в начале 20-х годов прошлого века вопрос о послушании занимал Татьяну Куприянову, духовную дочь священномученика Сергия Мечева, возглавлявшего после смерти своего отца старца Алексия созданную им в Москве Маросейскую общину. Татьяна, сама более склоняясь к безусловному послушанию по учению святителя Феофана, обратилась за советом к отцу Сергию. И священномученик объяснил ей, что правы оба Святых Отца, и Феофан, и Игнатий, поскольку «быть под руководством – не значит не иметь своей рассудительности».

Примечательно, что и нынешние старцы, в частности, архимандрит Кирилл (Павлов), не подавляют духовную свободу своих чад. Верующие свидетельствуют, что прежде чем что-то посоветовать посетителю, отец Кирилл всегда спрашивал, к чему расположен сам человек, к чему он стремится, и уже после этого давал окончательное благословение. Благодаря мягкому и любовному отношению батюшки чада сами охотно и радостно предавались его руководству.

 

– Как найти или избрать духовного отца и как не ошибиться при этом выборе? Каковы обязанности верующего по отношению к такому наставнику?

– К сожалению, в наше время затруднительно найти не то что старца, но даже просто опытного духовника. В некоторых епархиях, насколько мне известно, ощущается настоящий духовный вакуум, жажда и голод, люди томятся, как в пустыне. Священники есть, в том числе и пожилые, а твердо стоящих в вере и духовно зрелых – единицы.

Святитель Игнатий советует не искать прозорливцев и чудотворцев, а избирать в руководители батюшку, который смиренно изучает труды Святых Отцов, старается нести людям свет их учения и следовать им в своей жизни. Но, конечно, желая обрести истинного духовного отца, в первую очередь нужно просить об этом Господа Бога.

Когда же духовник уже найден, то христианин должен его любить, почитать, слушаться во всем, в чем нет греха, ибо в противном случае он не сможет преуспеть на пути спасения. А поскольку добрые и верные пастыри сейчас часто терпят гонения, то чадам надо стараться в меру своих сил помогать им и оберегать их от различных искушений и трудностей.

 

– А как быть, если кажется, что наставник тебе не подходит, что его советы ошибочны, неполезны, не помогают разрешить возникающих проблем? Или – что батюшка не уделяет тебе необходимого времени и внимания, равнодушен к твоему спасению (составил о тебе ложное мнение, не понимает всей ситуации и т. п.)? По каким причинам допустимо уходить от духовного отца?

– Если духовник в чем-то – разумеется, не в вере! – и погрешает, то это не причина его оставить. Ведь мы же не отрекаемся от своих родителей по плоти, несмотря на то, что они имеют какие-то недостатки и страсти. Наоборот, мы сочувствуем им, снисходительно терпим эти немощи, молимся, чтобы Господь их вразумил и помог им исправиться. Мы не уходим и тогда, когда они нас наказывают, даже почитая это несправедливым. Так не в большей ли мере следует проявлять терпение и великодушие по отношению к родителям духовным?!

Святые Отцы повелевали немедленно разлучаться со старцами, сожительство с которыми душевредно. Но «иное дело, – учит святитель Игнатий, – когда нет душевного вреда, а только смущают помыслы: смущающие помыслы, очевидно, бесовские; не надо им повиноваться, как действующим именно там, где мы получаем душевную пользу, которую они хотят похитить у нас».

Поэтому если советы духовника кажутся человеку ошибочными, неполезными, малоэффективными, нужно разобраться, не вражие ли это искушение, не прелесть ли бесовская. А проверяются наставления руководителя сличением с Евангелием, церковными канонами и святоотеческим наследием. Но и в случае выявления некоего явного расхождения с учением Церкви не стоит делать резких движений. Надо рассказать батюшке о возникшем смущении, смиренно исповедуя все недоумения. Вполне вероятно, что он проявит чуткость к переживаниям чада и изменит свои взгляды, как-то скорректирует процесс окормления или даже сам направит человека за разрешением сложных вопросов к более опытному священнослужителю.

 

– Некоторые околоцерковные люди говорят, что следовать советам духовного наставника – «проще всего», и этот путь избирают якобы те, кто не умеет думать и самостоятельно принимать решения, боится ответственности. Что можно на это возразить?

– Вообще-то отсекать свою волю, как говорят Отцы Церкви, это – кровь проливать. Кто испытал на опыте, тот подтвердит, что отвергаться своих понятий и желаний крайне трудно. Для этого необходимы большая сила воли, терпение и мужество. А те, кто высказывают подобные суждения, стараются прикрыть ими свою гордыню, слабость, леность и нежелание бороться со грехом. Не нужно воспринимать такие слова всерьез и вступать в полемику, потому что самооправдание – это тоже грех, проявление недостатка смирения. Да, конечно, у нас нет здравомыслия, решимости и духовной зрелости, поэтому мы и прибегаем к советам наших отцов о Господе.

Но наши немощи не умаляют высоты добродетели послушания. Не стоит забывать, что даже Сам Спаситель повиновался Своей Пречистой Матери и праведному Иосифу. И вообще Его пришествие в наш земной мир и вся жизнь в нем были послушанием Небесному Отцу: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 6–8).

 

– В Евангелии сказано, что если заблудший ближний, после личных и прилюдных замечаний, «и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). А что считается непослушанием Богу и Церкви? Является ли таковым неприятие каких-то взглядов, слов или поступков того или иного священника, епископа или даже Патриарха?

– Противление Богу – это прежде всего неисполнение Его заповедей. Неподчинение Церкви – нарушение ее уставов, правил и традиций. Раз уж мы затронули сегодня наследие богопросвещенного святителя Игнатия, приведу и еще одну его цитату по поводу Вашего вопроса: «Если <…> ты <…>находишь повеление Церкви менее основательным, нежели рассуждение твое и других, согласных с тобою, то ты уже не сын Церкви, а судия ее. Ты назовешь меня односторонним, не довольно просвещенным? – Оставь мне односторонность мою и все прочие недостатки: желаю лучше при этих недостатках быть послушным Восточной Церкви, нежели при всех мнимых совершенствах быть умнее ее и потому позволять себе непослушание ей и отделение от нее».

А что касается соблазнительных высказываний и дел того или иного батюшки или иерарха, то их не следует рассматривать как позицию и деяния всей Церкви. Это только мнение или поступок одного из членов Тела Христова, который, как и все мы, не застрахован от ошибок и падений. Но подлинный Глава нашей Святой и непорочной Церкви действительно непогрешим, ибо это Господь и Бог наш Иисус Христос. «Если ковчег прообразовал собою Церковь, – пишет святитель Августин Иппонийский, – то сами видите отсюда, как необходимо, чтобы она содержала в себе посреди этого потопа века сего обоего рода животных – и врана, и голубя. Кто же враны? Те, которые ищут своих си (своего,угодного себе, – примеч. ред.). А голуби? Те, которые ищут, яже о Христе Иисусе <…>. И злые, и добрые находятся в Церкви Кафолической».

 

– Как же в наши дни уразумевать волю Божию и различать истинный глас Церкви – и в событиях своей личной жизни, и в явлениях всеправославного, государственного и мирового масштаба?

«В руководителя поведению нашему дан нам Самим Богом Закон Божий, т. е. Священное Писание и писания Отеческие», – говорит святитель Игнатий. Соответственно, если мы будем постоянно изучать эти источники, то у нас появится понимание многих современных процессов. Мы также обретем способность разбираться в наставлениях различных священнослужителей и проповедников, будем понимать, где там истина, а где ложь. И, безусловно, для уразумения воли Божией необходима молитва.

Однако длительное пребывание в недоумении – одна из особенностей духовной жизни нашего века. «Древним послушникам их духоносные наставники возвещали немедленно и прямо волю Божию, – поясняет Святой Отец, – ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям. Тогда преуспеяние было быстрым по свойству делания, – ныне оно косно опять по свойству делания. Таково благоволение о нас Бога нашего, – мы обязаны покорствовать ему и со благодарением благоговеть пред ним».

 

– Аминь! Благодарю Вас, батюшка!

 

Беседовала Серафима Смолина

Источник: http://www.pkrest.ru

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *