Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. Слова и поученія, произнесенныя въ Слово на день преславнаго Преображенія по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа.

Прежде всѣхъ вѣковъ и бытія міра Сей Богъ Слово, свѣтомъ яко ризою одѣваяйся, преобразующійся предъ ученики своими, паче солнца, Слове просіялъ еси: Моисей же и Илія Тебѣ предсташа повѣдающе Тя Господа мертвымъ и живымъ, и Твое славяще неизрѣченное смотреніе и милость и многое милосердіе, имже спаслъ еси міръ, грѣхомъ погибающій (Стихира на хвалитехъ).

Сыны и дщери Церкви православной и члены Тѣла Христова, котораго Онъ, Христосъ, есть живая, животворящая и премудрая Глава, — какой пресвѣтлый праздникъ мы нынѣ празднуемъ? Скажете: празднуемъ Преображеніе Христово.

Какъ же и для чего преобразился Христосъ? Слушайте, какъ повѣствуетъ объ этомъ св. Евангелистъ Матѳей: Въ одинъ изъ дней Своего Божественнаго пребыванія на землѣ, Господь взялъ отдѣльно трехъ избранныхъ учениковъ: Петра, Іакова и Іоанна, и возвелъ ихъ на гору высокую однихъ, и преобразился предъ ними, и просіяло лицо Его какъ солнце, одежды же Его сдѣлались бѣлыми какъ свѣтъ. И вотъ явились имъ Моисей и Илія, съ Нимъ бесѣдующіе. Присемъ Петръ сказалъ Іисусу: хорошо намъ здѣсь быть; если хочешь, сдѣлаемъ здѣсь три кущи: одну Тебѣ и Моисею одну, и одну Иліи. Когда онъ еще говорилъ; се, облако свѣтлое осѣнило ихъ и бысть гласъ изъ облака глаголющій: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе: Его слушайте. И услышавши ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Іисусъ, приступивъ, коснулся ихъ и сказалъ: встаньте и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидѣли кромѣ одного Іисуса. И когда сходили они съ горы, Іисусъ запретилъ имъ, говоря: не кому не сказывайте о семъ видѣніи, доколѣ Сынъ Человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ (Матѳ. 17, 2-9).

Для чего же столь страшно, величественно и божественно преобразился Господь? Во первыхъ для того, чтобы показать сокрытою подъ человѣческою плотію молнію Своего вѣчнаго Божества, неприступный свѣтъ Свой; во вторыхъ для того, чтобы явить свѣтлость втораго страшнаго пришествія Своего во славѣ Отца Своего; въ третьихъ, чтобы показать свѣтлость будущей славы — на небесахъ Апостоловъ и всѣхъ истинно вѣрующихъ въ Господа и преданныхъ Ему всѣмъ сердцемъ; въ четвертыхъ для того, чтобы утвердить учениковъ въ вѣрѣ въ Его вѣчное Божество, чтобы они не усумнились въ Немъ, когда увидятъ его въ поношеніи, уничиженіи и страданіяхъ по плоти страждущимъ на крестѣ за грѣхи рода человѣческаго; въ пятыхъ преобразился Господь во славѣ и повелѣлъ быть при Себѣ въ славномъ Своемъ преображеніи пророкамъ Моисею и Иліи также во свѣтѣ для тото, чтобы показать общее всѣхъ людей воскресеніе изъ мертвыхъ для будущаго суда. Для того изъ мертвыхъ явился Моисей, въ показаніе будущаго воскресенія, и неумиравшій пророкъ Илія, взятый какъ бы на небо на колесницѣ огненной. Вотъ для чего преобразился Христосъ предъ тремя избранными учениками. Они должны были свидѣтельствовать о томъ всему міру по воскресеніи Христа, изъ мертвыхъ.

А какой поучительный урокъ даетъ намъ праздникъ Преображенія Господня? Не нужно ли преобразиться, перемѣниться и намъ всѣмъ? Не нужна ли для насъ перемѣна отъ худшаго къ лучшему, отъ грѣха къ правдѣ и святости, отъ нашего нерадѣнія и холодности къ Богу — къ горячему покаянію и слезамъ; отъ равнодушія къ вѣрѣ святой — къ горячности вѣры и любви къ Богу, отъ разсѣянности и невниманія себѣ — къ строгой вдумчивости въ свое душевное состояніе; не нужно ли намъ скорѣе отложить свои мрачныя, грѣховныя страсти, приковывающія наши сердца къ землѣ и удаляющія насъ отъ Бога; излишнее попеченіе о плоти, о ея удовольствіяхъ, украшеніяхъ, привычкахъ и наклонностяхъ, и не нужно ли намъ пріобрѣсти навыкъ и привычку ко всякой добродѣтели, о которой мы такъ мало печемся, — между тѣмъ какъ это есть едино намъ на потребу? Преобразимся же и мы внутренно, во славу Господа и будемъ упражняться непрестанно въ покаяніи, въ отложеніи своихъ грѣховъ и въ украшеніи душъ своихъ всякими видами добрыхъ дѣлъ. Это будетъ для Господа самымъ угоднымъ празднованіемъ Его славнаго Преображенія. Аминь.

(9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *