Еженедельная приходская газета. Выпуск № 7 (185) от 09.02.2020 г.

СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ ЦЕРКВИ РУССКОЙ (9 февраля)

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской – праздник в честь святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям за веру после Октябрьской революции 1917 года.  Эпоха гонений на Церковь, продолжавшаяся в нашей стране в течение 70 лет в XX веке, явила миру великий сонм исповедников и новомучеников. Они предпочли смерть отречению от Христа и сегодня в торжествующей небесной Церкви молятся за нас и за наше Отечество. Праздник установлен определением Священного Синода от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917–1918 годов и отмечается 7 февраля – в день памяти убиения митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), – в случае совпадения этого числа с воскресным днем, или же в ближайшее воскресенье, если 7 февраля приходится на будни. На сегодняшний день в составе Собора – более 1700 имен. Вот лишь некоторые из них. Священномученик Петр Скипетров, протоиерей, первомученик Петроградский, память 1 февраля. Настоятель Скорбященской церкви, что на Стеклянном заводе, возведенной на месте явления в 1888 году чудотворной иконы «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Кроме приходского служения отец Петр нес многие епархиальные послушания: с 1886 по 1892 год он преподавал Закон Божий в начальных Санкт-Петербургских училищах; с 1895 по 1897 год исполнял обязанности члена попечительства церкви святой мученицы царицы Александры при детском приюте великой княгини Александры Николаевны; с 1901 года был законоучителем в Громовском приюте преподобного Сергия; с 1907 года – следователем 5-го столичного благочиннического округа; с 1914 года – членом правления Санкт-Петербургской Духовной семинарии. За ревностное и беспорочное служение в 1912 году он был возведен в сан протоиерея. В 1918 году на пороге епархиального управления вступился за женщин, оскорбляемых красноармейцами, и был убит выстрелом в голову. У отца Петра остались супруга и семеро детей. Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский, память 7 февраля.  Владыка Петр служил в разных епархиях, Нижегородской, Тверской, Воронежской, и везде пользовался любовью и авторитетом среди верующих. Был прекрасным оратором и проповедником, поощрял уставное богослужение и общенародное пение, учил детей Закону Божию. Когда весной 1922 года начался голод в Поволжье, владыка обратился к пастве с призывом оказать возможную помощь голодающим и распорядился передавать из храмов все ценные вещи, кроме предметов, необходимых для богослужения. Сам он все это время ежедневно служил как простой священник.  Архиепископ Петр успешно противостоял обновленческому расколу, обращая к себе сердца истовым служением и нелицемерной любовью к прихожанам. Эта деятельность владыки столкнулась с резким неприятием властей – его неоднократно вызывали в милицию и ГПУ. При этом верующие создали группу из 10-12 человек для охраны владыки, пытались устроить манифестацию в его защиту от административного произвола. При очередной попытке в августе 1926 года допросить архиерея за ним следом пришло около трехсот верующих, которые были рассеяны конной милицией. Деятельность владыки Петра вызывала неприятие и руководящего сотрудника ГПУ Тучкова, который настаивал на его удалении из Воронежа. В ночь на 29 ноября 1926 года архиепископ был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы «за контрреволюционную деятельность против советской власти». Для отбытия наказания отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Исполнял обязанности сторожа, потом счетовода на продовольственном складе, где для пресечения воровства состояло только православное духовенство. У него была возможность служить в уцелевшей церкви Онуфрия Великого. Строго соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу. После отправки из Соловков архиепископа Илариона (Троицкого) был избран ссыльными архиереями главой соловецкого православного духовенства. Владыка Петр возглавлял тайные богослужения, а когда власти отобрали антиминс, то службы совершались на его груди. Писатель Олег Волков, также бывший соловецким узником, вспоминал: «Неуязвимый из-за высоты нравственного своего облика, он и с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издевку над заключенными. При встрече они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия. На что он отвечал как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением». Архиепископ Петр умер от тифа в Анзерском скиту 7 февраля 1929 года. Мученик Дмитрий Ильинский, псаломщик, память 17 февраля. Мученик Димитрий служил псаломщиком в храме Иоанна Предтечи в родном селе Ново-Рождественское Московской губернии; за свою добродетельную жизнь пользовался большим уважением прихожан.  После революции начались гонения от безбожных властей, и Дмитрия Ивановича стали предупреждать, что и его арестуют. Одно время ему предлагали уйти из храма и устроиться работать в сельсовет, но он отказался, не желая предательством Церкви покупать себе жизнь.  В 1936 году власти приняли решение о сносе храма Иоанна Предтечи, но духовенство, клир и прихожане встали на защиту своей церкви. 4 сентября 1937 года священники храма, староста, псаломщик Дмитрий Ильинский и одна из активных прихожанок Ольга Евдокимова были арестованы и заключены в Таганскую тюрьму в Москве. Храм после ареста священников был закрыт. Дмитрия Ивановича приговорили к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Он скончался в заключении 17 февраля 1938 года и был погребен в безвестной могиле.  Преподобномученица Вера Морозова, послушница, память 26 февраля. Родилась в 1870 году в городе Торжке Тверской губернии в семье портного Семена Морозова. Когда ей исполнилось двадцать лет, она поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, где подвизалась до его закрытия в начале двадцатых годов. После того как монастыря не стало, она вместе с другими послушницами и монахинями сняла комнату в доме на Тихвинской улице, где они стали жить, стараясь сохранять монастырский устав, а зарабатывали рукоделием. Послушница Вера работала санитаркой в туберкулезном институте.  28 октября 1937 года член коммунистической партии, осведомитель и одновременно дежурный свидетель, живший в том же доме, что и монахини, по просьбе сотрудников НКВД подписал документ с лжесвидетельствами. На основании этого лжесвидетельства Вера Семеновна Морозова была арестована, допрошена и приговорена к расстрелу. Послушница была расстреляна 26 февраля 1938 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН (10 февраля)

Преподобный Ефрем Сирин – богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, родился в начале IV века в городе Низибии (Месопотамии). Его родители были бедными христианскими землевладельцами. В юности Ефрем вел легкомысленную жизнь. Однажды, когда он ночевал в лесу вместе с пастухами, на стадо напали волки и растерзали овец. Хозяин стада обвинил Ефрема в краже и посадил его в тюрьму. Находясь в темнице, юноша глубоко пережил свои прежние грехи и дал обет посвятить оставшуюся жизнь покаянию. После семидесяти дней заключения он предстал перед судом, на котором был оправдан. Немедленно по выходе из тюрьмы он удалился в горы и присоединился к живущим там отшельникам.  Среди подвижников особенно выделялся знаменитый аскет, проповедник христианства и обличитель ариан епископ Низибийской Церкви святой Иаков. Преподобный Ефрем стал одним из его учеников. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви – поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова до его кончины. Он служил диаконом при преемниках святителя Иакова – низибийских епископах Бабу, Вальгаше (Вологез) и Аврааме, занимался преподавательской деятельностью. В 363 году, когда Низибия был захвачен персами, Ефрем в числе других христиан был вынужден оставить город и перебраться в Эдессу. Там он продолжил свои аскетические подвиги и литературные труды. Написанное им толкование на книгу Бытия привлекло внимание отшельника Иулиана; он попросил у Ефрема рукопись и показал ее городским клирикам и ученым мужам, сумевшим оценить этот труд по достоинству. Вскоре преподобный Ефрем сделался известен всему городу своими устными и письменными наставлениями; к нему стали обращаться за духовным руководством.  Преподобный Ефрем основал в Эдессе училище, получившее название «школы персов». Главным предметом в ней было изучение Священного Писания, которое Ефрем последовательно толковал; ученики записывали его объяснения. Преподобный также обучал стихотворному мастерству и церковному пению. Школа Ефрема процветала долгое время после кончины своего основателя, а его ученики впоследствии играли видную роль в церковной жизни Сирии, Персии и Армении. Последние годы жизни преподобный Ефрем проводил в плаче и покаянии, живя вдали от людей. Выйти из затвора его побудил начавшийся в Эдессе голод, когда святой начал обличать местных аристократов в том, что они не помогают бедным. Устыдившись, они раскрыли свои кошельки. На собранные таким путем деньги преподобный Ефрем устроил больницу на 300 мест, где лечил больных и принимал странников. Когда же голод кончился, он вновь вернулся в свое уединенное жилище, чтобы уже больше не выйти оттуда. Вскоре по возвращении он заболел.  Точная дата кончины преподобного Ефрема неизвестна. Предположительно, он умер в 373 году.

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ (11 февраля)

Священномученик Игнатий Богоносец – епископ Антиохийский, один из мужей апостольских, пострадал в гонение императора Траяна (98–117). О жизни священномученика известно немногое. Родился он, вероятно, в Антиохии в Сирии. Предание свидетельствует, что он был непосредственным учеником апостола Иоанна Богослова, в юности мог видеть и слышать в Антиохии апостолов Петра и Павла. Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове Игнатию» утверждает: «Он близко обращался с апостолами и почерпал от них духовные струи… с ними воспитывался и везде при них находился, имел общение с ними и в речах и в неизреченном, и был признан ими достойным такой власти». Стал преемником апостола от 70-ти Евода на Антиохийской кафедре. В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать Ангельское пение. По образцу Ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви. В 106 году император Траян повелел совершать всюду жертвоприношение языческим богам по случаю своей победы над скифами, но епископ Игнатий воспротивился этому, за что был приговорен к смерти. После вынесения приговора его заковали в кандалы и в сопровождении солдат отправили в Рим, где его должны были растерзать львы на глазах у публики. Игнатий с радостью воспринял приговор и охотно отправился в крестный путь. Из Сирии до Рима его сопровождали десять римских воинов, которых он за жестокость называл «леопардами», с ним были и рабы-христиане. Путь епископа пролегал через различные города, христианам которых он направлял свои послания. Семь посланий сохранились до наших дней. Эти послания представляют собой потрясающее свидетельство духовного героизма и непоколебимости христианского епископа перед лицом приближающейся смерти. Обращаясь к христианам Рима, Игнатий просит их не ходатайствовать об отмене или смягчении казни: «Я пишу Церквам и всем говорю, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете мне. Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пишею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым». После казни мощи Игнатия были собраны и перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви священномученика Климента, папы Римского. Наименование «Богоносец», которое священномученик употреблял по отношению к себе в начале посланий («Игнатий, он же Богоносец»), возможно, представляло его второе, греческое, имя. Значение этого имени как «носящий Бога» встречается в Антиохийском мартирологе, где Игнатий на вопрос императора Траяна: «А кто такой богоносец?» – ответил: «Имеющий Христа на груди».  С таким значением связано западное средневековое сказание, согласно которому, после того как сердце священномученика Игнатия было разделено на части, на каждой из них оказалось написано золотыми буквами имя Иисуса Христа.

 

АПОСТОЛ

Сын мой Тимофей, ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. (Второе послание к Тимофею св. ап. Павла 3:10–15) Братия, мы знаем, что любящим Бога, призванным по Егоизволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.  (Послание к Римлянам св. ап. Павла 8:28–39)

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Сказал Господь притчу сию: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. (Евангелие от Луки 18:10–14) Сказал Господь: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, – терпением вашим спасайте души ваши. (Евангелие от Луки 21:8–19)

 

Протоиерей Алексей Уминский.  Проповедь в день памяти новомучеников Российских

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! В истории нашей Церкви были такие значительные периоды, когда она жила подвигом мученичества. Первые три века христианства ознаменованы стоянием за веру, свидетельством о Христе и принятием на себя страданий за Христа. Мы хорошо знаем имена этих мучеников и великомучеников: святой великомученик Георгий Победоносец, святой великомученик и целитель Пантелеймон, святые сорок мучеников Севастийских, и многие-многие тысячи, сотни тысяч мучеников, которых мы славим, почитаем, любим дни их памяти, читаем им акафисты. Но со временем способ поклонения святым мученикам в сознании людей трансформировался. Мне доводилось проходить мимо одной иконной лавки, где я увидел выставленные в витрине иконы, рядом с которыми находились надписи, от чего эта икона «помогает»: у иконы святой Матроны Московской была надпись – «От всего», у иконы Серафима Саровского – «от боли в спине». Меня ужаснуло такое совершенное непонимание того, что мы – христиане, что мы в Церкви живём, что Христос ради нас пострадал. Когда мы обращаемся к великомученику и целителю Пантелеймону, чтобы получить от него здоровье, кому сейчас придёт в голову вспомнить, как этот человек проливал кровь? У кого мы просим здоровья? У человека, пострадавшего за Христа, отдавшего всё своё здоровье, как жертву Христу. Мы сегодня почитаем память мучеников и исповедников российских. Но мы не привыкли почитать память мучеников по-настоящему, проще действовать по принципу «кто от чего помогает». Святой Спиридон Тримифунтский или святитель Николай для чего «существуют»? Чтобы помогать нам в житейских делах, решать проблемы с жильем и бизнесом, выстраивать нашу земную жизнь. И тогда получается, что к новомученикам и исповедникам российским нам, в принципе, не за чем обращаться. «От чего» помогают новомученики и исповедники российские? Я скажу от чего: они очень хорошо помогают от благополучия. Каждый из нас по-фарисейски стремится сделать свою жизнь надежной и благополучной, сытой и довольной. Вот от этого они очень хорошо помогают, потому что они помогают нам следовать за Христом. Они помогают нам вспомнить о том, что каждого из нас Христос призвал в какой-то момент встать, всё бросить, взять свой крест и за Ним пойти, а если надо, – пострадать, а если надо, – умереть за Него. Они как раз в этом нам помогают. А нам меньше всего это надо, к сожалению. Сейчас мы будем служить молебен новомученикам и исповедникам российским и просить их именно об этом: чтобы они нас вразумили, чтобы они нам дали настоящую живую веру, ангельскую веру, Христову веру, чтобы идти за Христом, слышать Его слова, чтобы мы тоже могли, когда придёт наше время, всё бросить и не побояться за Ним идти, и не бояться страдать ради Него. Если мы так будем почитать наших мучеников и святых, нам будут не страшны ни боль в спине, ни неудачи в работе, ни какие-то другие временные трудности, потому что если мы со Христом, то всё остальное не имеет большого значения, всё остальное как-нибудь устроится – в богатстве или в бедности, в болезни или в здравии, это не так важно, не это главное. Главное – сам Христос. Вот об этом свидетельствуют наши святые, память которых мы сегодня совершаем. Аминь.

(9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *