20 марта (переходящая) — Торжество Православия.

20 марта

в первое воскресенье Великого поста,

празднуется 

Торжество Православия

p1ae022k3u1ufuhntso6161hcar3

На пути к Святой Пасхе. Торжество Православия.

Игумения Викторина (Перминова)


  
В первое воскресенье Великого поста Церковь празднует Торжество Православия. Празднование установлено в 843 году в связи с победой над иконоборчеством. Почему же в этот день празднуется торжество православной веры над всеми лжеучениями, а не только над иконоборчеством?

 

   Все плевелы заблуждений сеет враг-диавол, пытаясь расколоть Церковь изнутри. Имея один источник, ереси имеют сходство в главном. Все они так или иначе оспаривают догмат о Боговоплощении и искажают его суть. Можно сказать, что, на протяжении веков, Православию противостоит одна ересь, которая меняет свои личины. Но Православная Церковь, которую не одолеют не только ереси, но и врата ада, продолжает дело спасения людей. Образ Христа во все века свидетельствует об истинном воплощении Бога-Слова. И поэтому иконопочитание так дорого православным и столь ненавистно врагу нашего спасения.

 

   Нерукотворный образ СпасителяЕдинородный Сын Божий вочеловечился, то есть воспринял человеческую природу целиком (кроме греха), чтобы спасти людей от власти греха и диавола и привести к обожению. Ради этого произошло не мнимое, а действительное соединение Божественного и человеческого естеств без смешения их. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Как соединяющийся с огнем делается огнем, не по природе, но в силу соединения, воспламенения и участия, так, говорю, и плоть воплотившагося Сына Божия. Ибо она, вследствие ипостасного участия в божественной природе, не изменяясь, обожествилась, освященная не действием Божиим, как каждый из пророков, а присутствием Освящавшего» [1]. Цель Господа, любящего Свое создание – спасти и освятить всего человека.

 

   Цель же диавола – обмануть человека, внушить ему, что спасение невозможно, или же, как некогда прародителям в раю, предложить ложный путь «обожения» без Бога и вне Церкви (чего не может быть), а потом погубить. И диавол, и его служители, приверженные ереси, всегда узнаются по плодам. Все лжепастыри действуют обманом и насилием, навязывая собственное мнение и диктуя свою волю, а плодами являются поломанные или погубленные человеческие жизни.

 

   А каков истинный путь? Это путь крестный, но следуют по нему добровольно. Спаситель сказал: «Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). На этом пути Господь дарует радость и успокоение труждающимся и обремененным, помогая научиться от Него тому, что ведет к радости и покою духа – кротости и смирению. И тогда даже большие скорби и трудности воспринимаются человеком по-другому.

 

   Взирая на образ Подвигоположника, многие последовали за Господом и вошли в сонм святых. «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже», – эти дивные слова песнопения имели на устах подвижники и даже отдавали за них жизнь во времена иконоборчества. Благодаря Богочеловеку и мы имеем возможность, при помощи Божественной благодати, бороться и побеждать страсти падшего естества и приближаться ко Господу.

 

   Поклоняясь Единому Богу, в Троице Славимому, мы почитаем облагодатствованных Им Пресвятую Богородицу и святых. «Изображаем красками Христа – Царя и Господа, не лишая Его воинства. Ибо воинство Господне – святые» [2], – пишет защитник святых икон преподобный Иоанн Дамаскин. Не дерево и краски являются объектом почитания, но угодившие Богу и прославленные Церковью подвижники. Икону нередко называют окном в Горний мир: перед святыми образами возносится молитва, совершается Богослужение, и человек, по вере своей, бывает услышан – его врачует и освящает благодать Божия.

 

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем поучении в Неделю Торжества Православия говорит: «Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин. 7, 39). Где нет Духа, там нет Православия» [3]. Как стяжать благодать Святого Духа? Дух Божий всегда действует в Церкви, и каждый может стать причастником Божественной благодати, если будет послушен всему, что заповедует Господь и Его Церковь.

 

    Святитель Иоанн Шанхайский свидетельствует: «Православие есть чистое христианство, без привнесения в него человеческих измышлений. Оно основано на Священном Писании и Священном Предании, идущем от Апостолов, посланных Самим Сыном Божиим по сошествии на них Святого Духа проповедовать Истину всем народам. В дальнейшем Вселенские Соборы и святые Отцы Церкви лишь устанавливали, что является согласным Священному Писанию и учению свв. Апостолов. Быть православным важно, потому что православное учение о Боге есть то, которое открыл Сам Сын Божий. Православное руководство для земной жизни … основано на Евангелии и проверено опытом жизни многих подвижников, увенчанных от Бога святостью, засвидетельствованной чудесами. Быть православным означает иметь верное знание о Высшем, насколько оно доступно человеку, а также знать путь в Горний мир» [4].

 

   Православие не только хранит чистыми и неповрежденными догматы, но дает и благодатные силы вести правильный образ жизни. В Православной Церкви подаются дары Святого Духа, укрепляющие в добре. «Всякое отступление от православия есть повреждение ясного духовного зрения, а также ослабление духовных сил, – продолжает свое слово святитель Иоанн. – Посему тех, кто не только сам отступает от православия, но и увлекает других, Церковь отсекает от себя, так же, как зараженную раком или такой же опасной болезнью, часть тела отсекают, дабы предохранить от заражения здоровую часть. На греческом языке то выражается словом “Анафема”, что означает “отделение с вознесением вверх”, то есть преданием Суду Божиему. В то же время возносятся молитвы, дабы все заблуждающие обратились к правде и “в разум истины пришли”, то есть познали Истину и следовали ей» [5].

 

    «Ересь есть грех, совершаемый преимущественно в уме, – объясняет воздействие на человека еретического мудрования святитель Игнатий (Брянчанинов). – Грех этот, будучи принят умом, сообщается духу, разливается на тело, оскверняет самое тело наше, имеющее способность принимать освящение от общения с Божественною благодатию и способность оскверняться и заражаться общением с падшими духами. Грех этот малоприметен и малопонятен для незнающих с определенностию христианства, и потому легко уловляет в свои сети простоту, неведение, равнодушное и поверхностное исповедание христианства. Уловлены были на время ересью преподобные Иоанникий Великий, Герасим Иорданский и некоторые другие угодники Божии. Если святые мужи, проводившие жизнь в исключительной заботе о спасении, не могли вдруг понять богохульства, прикрытого личиною; что сказать о тех, которые проводят жизнь в житейских попечениях, имеют о вере понятие недостаточное, самое недостаточное? Как узнать им смертоносную ересь, когда она предстанет им разукрашенною в личину мудрости, праведности и святости?» [6]

 

   Далее святитель Игнатий говорит, что обращение из ереси к Православию, гораздо затруднительнее, нежели из неверия и идолопоклонства: «Ереси, подходящие ближе к безбожию, удобнее познаются, нежели ереси, менее удалившиеся от Православной Веры и потому более прикрытые. Римский император равноапостольный великий Константин писал письмо святому Александру, патриарху Александрийскому, обличителю ересиарха Ария, увещевая его прекратить прения, нарушающие мир из-за пустых слов. Этими словами, которые названы пустыми, отвергалось Божество Господа Иисуса Христа, уничтожалось христианство. Так неведение и в святом муже, ревнителе благочестия, было обмануто недоступною для постижения его кознию ереси» [7].

 

    В каждой ереси присутствует дух гордыни и превозношения. Меньше подвержен заблуждениям тот, кто осознает собственную немощь, греховность, недостаточность собственных понятий, всегда слушает голос Матери-Церкви, придерживается ее установлений и имеет духовного наставника.

 

    В основе всякой ереси также находится и богоборчество, подчас тщательно скрытое. Чтобы не прийти в подобное состояние, следует не только остерегаться ропота и недовольства, но и благодарить Бога за Его великие и бесценные дары – Евангельское учение, Божественную благодать, которой мы живем, движемся и существуем, установления, данные Духом Святым через Отцов Церкви. А чтобы истинно благодарить Бога, нужно иметь мирный и радостный дух, то есть проводить жизнь, тому способствующую. Как свидетельствуют святитель Иоанн Златоуст и целый сонм отцов, необходимо сочетать правую веру с добродетельной жизнью, так как одно без другого недостаточно.

 

    Торжество Православия не похоже на мирской триумф и далеко отстоит от блеска суетной славы. Оно несравненно выше и глубже. Это Торжество Духа, которое может являть даже один человек святой жизни или малое стадо верующих посреди людей порочных и развращенных. Видя подвиг апостолов и мучеников, многие становились верующими и восклицали: «Велик Бог христианский!». Преподобный Макарий Великий одним добрым, исполненным благодати и любви словом обратил ко Христу языческого жреца, который пожелал стать монахом. Жизнь святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других учителей Церкви была так духовно высока, что их слово исцеляло и поныне исцеляет человеческие души. К преподобным Серафиму Саровскому и Оптинским старцам шли тысячи людей не только за советом, но для того, чтобы, находясь рядом с ними, ощутить Присутствие Божие и близость Горнего мира. Подвиг святых новомучеников, явленный в местах заключения, в тяжелейших условиях, изменил жизнь многих людей. И это лишь некоторые примеры. А каким же является торжество всей Церкви!

 

   Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской, обращается к верующим в одной из проповедей: «Ныне, братие, святая Церковь празднует торжество веры. Пусть будет эта вера для нас состоять не в одних правых мнениях, но да преобразит она самую нашу жизнь, так чтобы существо наше прониклось истиною. Мы имеем “облежащий нас облак свидетелей” силы веры святых, которые “верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов” (Евр. 11:33). Верою “течем и мы на предлежащий нам подвиг” борьбы с жизненными искушениями, “взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса” (Евр. 12:1-2). И если бы захотели мы всегда с верою приходить к Нему во всех обстоятельствах нашей жизни, то увидели бы, что истинная вера никогда не бывает посрамлена» [8].

 

   «Вера для человека составляет величайшее, ни с чем не сравненное сокровище. Она — дар живой и небесный, –сказал в своей проповеди один из подвижников ХХ столетия протоиерей Валентин Амфитеатров. – Тысячекратно счастлив тот, кто сохранил веру; жалок и беден тот, кто ее расточил, потерял или легкомысленно уничтожил. Чтобы не потерять веру, для этого требуется от человека зоркая осторожность» [9].

 

    Где мы еще можем видеть образ Божий? В наших ближних, с которыми мы должны поступать так, как хотели бы, чтобы поступали с нами. Образ Божий есть и в каждом из нас, только он затемнен страстями. Когда мы освобождаемся от заблуждений и пытаемся жить не по страстям, а по Евангельским заповедям, то образ Божий в нас постепенно проясняется. И если мы будем, не надеясь на свои силы и разум, следовать по тому спасительному пути, который указывает Церковь, Господь непременно поможет нам пережить торжество Православия и в нашей собственной жизни.

 

                                                                                               Игумения Викторина (Перминова)
                                                                                                                               19 марта 2016 г.
—————————————————————————————
Примечания:

[1] Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1893. С. 15-16.

[2] Там же. С. 17.

[3] Сочинения Епископа Игнатия (Брянчанинова). Том четвертый. Асектическая проповедь и письма к мирянам. Поучение в первую Неделю Великого поста. О Православии. СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1886. С. 78.

[4] Святитель Иоанн, Шанхайский и Сан-Францисский. Владыка Иоанн – святитель Русского Зарубежья / Сост. Прот. Петр Перекрестов. 3-е изд., испр. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. С. 315.

[5] Там же. С. 316.

[6] Сочинения Епископа Игнатия (Брянчанинова). Том четвертый. Асектическая проповедь и письма к мирянам. Поучение в первую Неделю Великого поста. О Православии. Указ. соч. С. 82.

[7] Там же. С. 82-83.

[8] Священномученик Фаддей (Успенский). Проповедь 45. Слово в Неделю Православия. Уфимские Епархиальные Ведомости, 1902.

[9] Протоиерей Валентин Амфитеатров. Великий пост. Духовные поучения. М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгиги Елизаветы, 1997. С. 26.

 

 Источник:  http://www.mbrsm.ru

———————————————————————————————

 Так же, эту и другие статьи можно прочесть в разделе «Актуально»: http://hram-pohvala.moseparh.ru/aktualno/

 

(23)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *