Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.) Слово на праздникъ Св. Пятидесятницы. О благодати Святаго Духа, какъ цѣли нашей христіанской жизни.

Въ сей великій день св. Пятидесятницы, когда Церковь празднуетъ сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ, мнѣ хотѣлось бы указать вамъ, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, на слѣдующія слова св. Сѵмеона Новаго Богослова: «Цѣль всѣхъ по Богу живущихъ, говоритъ онъ, состоитъ въ томъ, чтобы благоугодить Христу Богу нашему… чрезъ пріятіе Святаго Духа и такимъ образомъ устроить свое спасеніе, ибо въ этомъ состоитъ спасеніе всякой души. Если этого нѣтъ у насъ въ цѣли и дѣйствіи, то тщетенъ всякій другой трудъ и суетно всякое другое дѣланіе наше» .

Эти слова великаго отца Церкви побуждаютъ насъ не только сознать все значеніе нынѣ празднуемаго событія для нашего спасенія, но и стремиться къ благодати Святаго Духа, какъ къ самому драгоцѣнному для насъ сокровищу, какъ къ цѣли всей нашей жизни. Если этой цѣли у насъ нѣтъ, то какія бы добрыя дѣла мы ни совершали, мы не спасемся. И какъ можетъ быть иначе? Вѣдь ради дарованія благодати Святаго Духа Господь пострадалъ и умеръ на крестѣ: Уне есть вамъ, говоритъ Онъ, да Азъ иду. Аще бо не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ; аще ли же иду, послю Его къ вамъ (Іоан. 16, 7). Вѣдь эта благодать Святаго Духа есть, по ученію преп. Антонія Великаго, тотъ бисеръ, о которомъ говорилъ Господь, или то сокровище, ради котораго мы должны пожертвовать всѣмъ, чтобы его пріобрѣсти. Эта благодать Святаго Духа, по ученію св. Макарія Великаго, и есть Царство Божіе, которое обнаруживается въ душѣ христіанина своими дивными проявленіями: правды, мира и радости (Рим. 14, 17). Къ сей благодати, какъ къ Царству Божіему, Господь и велитъ намъ прежде всего стремиться, когда говоритъ: Ищите же прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33; Лук. 12, 31).

Итакъ, памятуя все великое значеніе для насъ благодати Святаго Духа, сошедшей нѣкогда на Апостоловъ, а затѣмъ даруемой каждому изъ насъ въ таинствахъ крещенія и мѵропомазанія, поставимъ для себя цѣлью всей нашей жизни пріятіе Святаго Духа, какъ объ этомъ учитъ св. Сѵмеонъ Новый Богословъ.

Но не будемъ забывать, что здѣсь св. Сѵмеонъ говоритъ о пріятіи Святаго Духа не въ смыслѣ лютеранскаго ученія, по которому для спасенія достаточно только пріять благодать въ крещеніи. Нѣтъ, въ словахъ сего великаго отца Церкви пріятіе Святаго Духа означаетъ возгрѣваніе, или раскрытіе въ насъ, посредствомъ исполненія заповѣдей, благодати, которую мы получаемъ въ таинствахъ. Такъ учитъ и св Іоаннъ Златоустъ въ своемъ словѣ на день св. Пятидесятницы.

Такъ и преп. Серафимъ Саровскій учитъ, что цѣль нашей жизни заключается въ стяжаніи благодати Святаго Духа. Здѣсь преп. Серафимъ подъ стяжаніемъ разумѣетъ раскрытіе въ насъ крещенской благодати.

Говоря, что цѣль нашей жизни состоитъ въ благоугожденіи Христу Богу черезъ пріятіе Святаго Духа, св. Сѵмеонъ Новый Богословъ призываетъ насъ къ великому подвигу, къ тяжелому, тернистому, скорбному пути, который ведетъ къ раскрытію въ насъ благодати Святаго Духа. Что представляетъ собою этотъ путь, объ этомъ такъ поучаетъ насъ преп. Антоній Великій. «Я молился о васъ, говорилъ онъ нѣкогда своимъ ученикамъ, да сподобитесь и вы получить того великаго огненнаго Духа, Котораго получилъ я. Если хотите получить Его такъ, чтобы Онъ пребылъ въ васъ, принесите прежде труды тѣлесные и смиреніе сердца, и восторгая помышленія свои на небо, день и ночь, взыщите съ правотою сердца Духа сего огненнаго, — и Онъ дастся вамъ навсегда и навѣки… И Онъ, когда принятъ будетъ, откроетъ вамъ высшіи тайны, отгонитъ отъ васъ страхъ людей и звѣрей, и будеть у васъ небесная радость день и ночь и будете въ этомъ тѣлѣ, какъ тѣ, кои уже находятся въ Царствіи небесномъ» [3].

Какъ видно изъ ученія сего великаго св. отца, нелегко стяжать благодать Святаго Духа. Для этого требуется отъ насъ великій подвигъ стяжанія непрестанной молитвы и смиренія. Всѣ мы знаемъ по своему собственному опыту, какъ трудно достигнуть неразсѣянной и непрестанной молитвы. А также знаемъ мы, какъ трудно смиряться и не тщеславиться, когда насъ хвалятъ, какъ трудно не огорчаться и молчать, когда насъ оскорбляютъ, какъ трудно любить тѣхъ, которые насъ ненавидятъ, какъ трудно благословлять тѣхъ, кто насъ проклинаетъ. Поистинѣ, здѣсь требуется умереть для всѣхъ страстей, для всего міра, лежащаго во злѣ. Вотъ почему Блаженный Діадохъ говоритъ: «Если кто возможетъ еще въ сей жизни посредствомъ подвижническихъ трудовъ умереть, тогда онъ весь, наконецъ, дѣлается домомъ Святаго Духа, ибо таковый прежде смерти уже воскресъ» [4].

Таковъ путь, который ведетъ насъ къ благодати Святаго Духа. Указывая на сей путь, св. отцы не хотятъ насъ смутить его тяжестью и отъ него оттолкнуть. Напротивъ, они насъ къ нему призываютъ, ибо нѣтъ иного пути къ стяжанію благодати, или къ достиженію Царства Божіяго. Недаромъ Господь сказалъ: узкая врата и тѣсный путь вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его (Матѳ. 7, 14).

Св. отцы зовутъ насъ слѣдовать симъ путемъ для стяжанія благодати и потому, что если мы сами добровольно не обречемъ себя на страданія за святую жизнь, то Господь будетъ тяжко наказывать насъ несчастіями, чтобы вразумить насъ и поставить на путь спасительной жизни. Если же мы не вразумимся этими наказаніями и отвергнемъ сей путь для стяжанія благодати, то окажемся повинными противъ крови Христовой, которая была пролита на крестѣ только для того, чтобы даровать намъ сію благодать (Іоан. 16, 7). За этотъ великій грѣхъ Господь отвергнетъ насъ на страшномъ судѣ Своемъ и мы не войдемъ для вѣчнаго блаженства въ брачный чертогъ Христовъ. И какъ сможемъ мы войти въ него, когда окажемся безъ брачной одежды, которая, по ученію того же св. Сѵмеона Новаго Богослова, есть ничто иное, какъ благодать Святаго Духа.

Да не будетъ сего съ нами. Будемъ стремиться къ стяжанію благодати Святаго Духа, какъ цѣли всей нашей жизни, чрезъ крестный путь умерщвленія въ себѣ страстей и исполненія заповѣдей Божіихъ. Тогда нашимъ удѣломъ будутъ не только скорби, но и великія радости, подобныя тѣмъ, которыя переживали св. Апостолы и всѣ угодники Божіи. Много скорбей испытали св. Апосголы, но вотъ, что они говорятъ словами Ап. Павла: Всегда мертвость Господа Іисуса въ тѣлѣ носяще… присно бо мы живіи въ смерть предаемся Іисуса ради, да и животъ Іисусовъ явится въ мертвеннѣй плоти нашей… Тѣмже не стужаемъ си: но аще и внѣшній нашъ человѣкъ тлѣетъ, обаче внутренній обновляется по вся дни (2 Кор. 4, 10-11. 16). Зане якоже избыточествуютъ страданія Христова въ насъ, тако Христомъ избыточествуетъ и утѣшеніе наше (2 Кор. 1, 5). Много страдали св. Андрей Христа ради юродивый и св. Серафимъ Саровскій, но тотъ и другой утѣшаемы были отъ Бога многими видѣніями и откровеніями, и, наконецъ, удостоилъ ихъ Господь такого неизреченнаго блаженства, что они еще при земной жизни были вознесены до третьяго неба. Тяжко страдалъ въ своей жизни праведный Прокопій Устюжскій, юродивый Христа ради, но онъ получалъ и величайшія утѣшенія отъ Бога, почему и говорилъ: «люта зима, но сладокъ рай».

Если мы будемъ стремиться къ стяжанію благодати Святаго Духа, какъ цѣли своей жизни, тогда Господь не оставитъ насъ и земнымъ благополучіемъ и земнымъ счастьемъ. Онъ исполнитъ тогда на насъ Свои божественныя слова: Ищите же прежде Царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33).

А паипаче, за наше стремленіе къ благодати Святаго Духа черезъ крестный путь добровольныхъ скорбей, Господь воздастъ намъ Своимъ нсизреченнымъ блаженствомъ въ небесномъ Царствіи, когда надъ нами осуществятся слова Христа: Отче! ихже далъ еси Мнѣ, хощу, да идѣже есмь Азъ, и тіи будутъ со Мною, да видятъ славу Мою, юже далъ еси Мнѣ, яко возлюбилъ Мя еси прежде сложенія міра (Іоан. 17, 24). Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *