Пріидетъ Сынъ человѣческій во славѣ Своей (Матѳ. 25, 31). |
Возлюбленные братія! недавно мы созерцали Господа нашего Іисуса Христа
родившимся въ вертепѣ, обвитымъ пеленами, положеннымъ въ ясляхъ, пріявшимъ на Себя вмѣстѣ съ человѣчествомъ всѣ немощи человѣческія, кромѣ грѣха; недавно мы созерцали Его, гонимаго Иродомъ, бѣжащаго отъ меча убійцъ въ Египетъ, возвращающагося въ Іудею, недерзающаго остановиться въ ней, помѣщающагося на жительство въ Назаретѣ, бѣдномъ и малозначущемъ городѣ неславной Галилеи, пріемлющаго крещеніе наравнѣ съ нуждающимися въ крещеніи, проповѣдующаго покаяніе и наступленіе царства небеснаго. Созерцали мы это недавно, и готовимся къ новому созерцанію, къ новому, самому поразительному зрѣлищу. Чтобъ содѣлаться по возможности человѣческой достойными этого зрѣлища, мы намѣреваемся заняться предочищеніемъ своихъ духовныхъ очей — ума и сердца — подвигомъ поста. Мы намѣреваемся утончить при посредствѣ постнаго подвига самую плоть нашу, чтобъ эта завѣса, которою занавѣшено духовное естество наше, не была излишне густа и непроницаема, не воспрепятствовала намъ воззрѣть съ должною чистотою, вѣрою и умиленіемъ на распятаго за насъ Спасителя нашего, разоряющаго на крестѣ средостѣніе между нами и Богомъ (Ефес. 2, 14).
И еще ожидаетъ насъ страшное зрѣлище, событіе самое грозное: второе пришествіе на землю Господа нашего Іисуса Христа. Первое пришествіе мы можемъ созерцать въ благочестивомъ воспоминаніи, второе представлено нашему воображенію Словомъ Божіимъ въ чертахъ самыхъ живописныхъ и сильныхъ. Эта живопись можетъ спасительно потрясти наши души страхомъ Божіимъ, возбудить насъ отъ глубокаго нерадѣнія о нашей вѣчной участи, какъ бы отъ сна непробуднаго, которымъ усыпила насъ плотская жизнь наша. Пріидетъ Сынъ человѣческій во славѣ Своей.
Преисполнено глубокаго, постояннаго смиренія первое пришествіе Господа нашего на землю и пребываніе Его на ней. Все, уважаемое и высокоцѣнимое міромъ, было оставлено Господомъ безъ вниманія. Не благоволилъ Онъ явиться въ блескѣ и громѣ земной славы; не благоволилъ Онъ явиться окруженнымъ пышностію и великолѣпіемъ; не благоволилъ явиться среди шума празднествъ и ликованій. Онъ пришелъ на землю, какъ въ страну, въ которую изгнаны преступники Божіей заповѣди; Онъ пребывалъ и дѣйствовалъ на ней, какъ въ странѣ горестей, куда низвергнуты изъ высокаго рая преступившіе въ раю Божію заповѣдь; Онъ пребывалъ и дѣйствовалъ на ней, какъ Искупитель погибшихъ, дѣлаясь участникомъ всѣхъ бѣдствій, постигшихъ преступное человѣчество. И былъ Онъ какъ бы однимъ изъ нищихъ, попираемыхъ человѣками. И былъ Онъ странникомъ, неимѣвшимъ гдѣ главу подклонить. И былъ Онъ гонимъ, осыпаемъ безчестіями; и постоянно воздавалъ Онъ добромъ за зло: Сынъ бо человѣческій не пріиде душъ человѣческихъ погубити, но спасти (Лук. 9, 56). И окончилъ Онъ земное странствованіе Свое смертію мучительною и позорною, смертію уголовныхъ преступниковъ, смертію рабовъ, для которыхъ и въ самомъ образѣ смерти не было общаго права съ гражданами міра. Таково было первое пришествіе на землю Сына Божія. Будетъ, въ свое время, и второе пришествіе Его къ намъ: пріидетъ Сынъ человѣческій, который вмѣстѣ и Сынъ Божій, во славѣ Своей. Первое пришествіе Его было пришествіемъ Искупителя, подчинившагося всѣмъ немощамъ человѣческимъ, подъявшаго ихъ на Себя для уничтоженія ихъ Собою; второе пришествіе будетъ пришествіемъ Судіи для принятія отчета отъ человѣчества въ поведеніи человѣчества относительно дарованнаго ему Богомъ божественнаго искупленія. Пріидетъ Сынъ человѣческій во славѣ Своей, и вси святіи ангели съ Нимъ: и соберутся предъ Нимъ вси языцы, чтобъ представить Ему на судъ дѣла свои и пріять отъ Него награды или казни, сообразно дѣламъ своимъ.
При полученіи извѣстія о предстоящемъ пришествіи какого либо земнаго начальника и судіи, мы принимаемъ всѣ мѣры, чтобъ привести дѣла наши въ должный порядокъ и заслужить одобреніе: тѣмъ болѣе долженъ насъ озабочивать судъ Христовъ, на которомъ рѣшится вѣчная участь каждаго изъ насъ. Судія — страшенъ, страшенъ невыразимо. Страшенъ Онъ по величію, стрешенъ Онъ по всемогуществу, страшенъ потому, что прозираетъ въ глубины духа человѣческаго, и никакая тайная человѣческая мысль, никакое тончайшее ощущеніе не сокрыты отъ Него. Оправданія не имѣютъ мѣста на судѣ Его: не оправдится предъ Нимъ не только умерщвленный грѣхомъ, но и всякъ живый жизнію праведности (Псал. 142, 2). Ты побѣдиши, вопіетъ уже на встрѣчу градущему Судіи вдохновенный Свыше Пророкъ, внегда судити Ти (Псал. 50)! Обыметъ трепетъ всѣхъ человѣковъ, когда они встанутъ предъ лице Судіи, обыметъ трепетъ не только грѣшниковъ, но и праведниковъ. Вострепещутъ грѣшники отъ отчаянія, отъ ожиданія предстоящихъ имъ мукъ, отъ того необыкновеннаго страха, который произведетъ въ нихъ переворотъ, имѣющій тогда измѣнить вселенную. Они воскликнутъ горамъ и утесамъ: подите на ны, и покрыйте ны отъ лица Сѣдящаго на престолѣ, и отъ гнѣва Агнча. Яко пріиде день великій гнѣва Его, и кто можетъ стати (Апок. 6, 16)? Они вострепещутъ, и возславословятъ, хотя и поздно. Кагда Творецъ прикрылъ неприступную и не выносимую славу Свою покровомъ смиренія: тогда только тварь могла свободно владѣть мыслями и чувствованіями, свободно произносить слово и свободно располагать дѣйствіями. Когда же Творецъ явится въ славѣ Своей — свобода твари изсякнетъ предъ величіемъ славы Его, подобно тому, какъ эта свобода при какихъ либо особенныхъ обстоятельствахъ, оставаясь принадлежностію нашею, какъ-бы уничтожается насиліемъ обстоятельствъ. Самые ожесточенные враги Господа, самый Синедріонъ, распявшій Его и поклявшійся въ ненависти къ нему, воскликнетъ въ срѣтеніе Судіи славословіемъ, что и Господь предрекъ ему: Узрите Сына человѣческаго сѣдяща одесную силы, и грядуща на облацѣхъ небесныхъ (Матѳ. 26, 64). Глаголю вамъ, яко не имате Мене видѣти отселѣ, дондеже речете, благословенъ грядый во имя Господне (Матѳ. 23, 39). Вострепещутъ праведники отъ безмѣрной славы явившагося Судіи: они воззрятъ на свои правды, и эти правды представятся имъ, при свѣтѣ Высшей Правды, ветхими рубищами нищихъ: въ правдахъ своихъ они не увидятъ залога къ помилованію своему, — будутъ ожидать помилованія отъ одной безконечной Божіей милости. Самые Ангелы Божіи придутъ въ смятеніе и страхъ отъ открывшагося въ величіи Своемъ Бога (Лук. 21, 27), Который судъ весь даде Сынови, да вси чтутъ Сына, якоже чтутъ Отца (Іоан. 5, 23). Безчувственная вещественная природа не выдержитъ взора Сына Божія: небо свіется яко свитокъ, всякая гора и всякій островъ двинутся съ мѣстъ своихъ (Апок. 6, 14).
На судѣ Христовомъ потребуется въ оправданіе милость, какъ дѣятельное выраженіе любви, и заслужитъ помилованіе одна милость, какъ опытное доказательство любви. Милости хощу, а не жертвы (Матѳ. 9, 13), возвѣстилъ грядущій страшный и нелицепріятный Судія. Милость доставитъ оправданіе возлюбившимъ ее, а отвергшихъ ее предастъ осужденію. Она съ дерзновеніемъ предстанетъ предъ Господомъ, и приведетъ предъ Него всѣхъ питомцевъ своихъ. Она приведетъ тѣхъ, которые совершали ее вещественно, которые насыщали алчущую братію, принимали въ домы странниковъ, одѣвали нагихъ, посѣщали болящихъ и заключенныхъ въ темницѣ. Приведетъ милость предъ Христа тѣхъ, которые творили ее сокровенно въ душахъ своихъ и миловали ближняго, охраняясь осуждать ближняго при его преткновеніяхъ, прощая ему оскорбленія и обиды, воздавая ему за клятву благословеніемъ и за злодѣяніе благотвореніемъ. Приведетъ милость предъ Христа пастырей церковныхъ, которые преподавали братіи своей нетлѣнную пищу — Слово Божіе, которые обнаженныхъ грѣхомъ одѣвали въ ризы добродѣтелей, доставляли духовное врачевство болящимъ душами, и долготерпѣливо посѣщали назиданіями своими заключенныхъ въ темницахъ невѣрія или мрачнаго заблужденія. Приведетъ милость предъ Христа смиренныхъ иноковъ, которые стяжали таинственное и существенное познаніе живущаго въ себѣ Христа, взалкались блаженною алчбою евангельской правды, потщались облечь себя въ преподобіе и святыню, очистились отъ самыхъ утонченныхъ недуговъ человѣчества — житейскихъ пристрастій, и тѣмъ достигли евангельской свободы. Приведетъ милость предъ Христа и тѣхъ, которые возмогли оказать милость лишь самимъ себѣ, посѣтивъ себя разсматриваніемъ себя и освободивъ себя отъ нищеты, отъ болѣзни, отъ темницы грѣховной покаяніемъ. Покаяніе для ожесточеннаго сердца — невозможно: надо, чтобъ сердце смягчилось, исполнилось соболѣзнованія и милости къ своему бѣдственному состоянію грѣховности. Когда обымется и преисполнится сердце милостію: тогда только оно дѣлается способнымъ къ покаянію; тогда только, покинувъ осужденіе ближнихъ, оно можетъ обратиться къ самовоззрѣнію, и, спасительно осудивъ себя, приложить къ язвамъ своимъ врачевство покаянія. Христосъ искупилъ всѣхъ человѣковъ и каждаго человѣка Собою. Человѣкъ, который окажется способнымъ только для милости къ самому себѣ, и сотворитъ эту милость, напитавъ Словомъ Божіимъ гладную душу свою, напоивъ ее ощущеніями, исходящими изъ Святаго Духа, отвлекши отъ гибельнаго странствованія по различнымъ видамъ грѣха, введши въ домъ благочестія и добродѣтели, одѣявъ ее добрыми дѣлами, исцѣливъ прежнія согрѣшенія исповѣданіемъ ихъ и противоположною имъ дѣятельностію, изведши себя изъ темницы плотскаго мудрованія и состоянія въ разумъ и состояніе духовные — признанъ будетъ содѣлавшимъ все это Самому Господу Іисусу Христу. Всѣхъ дѣлателей своихъ милость приведетъ предъ Христа и исходатайствуетъ имъ у Христа помилованіе и вѣчное блаженство. Пріидите, скажетъ Онъ имъ, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти: возжадахся, и напоисте Мя: страненъ бѣхъ, и введосте Мене. Нагъ, и одѣясте Мя: боленъ, и посѣтисте Мене: въ темницѣ бѣхъ, и пріидосте ко Мнѣ. Аминь глаголю вамъ, понеже сотвористе единому братій Моихъ меншихъ, Мнѣ сотвористе (Матѳ. 15, 34-36. 40).
Неизвѣстны день и часъ, въ которые Сынъ Божій прекратитъ жизнь міра пришествіемъ на судъ; неизвѣстенъ день и часъ, въ которые по повелѣнію Сына Божія прекратится земная жизнь каждаго изъ насъ, и мы будемъ призваны къ разлученію съ тѣломъ, къ отданію отчета въ земной жизни, къ тому частному суду, прежде общаго суда, который ожидаетъ человѣка послѣ его смерти. Возлюбленные братія! будемъ бодрствовать и приготовляться къ страшному суду, ожидающему насъ на граняхъ вѣчности для невозвратнаго рѣшенія нашей участи на вѣки. Будемъ приготовляться, запасаясь всѣми добродѣтелями, особливо милостію, которая заключаетъ въ себѣ и увѣнчаваетъ собою всѣ добродѣтели, такъ какъ любовь — побудительная причина милости — есть соузъ христіанскаго совершенства (Кол. 3, 14). Милость содѣлываетъ человѣковъ, преисполненныхъ ею, богоподобными (Матѳ. 5, 44. 48; Лук. 6, 32. 36)! Блаженни милостивіи, яко тіи помиловани будутъ; судъ же безъ милости не сотворшимъ милости (Матѳ. 5, 7; Іоан. 2, 13). Аминь.