Пріятно и полезно прославлять все то, что Спаситель нашъ Христосъ, какъ Богочеловѣкъ, совершилъ ради насъ, поелику все сіе исполнено чуда и изумленія. И какъ-же можетъ быть иначе?
Богъ является среди людей и познается ими, всему подчиняется, какъ человѣкъ, исполняетъ заповѣди закона и возвѣщаетъ о семъ исполненіи, — дабы взамѣнъ дать и свой законъ, исполненный благодати и истины. Достойно удивленія и то, о чемъ говоритъ настоящее слово, то-есть обрѣзаніе Христа по плоти, по прошествіи восьми дней послѣ Его безсѣменнаго рожденія. И это событіе исполнено чудесъ и должно быть прославлено. Ибо какъ возможно не считать воличайшимъ и важнѣйшимъ чудомъ того, что Христосъ исполнилъ законъ и притомъ для нашего спасенія? Богъ принимаетъ имя. Безвѣстный, во всемъ подобный человѣку, Онъ посредствомъ имени ясно познается. По нареченному Ему имени Онъ не только называется Сыномъ, подобно тому какъ Отецъ именуется Отцемъ вслѣдствіе того, что родилъ Сына, а Духъ именуется Духомъ вслѣдствіе своего исхожденія отъ Отца (поелику оные Три суть единъ Богъ и въ нихъ едино Божество), но вмѣстѣ съ тѣмъ неложно названъ и дѣйствительно есть Сынъ Дѣвы; въ семъ отношеніи Онъ и можетъ быть постижимъ для насъ и является предъ нами кроткимъ. И я, какъ бѣглецъ, нашедши дверь спасенія открытою, дерзновенно приступаю къ Господу и Создателю.
Святый Лука такъ говоритъ о семъ событіи въ своемъ евангеліи: Егда исполнишася осмь дній, да обрѣжутъ Его, и нарекоша имя Ему Іисусъ, нареченное ангеломъ прежде даже не зачатся во чревѣ (Лук. 2, 21). Великій Лука изъясняетъ здѣсь намъ великія тайны. Поистинѣ, его евангеліе достойно Павла, который и самъ похваляясь говоритъ о семъ: по благовѣствованію моему (1 Кор. 15, 1; Рим. 14, 24). Что же желаетъ сказать евангелистъ словами: нареченное ангеломъ прежде даже не зачатся во чревѣ? Это онъ самъ изъясняетъ, разсказывая о явленіи Дѣвѣ Маріи ангела, который говоритъ: Се зачнеши во чревѣ, и родиши сына, и наречеши имя ему Іисусъ. Сей будетъ велій и Сынъ Вышняго наречется (Лук. 1, 31-32). О томъ же говоритъ и святой Матѳей, разсказывая о явленіи ангела Господня во снѣ Іосифу (Матѳ. 1, 18-21), причемъ добавляетъ: Сіе же все бысть, да сбудется реченное отъ Господа пророкомъ (Исаіею), глаголющимъ: се, Дѣва во чревѣ пріиметъ и родитъ Сына и нарекутъ имя ему Еммануилъ, еже есть сказаемо, съ нами Богъ (Матѳ. 1, 22-23; Ис. 7, 14). Ты замѣчаешь тождество реченія евангелиста и пророка: еже есть сказаемо, съ нами Богъ, то-есть спасеніе народа, совмѣстное пребываніе Господа съ рабами. А на языкѣ ангельскомъ Онъ нареченъ Іисусомъ, поелику все по Своему милосердію содѣлалъ для домостроительства нашего спасенія. Но, приступая къ Рожденному, я боюсь и ужасаюсь по человѣческому способу обхожденія приблизиться къ Тому, Кто явился въ міръ непостижимымъ образомъ. Я нахожусь въ нерѣшительности и, какъ бѣглый рабъ, страшащійся своего господина, скрываюсь. Но какъ мнѣ освободиться отъ сего страха? Это укажетъ мнѣ настоящій день, свидѣтельствующій о Томъ, Который принялъ человѣческую природу и съ нею имя. Имя это есть Іисусъ, что значитъ спасеніе, какъ Эммануилъ означаетъ съ нами Богъ, то-есть оно указываетъ на примиреніе и союзъ Бога съ людьми, съ того мгновенія, какъ только Іисусъ названъ Спасителемъ. Объ этомъ получили благовѣстіе прежде всего пастыри. И они не поклонились бы Младенцу, еслибы не были ободрены къ сему Его именемъ, послѣ чего спокойно и отправились къ Нему для поклоненія. Что же сказалъ имъ ангелъ? — Не бойтеся (Лук. 2, 10). Какой же страхъ объялъ ихъ? — Вмѣстѣ съ явленіемъ предъ ними ангела, слава Господня, говорится, осія ихъ, и убояшася страхомъ веліимъ (Лук. 2, 9). Посему ободряя ихъ, ангелъ убѣждаетъ ихъ не бояться и наименованіемъ Родившагося разрѣшаетъ ихъ страхъ. Се бо, говоритъ, благовѣствую вамъ радость велію, яже будетъ всѣмъ людемъ: яко родися вамъ днесь Спасъ, Иже есть Христосъ Господь, во градѣ Давидовѣ (Лук. 2, 10-11). Что говоришь ты, ангеле? Развѣ имя Іисусъ обладаетъ столь великой силой? — «Да, отвѣчаетъ онъ: ибо Іисусъ означаетъ Спасъ, Иже есть Христосъ Господь, — Богочеловѣкъ, всемогущій и милосердый. Посему я и возвѣстилъ пастырямъ не бояться и, повелѣвъ Іосифу наименовать Младенца въ восьмой день, тѣмъ самымъ содѣлалъ Его доступнымъ для всѣхъ людей. Самымъ естествомъ Рожденнаго я побуждался именовать Его соотвѣтствующими наименованіями. Подобно тому какъ Іосифъ добровольно и безъ страха не послѣдовалъ бы за Матерію Младенца, еслибы я не повелѣлъ ему сего, такъ я убѣдилъ и пастырей прибѣгнуть къ Господу, какъ благодѣтелю и владыкѣ, и возвѣстилъ дать Іисусу имя по обрѣзаніи, въ восьмой день по рожденіи, дабы вы безъ страха рѣшались притекать къ Тому, Кто принялъ и человѣческое естество. Сознавая столь великое къ вамъ снисхожденіе Родившагося, прославляйте благодать настоящаго дня».
Теперь изъяснимъ, чтó означаетъ, обрѣзаніе въ восьмой день. Восьмой день есть исполненіе недѣли и начало будущей. Недѣля восполняетъ (жизнь) новорожденнаго дитяти, а восьмой день возводитъ его къ совершенству и посредствомъ имени присоединяетъ его къ сонму совершенныхъ. Осмерица же есть начало перехода изъ одного возраста въ другой, и дитя, достигшее семилѣтняго возраста, посредствомъ обученія наукамъ причисляется къ сонму отроковъ. Осмерица измѣняетъ всѣ особенности дѣтскаго возраста и укрѣпляетъ отрока и тѣломъ, и духомъ. Седмерица даетъ ростъ, а осмерица — совершенство. Обрѣзаніе, въ свою очередь, совершалось въ восьмой день по рожденіи младенца и вмѣстѣ съ первымъ его наименованіемъ. И не безъ основанія. Когда человѣческій родъ во времена Ѳары, отца Авраама, сталъ прилѣпляться къ идоламъ, то Творцу угодно было отъ временъ Авраама особымъ знаменіемъ выдѣлить свой народъ до дней своего явленія въ мірѣ, которое было необходимо для обновленія человѣка. Обрѣзаніе отсѣкаетъ излишекъ плоти и даетъ знаменіе будущей восмерицы (совершенства). Но послѣ явленія въ міръ Христа и Его обрѣзанія оно потеряло значеніе, и теперь возрожденіе совершается чрезъ Духа Святаго. Обрѣзаніе было установлено по причинѣ идолопоклонства и для выдѣленія народа Божія, и прекратилось также вслѣдствіе крайняго развитія идолослуженія. Древнее служитъ символомъ для новаго. Христосъ есть восьмой отъ Адама законоположникъ. Адамъ первый принялъ законъ, Ной — второй, Авраамъ — третій, Моисей — четвертый, Давидъ — пятый (1 Пар. 16, 2; 2 Пар. 7, 6), Ездра, послѣ плѣна Вавилонскаго вторично сообщившій народу законъ и нѣкоторые обычаи, былъ шестымъ законодателемъ, а Іоаннъ Креститель, проповѣдавшій народу крещеніе покаянія и крестившій водою, былъ седьмымъ законоположникомъ. Восьмой же — Іисусъ Христосъ. Объ этомъ великомъ законодателѣ Моисей такъ говоритъ: Пророка отъ братіи твоея, якоже мене, возставитъ тебѣ Господь Богъ твой, того послушайте. И человѣкъ той, иже не послушаетъ словесъ его, елика возглаголетъ пророкъ оный во имя мое, азъ отмщу отъ него (Втор. 18, 15. 18). То-есть: будущій законодатель лишь одинъ окажется въ состояніи осуществить то, что узаконено Моисеемъ; Онъ чрезъ помазаніе будетъ исполненъ обильнаго Духа и станетъ законополагать какъ Господь и Творецъ, и только — божественное и разумное, хотя и будетъ отъ братіи нашей. Пребывая во плоти и исполнивъ законъ, Онъ, какъ Богъ, содѣлается законодателемъ всего міра и не только іудеевъ, но и всѣхъ народовъ, помазывая и усовершая всѣхъ въ Духѣ Святомъ и Своимъ именемъ призывая помазанниковъ. И Онъ обрѣжетъ плотскіе и грѣховные помыслы и воспламенитъ стремленіе къ дѣламъ благимъ и подвигамъ Царства Небеснаго, какъ поистинѣ велика совѣта Ангелъ, Богъ крѣпкій, Властелинъ, Князь Мира, Отецъ будущаго вѣка (Ис. 9, 6).
А если все сіе прекрасно, станемъ радоваться празднеству и еще болѣе раскрывать его торжественность, присоединяя къ радости радость и прославляя одного изъ рабовъ Божіихъ, хотя души праведнихъ и находятся, какъ говоритъ Премудрый, въ руцѣ Божіей, поелику всѣ они принадлежатъ Богу. Однако одни изъ нихъ ближе другихъ, вслѣдствіе того, что безпорочно уподобились образу Божію, насколько это возможно для человѣка. Итакъ, кто сей прославляемый? Это — Василій, основаніе добродѣтелей, опора Каппадокійцевъ, преславная похвала всей вселенной, устроитель порядка и благоприличія церковнаго, благодаря коему утверждаются и нынѣ существующія церкви (помѣстныя) вѣрующихъ. Хотя Церковь руководствуется и многими другими законоположеніями, прежде и послѣ установленными, однакоже она въ равной степени пользуется и правилами святаго Василія, который достойно за сіе и прославлялся еще современными ему богомудрыми мужами. Человѣче Божій, служителю вѣрный, строителю Таинъ Божіихъ и мужъ желаній духовныхъ! — такъ Писаніе называетъ мужей возвышенныхъ и стоящихъ превыше видимаго. А я назову тебя и богомъ Фараона и всей египетской и противной силы, столпомъ и утвержденіемъ Церкви, волею Господнею, свѣтильникомъ разумной жизни въ мірѣ, опорой вѣры и убѣжищемъ Духа. Но зачѣмъ мнѣ перечислять всѣ наименованія, которыя утвердила за тобою добродѣтель? Скажу только: наляцы, успѣвай и царствуй (Псал. 44, 5) и паси насъ; всякій, кто окажется подъ крыльями твоими, будетъ спокоенъ, и мы жаждемъ голоса твоего, божественная и священная главо, болѣе, чѣмъ утомившіеся путники стремятся къ источнику чистѣйшей воды. Назову тебя также дѣвственникомъ, нестяжательнымъ, почти безплотнымъ и безкровнымъ, въ своихъ писаніяхъ стоящимъ послѣ Слова Божественнаго, мудрымъ среди философовъ, вышемірнымъ среди мірского. Молчитъ далѣе древность, которую нѣкоторые богословствующіе мужи заключили въ своихъ божественныхъ писаніяхъ. Возглашаетъ новое время: сей — Василій — самый лучшій писатель для насъ и для тѣхъ, кто можетъ въ совершенствѣ изучить его творенія, отличается языкомъ и просвѣщаетъ слухъ; онъ одинъ больше всѣхъ писателей нравится серьезно занимающимся наукой, почему ему даютъ второе послѣ апостоловъ мѣсто. Если же великій Василій въ нашемъ словѣ изображенъ таковымъ, что недалеко отстоитъ отъ святыхъ по своей высокой жизни, то какъ еще мы станемъ ублажать тебя, отче Василіе, — тебя, который остротою своего слова изобличаетъ и изгоняетъ всякую ошибку, который, какъ пчела, пребываетъ благоразумно на пажити Боговдохновенныхъ Писаній, съ луговъ коего собираетъ цвѣты пророческіе и росу апостольскую? Ты непрерывно привитаешь въ мірѣ добродѣтелей, изъ коихъ приготовляешь божественный сотъ. Ты мудро созидаешь въ Духѣ Святомъ медъ непорочной вѣры, поучаешь пренебрегать дѣятельностью вредныхъ осъ и совершать полетъ на самое небо. Подобно Давиду, ты восклицаешь: Коль сладка гортани моему словеса Твоя, Господи (Псал. 118, 103).
Воспламеняемые любовію къ тебѣ, Василіе вѣрный, мы имѣемъ нынѣ великую радость, хотя и не отъ себя приносимъ эту похвалу (сіе было бы дерзновенно), но собрали ее отъ любезнѣйшихъ тебѣ похвалителей и пріурочили къ настоящему живоносному празднеству восьмидневнаго Обрѣзанія. Ибо въ день Обрѣзанія ты окончилъ жизнь, все время прослуживъ Богу и въ теченіе восьми лѣтъ занимая престолъ своей святительской каѳедры. О семъ говоритъ намъ въ вожделѣнномъ словѣ о тебѣ великій Григорій, напоенное коимъ богословіе ярко сіяетъ намъ и свидѣтельствуетъ и о тебѣ, какъ богословѣ, поелику вы оба однимъ вдохновлялись и одно созерцали. Казалось, что въ обоихъ васъ живетъ одна душа, но въ двухъ тѣлахъ. Вмѣстѣ съ нимъ (свидѣтельствуетъ о тебѣ) и Григорій Нисскій, истолкователь божественнаго, почти равный тебѣ по славѣ, при родственной близости къ тебѣ по естеству. Съ ними и Ефремъ, раскрывшій сердцамъ вѣрующихъ, при содѣйствіи божественнаго Духа, тайны божественнаго суда, открыто возвѣщаетъ о тебѣ не знающимъ тебя и убѣжденно говоритъ, что ты былъ назначенъ для мудрствованія о божественномъ и явился для блага Церкви Божіей. Отче Василіе! Блаженствуя вмѣстѣ съ сими божественными провозвѣстниками въ обителяхъ патріарховъ, въ таинственныхъ святилищахъ апостоловъ и пророковъ, наслаждаясь блаженною жизнію вмѣстѣ съ вѣнценосными мучениками, сонмами иноковъ, божественными іерархами и всѣми праведниками, вспомни и о насъ и возбуди къ молитвѣ всѣхъ твоихъ сообитателей, дабы умолить общаго нашего Владыку о спасеніи всѣхъ христіанъ. Помолись вмѣстѣ съ ними, чтобы Господь управилъ царя въ правдѣ и страхѣ Божіи, дабы онъ въ своихъ помышленіяхъ имѣлъ сообщникомъ Бога, вѣчнаго Царя, Коимъ онъ управляется съ высоты, и дабы въ благочестіи руководилъ своими подданными, начальниками и военными правителями; помолись, чтобы Господь былъ союзникомъ войска и остальной народъ сохранилъ въ единомысліи божественной вѣры и во взаимномъ мирѣ, чтобы Онъ поставлялъ епископовъ мудрыхъ въ богопознаніи и способныхъ добрѣ управлять благоустроенною тобою и ввѣренною имъ Церковію. Помолись, чтобы Господь соблюлъ іереевъ въ благочестіи, дабы они богоугодно жили и достойно воспѣвали хвалу Тому, Кто нынѣ тебя восхитилъ къ Себѣ, увѣнчалъ и всему вѣрному народу явилъ пастыремъ преславнымъ. Это Тотъ, Кто, будучи богатымъ, обнищалъ ради насъ и явился во плоти, Кто, пребывая вмѣстѣ съ Отцемъ, родился въ пещерѣ и былъ повитъ въ ясляхъ, Кто былъ воспѣтъ ангелами и вызвалъ удивленіе въ пастыряхъ, Кто въ настоящій восьмой день былъ обрѣзанъ и получилъ имя Іисусъ, Кто принесъ очистительную жертву, былъ исповѣданъ Симеономъ и Анною, получилъ дары отъ волхвовъ, бѣжалъ въ Египетъ и «поколебалъ рукотворенная Египта», Кто, достигнувъ возраста совершенна, былъ крещенъ отъ раба и въ водѣ скрылъ грѣхъ міра, Кто явился въ міръ, былъ ненавидимъ іудеями, хотя и творилъ предъ ними чудеса, былъ, наконецъ, преданъ, распятъ и потомъ погребенъ, дабы, плѣнивши адъ, возвѣстить пребывающимъ во адѣ о своемъ воскресеніи. Черезъ три дня Онъ и воскресъ и указалъ намъ, для достиженія истиннаго покоя, иную осмерицу, ведущую къ будущей осмерицѣ совершеннаго освобожденія отъ міра. Потомъ Онъ открыто являлся ученикамъ, въ ихъ присутствіи былъ взятъ на небо, и вмѣстѣ съ Собою вознесъ туда и смиренную человѣческую плоть. Но Онъ познается Единымъ Господомъ въ двухъ естествахъ, спокланяемъ съ Отцемъ и божественнымъ Духомъ и имѣетъ двѣ воли и два дѣйствованія. Посему Онъ постижимъ для насъ и непостижимъ, описуемъ и неописуемъ, изображается у насъ образами и подобіями и въ нихъ Ему, чрезъ посредство плоти и духа, воздается нами поклоненіе. Онъ изображается одинаково съ богословствовавшими о Немъ мужами и всѣми святыми и равно со всѣми святыми имѣетъ (этимъ путемъ) общеніе съ нами, поелику такимъ поклоненіемъ прославленіе возводится къ первообразу, объ этомъ поучаешь насъ и ты, отче Василіе, говоря: «почитаніе образа восходитъ къ первообразу». Имѣя такое правомысліе, станемъ избѣгать страха человѣческаго, и тогда острови Церкви, понесшіе лишенія иконъ вслѣдствіе безчинства пагубныхъ людей [2], достигнутъ оcвобожденія отъ сего зла, какъ говоритъ пророкъ Исаія: обновляйтеся острови къ Богу (Ис. 41, 1), поелику Христу Богу нашему подобаетъ честь, слава, поклоненіе, со всеблагимъ Отцемъ и всесвятымъ и животворящимъ Духомъ нынѣ и присно и въ безконечные вѣки вѣковъ. Аминь.