Свщмч. Серафимъ, еп. Дмитровскій. Слово въ день Воздвиженія честнаго и животворящаго Креста Господня.

Св. апостолъ Павелъ въ Посланіи къ Галатамъ говоритъ:

«А я не желаю хвалиться, развѣ только Крестомъ Господа нашего Іисуса Христа, которымъ для меня міръ распятъ и я міру».

Каждый христіанинъ долженъ распинаться міру, быть распятымъ на крестѣ. Есть у него и гвозди, четыре гвоздя, которыми пригвождается онъ ко кресту; есть и копіе, которымъ прободается его сердце. Чтó же это за крестъ у христіанина? Крестъ этотъ называется міроотреченіе. Міра нужно отвергнуться, не того міра, въ которомъ свѣтитъ яркое солнце, не того, въ которомъ цвѣтутъ прекрасные цвѣты — нѣтъ, черезъ этотъ міръ мы только познавать можемъ Творца, прославлять. Отъ другого міра нужно отречься, отъ того, который апостолъ Іоаннъ называетъ: «Міръ прелюбодѣйный и грѣшный». Міръ этотъ движется на адской колесницѣ, у которой три колеса, о которыхъ тоже говоритъ святой апостолъ. Колеса эти похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Этими тремя колесами колесница міра и движется прямо въ пропасть адову, въ царство сатаны.

Первое колесо — похоть плоти: кто живетъ въ нечистотѣ, кто нарушаетъ узы брачныя (а къ великому горю въ наше время это часто дѣлаютъ), кто обѣщалъ хранить дѣвство, а потомъ нарушаетъ его — вотъ тотъ держится за первое колесо этой страшной колесницы.

Похоть очей — вотъ второе колесо. Похоть очей — это когда грѣшатъ взоромъ, очами нарушаютъ чистоту души, напримѣръ, когда любуются чужою красотою, не Бога прославляя, а самоуслаждаясь, съ нечистыми помыслами и желаніями. Всякія зрѣлища, которыя дѣйствуютъ на страстную сторону души, тоже похоть очей. Такъ на дверяхъ театра нужно было сдѣлать эту надпись: «похоть очей». Когда любуются на танцы, идутъ за колесомъ этимъ.

Гордость житейская, когда человѣкъ все самъ хочетъ сдѣлать, все по-своему, раздражается, когда ему возражаютъ, «какъ меня не слушаютъ? я ошибаюсь? да быть того не можетъ!» Часто, часто хватаемся мы за это третье колесо.

Вотъ на какой колесницѣ ѣдетъ прелюбодѣйный и грѣшный міръ. И когда человѣкъ пойдетъ по пути міроотреченія — эта адская колесница обязательно попадается ему навстрѣчу, чтобы соблазнить его, чтобы заставить идти за собою, перерѣжетъ ему путь, чтобы остановить его. Колесница пойдетъ въ одну сторону, а человѣкъ, отрекшійся отъ міра, въ другую, и каждый христіанинъ обязательно долженъ быть распятъ на крестѣ міроотреченія; не монахи только отрекаются отъ міра, но всякій, носящій имя христіанина, потому что онъ не можетъ любить міра, ни яже въ мірѣ.

Есть у христіанина и четыре гвоздя, которыми онъ пригвождается ко кресту. Первый — самоотверженіе. Десную руку пронзаетъ этотъ гвоздь, потому что именно правая наша рука, главнымъ образомъ, творитъ, дѣйствуетъ. Ея-то образъ дѣйствующаго начала и пригвождаетъ гвоздь самоотверженія. Чтó же значитъ отвергнуться себя? Не обращать вниманія, не замѣчать себя; бранятъ — не огорчаться, хвалятъ — не радоваться, какъ будто не о насъ идетъ рѣчь. Второй гвоздь — терпѣніе, имъ пригвождается лѣвая рука, потому что лѣвая сторона считается символомъ злого начала, протеста. Правую ногу христіанина прибиваетъ ко кресту гвоздь бдѣнія молитвеннаго, стоянія молитвеннаго. «Непрестанно молитесь», — говорится въ словѣ Божіемъ. Нужно, чтобы даже когда тѣло спитъ, отдыхаетъ, душа бы бодрствовала, молилась. Четвертый гвоздь, которымъ пронзается лѣвая нога христіанина — это трудъ молитвенный. Неправильно говорятъ, что молитва легка, что молитва — радость. Нѣтъ, молитва есть подвигъ. Святые отцы говорятъ, что когда человѣкъ молится легко, съ радостью, это не онъ молится самъ, а ангелъ Божій молится съ нимъ, вотъ ему и хорошо такъ! Когда же молитва не ладится, когда ты усталъ, хочешь спать, когда не хочется тебѣ молиться, а ты все же молишься, вотъ тогда-то и дорогá для Бога твоя молитва, потому что ты тогда молишься самъ, трудишься для Бога, Онъ видитъ этотъ твой трудъ и радуется этому твоему усилію, этой работѣ для Него.

Многіе говорятъ: я не молился сегодня угромъ, настроенія не было. Такъ можетъ говорить только христіански необразованный человѣкъ. Вотъ когда у тебя нѣтъ настроенія, тогда-то ты и иди въ храмъ и становись на молитву, чтобы ноги твои были, какъ пригвожденныя ко кресту. Распятый никуда двинуться не можетъ, такъ и твои ноги пусть будутъ пригвождены молитвостояніемъ и молитвеннымъ трудомъ.

На главѣ христіанина всегда возлежитъ терновый вѣнецъ — это помыслы наши, христіанину они непрестанно даютъ себя знать, они, какъ тернъ, больно колютъ. Стои́тъ человѣкъ на молитвѣ, помыслы набѣгаютъ и смущаютъ въ храмѣ; даже предъ Чашей Животворящей безпокоятъ эти помыслы, часто они бываютъ ужасные, пугаютъ они человѣка, и онъ долженъ ихъ вырывать. Больно отъ нихъ дѣлается человѣку. Копіе, которымъ прободается сердце христіанина — это любовь, любовь горящая, пламенная, серафимская ко Христу. У кого есть эта любовь, тотъ всегда видитъ предъ собою Сладчайшаго Господа; кто имѣетъ эту любовь, у того всегда въ сердцѣ звучитъ: «Господи, Іисусе Христе, Сынѣ Божій, помилуй насъ». Такому человѣку уже некогда думать о мірѣ, о мірскомъ, его мысль всегда занята образомъ Спасителя его, ему некогда судить другихъ, разбирать ихъ поступки — онъ только себя судитъ, чтобы не обидѣть возлюбленнаго Господа.

Святый Игнатій Богоносецъ имѣлъ такую любовь, онъ такъ восклицалъ: «О, любовь моя…» Паства моя, возлюбленные мои о Христѣ, я, вашъ архипастырь, молю Бога, чтобы никто никогда изъ васъ не возсѣлъ на колесницу міра, чтобы ни одно колесо не коснулось васъ, чтобы всегда вы были пригвождены ко Кресту, носили раны Спасителя. Господи, Іисусе Христе, молимъ Тя, сподоби насъ сраспинаться и спогребаться Тебѣ, чтобы и воскреснуть для вѣчной жизни съ Тобою.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *