Слово на Успение Пресвятой Богородицы

Дорогие наши, сегодня великий день – день начала земной и небесной славы Той, что была земным человеком, но стала и Небесной Царицей. Сегодня день окончания великого подвига Ее жизни во имя спасения человечества – день Успения Пресвятой, Пречистой, Преблагословенной, Славной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 

Так теперь величает мир единственного человека на земле – Деву Марию, Богородицу и Матерь Света.

И именно в день Успения воссияла и взошла над землей воочию всему миру слава и величие доселе неведомой никому жизни, и жизни немалой. Пресвятая Дева освящала Своим пребыванием землю в течение шестидесяти двух лет.

Теперь мы все привыкли к Ее славе, Ее могуществу, Ее непостижимой для ума человеческого любви. Мы так привыкли просить и получать от Нее просимое, что забываем в чувстве сердца о Ней как о живом человеке, подобном нам. Забываем, что Ее нынешняя слава и Божественное могущество – это плоды Ее земной жизни. И плоды эти родились живой верой Пресвятой Девы, Ее Божественной любовью, Богоподобным смирением и нескончаемым, непреходящим страданием – мученичеством всей жизни.

Она шла ко Кресту Своего единственного Сына, неся Свой крест задолго до Его Голгофских страданий. Она восходила на Свой крест постепенно, всю жизнь, и терния страданий жалили Ее чувства, ум и сердце ежедневно, пока обещанное, предреченное праведным старцем Симеоном Богоприимцем оружие не прошло саму Ее душу. И этот Ее крест вознес Пресвятую Матерь-Деву во славе на небо.

А подвиг Ее материнского служения и предстательства за род человеческий, грешный, падший, слабый и вечно нуждающийся в помощи, заступлении и пощаде продолжается и после Ее Успения.

А мы, дорогие наши, за внешними событиями жизни Богоматери часто упускаем внутреннее содержание Ее жизни. Оно ведь все состоит из молчаливого, великого, переходящего в мученичество страдания, которое не могло найти утешения в откровении, сочувствии, понимании и сострадании людей. И такого же великого, беспрекословного предания Себя в волю Божию.

Тайна земного назначения жизни Пречистой Девы, открытая Ей Богом архангеловым гласом: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою: благословена Ты в женах» (Лк.1:28) – была столь сверхъестественна и столь велика, что смирение Пречистой Девы не могло доверить ее ни одному человеку. Да и как Ей Самой говорить о том, на какую высоту вознесена Она Богом.

Только четырем избранным праведностью жизни людям Сам Господь открыл совершившуюся в мире величайшую тайну. Кому же? Праведным Иосифу Обручнику, Симеону Богоприимцу, Елисавете, матери Иоанна Предтечи, и пророчице Анне, которые – первыми в ведении поклонились Пресвятой Деве как Матери Божией, а Ее Сыну как Богу и Сыну Божию.

Святая же Дева избрала для Себя на всю жизнь молча страдать. И вся Ее жизнь – это нескончаемое углубление сердца в непреходящую муку, вечное исхождение невидимою мученическою кровью. Она молча страдала от подозрений праведного Иосифа, Ее «бракоокрадованную помышляющего»1.

Она молчала, полагая Царя Вселенной в скотиих яслях и Сама не имеющая, где главу преклонить. Молча страдала Дева-Мать, когда «искали души» Ее Младенца и когда страх за жизнь Его обратил святое семейство в бегство из родной страны в Египет (Мф.2:13–14).

Она молча и терпеливо несла убогую трудовую долю Своей жизни. Пред Ее глазами Ее Сын и Ее Бог был Младенцем, Отроком, Юношей, и все материнские заботы, соответствующие Его возрасту, были Ее уделом, были Ее радостями. Но в минуты радостей материнства, когда каждая мать, взирая на чадо свое, парит мечтой о его светлом будущем в жизни, обещающем и Ей, Матери, утешение, отраду и опору, Пресвятая Дева-Мать и в эти минуты видела в Сыне Агнца Божия, пришедшего в мир, чтобы взять на Себя его грехи. Воспитанная в храме Божием, Она знала Писания и знала, для какой великой цели явился в жизнь Сын Божий и Сын Девы.

И с каким трепетом видела Она Его взросление, а с ним приближение того великого и страшного по-человечески часа. И каждая минута радости о Сыне неминуемо отражалась в сердце Ее непрестающим страданием. И Ее Сын, во всем подобный людям, кроме греха, ничем и никогда не огорчил и не опечалил Свою Мать человеческой греховной немощью, но Он уходил от Нее, отдалялся с взрослением, начиная служить человечеству.

И уже в двенадцать лет Отрок Христос со всей решительностью произносит первое открытое признание Себя Сыном Божиим, а с ним и первое прямое указание Своей Матери, что Он уже не принадлежит Ей. Пресвятая Дева-Мать, найдя отставшего от родных Отрока Иисуса в Иерусалимском храме, на нежный укор Ее слышит: «Что в том, что вы искали Меня? Разве не знаете, что Мне надлежит быть среди того, что принадлежит Отцу Моему?» (ср. Лк.2,49). Болью вонзились эти слова в сердце Матери, ясно открыв Ей будущее Сына. И опять Пресвятая Дева безмолвно склонилась пред волею Всевышнего. И как некогда, в начале великого Ее избрания, сердце не воспротивилось надвигающемуся: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» (Лк.1,38). И Она отдает Своего Сына, Она отходит в безвестность, чтобы вернуться к Нему с правами Матери только в Его страшный Голгофский час, когда все оставят Его. Отойдет даже Бог Отец, давая место полноте подвига Христа, полноте Его Божественного истощания. А Дева-Мать, и в этот момент безмолвная, во всей глубине прискорбная, но мужественная, верная и бесстрашная, стояла у Креста, Своей любовью поддерживая Сына в великом Его подвиге. Но опять молча стояла и смотрела Она, оцепенев в сострадании Сыну. А что делалось в сердце Ее, зрел лишь Бог и Сын Ее. Как хотела Она тут же в этот же момент умереть вместе с Сыном, чтобы прекратились эти невероятные страдания. «Зде же умру и спогребуся Ему», – звучит плач души Богоматери.

И к целожизненному подвигу Ее молчаливого страдания присовокупляется в этот момент испытание подвига Ее веры: «Где Сыне Мой и Боже благовещение древнее, еже Ми Гавриил глаголаше; Царя Тя, Сына и Бога Вышняго нарицаше. Ныне же вижу Тя, Свете Мой сладкий, нага и уязвена мертвеца». Предстоя поруганиям и распятию Своего возлюбленного Сына, зря малодушное падение последователей, друзей-апостолов пред лицом опасности, Она не могла не вспомнить обетование Архангела о том, что Сыну Девы, Ее Сыну, Господь «даст… престол Давида, отца Его… и Царству Его не будет конца» (Лк.1,32–33). А ведь по человеческому суждению все было уже кончено позорной смертью на Кресте.

С Креста же Божественного Страдальца Христа к растерзанному сердцу Матери звучит ободрение, и завещание, и возведение на Престол Царицы-Матери неба и земли: «Жено! се, сын Твой» (Ин.19,26). И вот уже не одного Сына, но сынов и дщерей всего рода человеческого должно вместить Ее любовью исстрадавшееся сердце. Оно должно принять в себя тех, кто отнял у Нее отраду – единственного Сына. И опять, как во все трудные минуты жизни, звучит Ее ответ Богу Отцу и Богу Сыну: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему».

Еще пятнадцать лет жизни в неведомых для мира трудах по созиданию Церкви – Невесты Христовой на земле, в молитвах к Сыну за род человеческий, в любовном, терпеливом предстоянии за тех, кто еще не знал Бога. Нет, Она не вышла на проповедь вместе с апостолами, хотя о Сыне Своем именно Она могла бы рассказать больше кого-либо другого, ведь Ее чуткое сердце зрело в Нем Бога от самого Его рождения. Она же опять в молчании несет подвиг материнства и подвиг веры, и только апостолы притекают к Ней, поклоняясь и питаясь от сокровенных глубин Ее духа, обожествленного подвигом жизни. Пресвятая Богородица была первой Христианкой на земле.

Непричастная ни единому греху, кроме унаследованного от прародителей общечеловеческого первородного греха, Пресвятая Дева Богородица подошла к концу Своей земной жизни. Желая разрешиться от житейских уз, Она опять смиренно молила Своего Сына и Бога о том, о чем помышляет всяк земнородный, – о предстоящем страшном смертном часе, когда темная область имеет силу и власть страховать отходящих от земли. И Ей, как напоминание о Ее избранничестве и подтверждение непреложности его, опять явился Архангел Гавриил и возвестил об исполнении Ее молитвы, подал Ей блистающую райскую ветвь как знак победы над злыми духами и узами плоти и сказал, что через три дня последует Ее Успение.

Священное Предание сохранило память этого великого торжества – победы человека над смертью. Именно в момент Ее Успения благословенную в женах Богородицу Отец Небесный благословил как Дщерь, Сын Божий – как Мать и Дух Святой – как Невесту Неневестную всяким благословением. Осиянный небесной славой, в сопровождении Небесных Сил Христос принял на Свои Божественные руки душу Матери Своей, родившей Его по плоти, чтобы собственными руками отнести к Отцу Своему.

«Иди, Честнейшая, прославиться вместе с Сыном и Богом». Тело же Ее со всякой честью и славой погребли апостолы. Так Пресвятая Дева Богородица – Дщерь человеческая жизнью Своей отдала дань естеству, но, святостью став Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим, соединила небо с землею.

Смерть не могла удержать Ее пречистого тела, просиявшего в жизни огнем страдания и обожившегося в нем. И через три дня после погребения апостолы, отвалив камень от погребальной пещеры, нашли лишь Ее погребальные пелены. Владычица Богородица совоскресла Своему Сыну и Богу. А воскреснув, Богоматерь стала Матерью христианского мира, незаходимой Надеждой ненадежных, погибших Взыскательницей, грешных Спасительницей. Из веры, страданий и любви соткалась Божественная сила и могущество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И ими же Она получила власть и право понимать, сострадать и любить всех немощных, обремененных тяготами жизни и узами греха. Сама искушена бысть ими, может и искушаемым помогать теперь.

Вдохновленные и умудренные ныне примером великой в Боге жизни Богоматери, будем, дорогие наши, просить Ее помощи во всем и на каждый час. И будем Заступницу Усердную просить не о том, чтобы отняла от нас очистительные животворящие страдания, но чтобы Она помогла нам нести их ради спасения души, не унывать в них и зреть великие духовные блага, сокрытые таинственно в недрах их.

«О Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему, спастися стаду Твоему невредиму!» Аминь.

Слово на Успение Пресвятой Богородицы и 500-летие Псково-Печерского монастыря

По неизреченной милости Божией мы с вами сподобились дожить до славного праздника пятисотлетнего юбилея Псково-Печерской обители, который мы радостно отмечаем сегодня – в великий день Успения Пресвятой Богородицы.

Именно в этот день, ровно пятьсот лет назад, в 1473 году, был освящен на склоне горы пещерный храм во имя Успения Божией Матери.

Что же хотелось бы сказать вам в этот знаменательный день? На протяжении половины тысячелетия Псково-Печерская обитель была и остается духовной святыней, куда стекались и стекаются паломники со всех концов России, где каждая верующая душа находила и находит путь к покаянию и утешению.

В то же время и верующих, и неверующих обитель поражает своей яркой и самобытной красотой. Ее красочность, разнообразие и, вместе с тем, гармония радуют глаз и сердце каждого, кто любит истинную красоту. Но не каждому дано знать, что в основе этой гармонии лежит единство красоты видимой и невидимой, материальной и духовной.

Пристальный и вдумчивый взгляд позволяет усмотреть в этой красоте символическое значение.

Крепость с высокими толстыми стенами, с суровыми и молчаливыми стражами-башнями зорко охраняет сады с плодовыми деревьями и цветами, устремленные ввысь купола, весь монастырский мир с золотыми крестами и поющими колоколами. Крепость символизирует монастырскую строгость, недоступность монастыря и каждого инока в отдельности и вообще каждой истинно верующей христианской души для греховного мира, осаждающего и монастырь, и иноков, и всех верующих со всех сторон.

А внутри нас встречают праздничные древние храмы, торжественные перезвоны колоколов, умилительное церковное пение.

Именно таким – преображенным, милостивым и гостеприимным – раскрывается монастырь для всех, кто приходит сюда с верой, любовью или хотя бы с каплей надежды,приходит с раскрытой душой, без предубеждения.

Можно сказать, что монастырь дает нам пример того, как и в собственной жизни каждый из нас должен строить духовную крепость, ограждающую нас от натиска греховной стихии, крепость, ворота которой в то же время должны быть всегда открыты для любви и милосердия.

Но стоя в размышлении у неприступных печерских башен, мы усматриваем в них не только символическое значение, но и значение историческое.

Без обращения к истории невозможен культурный и духовный рост как отдельного человека, так и общества в целом. А для понимания и знания истории исключительное значение имеют памятники старины, пришедшие к нам из глубины веков как свидетели былого. Среди же памятников старины нет более ценных и более редких, чем те, где продолжает кипеть жизнь, где чувствуется жизнеутверждающая преемственность, памятники, которые являются не только свидетелями давно минувших дней, но и глашатаями вечного, неизменного, нетленного.

К таким памятникам и принадлежит Псково-Печерская обитель. Это – не кладбище, не остов, не театральная декорация, не руины, хотя бы и подкрашенные и восстановленные, которые нам так часто приходится видеть.

Обитель и поныне продолжает служить тому, для чего она была создана и во имя чего она существует уже пятьсот лет, в ней продолжает жить та древняя культурная и духовная традиция, которая не только олицетворяет прошлое нашей страны, но и является частицей вечного.

Даже те, кто, посещая монастырь, остаются равнодушными, не могут не признать, что обитель без иноков, без паломников и молитвы – все равно что концертный зал без оркестра и слушателей, куда приходили бы смотреть на глухие стены люди, забывшие о том, что есть музыка…

Среди многих и многих памятников старины Псково-Печерская обитель представляет, таким образом, радующее сердце исключение.

За недостатком времени мы не будем подробно останавливаться на прошлом обители и последовательно излагать факты ее истории. Отметим лишь следующее: истинное начало монастыря уходит в глубь веков.

Пещеры, словно специально предназначенные Божиим Промыслом для монашеской жизни, были известны людям, согласно преданию, по крайней мере еще в XIV веке. Во всяком случае в это время в в них уже жили подвижники-пустынножители, среди которых наиболее прославился преподобный Марк.

Во второй половине XV века в пустынное место при потоке Каменце приходит священник Иоанн Шестник с женою и детьми. Он копает в пещере церковь и освящает ее в день Успения 1473 года.

Незадолго до этого умерла жена священника Иоанна, успев на болезненном одре облечься во иноческий чин с именем Вассы. Впоследствии принимает постриг и ее муж с именем Ионы. Благодаря трудам и молитвенному подвигу преподобного Ионы, возникает маленький монастырь. Особенно много труда в благоустройство монастыря было вложено в ХVI веке, когда его настоятелем стал преподобный Корнилий. При нем были построены храмы Благовещения и святителя Николая. Монастырь был огражден могучими стенами со сторожевыми башнями.

Художник-иконописец, благоустроитель, летописец, миссионер, преподобный Корнилий был в то же время святым подвижником, своей трагической кончиной снискавшим славу мученика.

С тех пор из года в год монастырь постоянно крепнет и становится все краше.

Так, в начале XIX века была построена колокольня, расширен Успенский храм, выстроены келлии. Тогда же в ознаменование победы, одержанной на Псковской земле над наполеоновскими войсками, был построен новый храм в честь Михаила Архангела. Нельзя не сказать о том, как много нового внесено в благоустройство монастыря и в XX веке, и особенно за последнее десятилетие, когда под руководством благоустроителя и украшателя обители архимандрита Алипия были обновлены храмы и другие монастырские строения, появились новые прекрасные иконы и раскрылись забытые древние фрески, написанные рукой самого преподобного Корнилия, приняли свой древний, грозный и завершенный вид внешние стены и башни, еще недавно стоявшие в полуразрушенном состоянии.

Однако, главное заключается не в том, когда и какие храмы и башни воздвигались в монастыре, а в том, какое духовное влияние оказывал он на окружающий край и далеко за его пределами.

Из века в век с бесконечной верой и любовью приходили люди земли Псковской, а также со всех концов России к монастырским святыням: к чудотворным иконам Успения Божией Матери, Умиления и Одигитрии.

Во все века эта духовная крепость Православия привлекала и продолжает привлекать массы людей, жаждавших и жаждущих духовного обновления, ищущих истину на этом островке преображенной земли.

Много бед претерпела на своем долгом пути святая обитель. Невозможно перечислить все испытания, выпавшие на долю монастыря: набеги, осады, нападения, пожары, мор и болезни.

В конце XVI века ему грозили разрушением войска Стефана Батория, в начале XVII века – шведского короля Густава-Адольфа. Вновь и вновь приходят поляки, шведы, литовцы, немцы, учиняя грабежи и убийства. В течение двух веков монастырь несет подвиг оборонной службы.

Но никакие штурмы, беды, нападения, испытания не сломили стойкости Корнилиевых стен и мужества их защитников, ибо Сама Пречистая Богородица руководила ходом событий.

Летопись и предание сохранили для нас память о бесчисленных совершенных Ею чудесах. После каждого вторжения, после каждого несчастья с помощью Пресвятой Богородицы монастырь залечивал свои раны, становился сильнее и неприступнее, и молитва продолжала денно и нощно гореть в нем, как неугасимая лампада. За каждой раной, за каждым разрушением, за каждой потерей следовало исцеление, созидание и утешение, и монастырь как стоял, так и стоит незыблемо и неколебимо.

Можно сказать, что если Матерь Божия постоянно ограждала обитель от врагов, пытавшихся его физически разрушить, то тем паче будет спасать Она и впредь дом Свой от тех, кто посягает на духовную жизнь монастыря, кто пытается нанести ему моральный ущерб.

Зададим себе вопрос: в чем причина исключительного долголетия святой Псково-Печерской обители, долголетия, дарованного ей Господом как особое благословение?

Многие бы приписали это долголетие причинам материального характера: экономическим, географическим, историческим.

Однако глубокое изучение истории приводит нас к выводу о том, что все это лишь внешнее, поверхностное, что все это – не сами причины, а лишь их внешнее выражение, лишь тень Промысла Господня, отраженная в нашей земной действительности.

Истинную причину этого долголетия следует искать в том, что у основания монастыря стояли великие подвижники и чудотворцы: преподобные отцы Марк и Иона, преподобная матерь Васса, святой преподобномученик Корнилий. Их молитвами и их подвигами заслужил монастырь славу и долголетие.

Не допустили преподобные, чтобы в их обители прекратилась служба, погасли лампады, умолкли колокола. Незримое присутствие святых покровителей монастыря явственно ощутимо для каждого, приходящего сюда с чистой верой.

Истинные ученики и продолжатели преподобных, иноки последующих поколений сумели свято сохранить наследие, завещанное им основателями монастыря и дивным светильником Псково-Печерским – преподобным Корнилием. Это наследие – жизнь, протекающая строго по заповедям Христовым и обетам монашеским.

Светло празднуя 500-летие монастыря, будем твердо помнить, что важнейшим залогом долголетия, твердости и неприступности иноческой обители, ее защиты от видимых и невидимых врагов служит не богатство, не крепость стен монастырских, а главным образом внутреннее благоустройство самой жизни иноков и молитвенное горение каждого из них в отдельности.

Если не иссякнет молитва, если не охладеет жажда подвигов, то будет всегда сиять Псково-Печерская обитель на Русской земле, как самая яркая звезда на небе. Псково-Печерский монастырь останется, как и в прежние времена, водоемом живой воды религиозного воодушевления; он будет по-прежнему питать и увлажнять иссохшие пустыни мирской жизни, давать живительную и спасительную влагу душам, алчущим и жаждущим правды.

Из века в век и сегодня славится обитель старцами, молитвенниками, благоустроителями, созидателями, иконописцами, церковным хором.

Как и в прежние времена, монастырь неустанно молится за русский народ и другие народы, за землю Русскую и за весь мир.

Как некогда, так и ныне к молитвам иноческим присоединяют свои скромные, но горячие моления паломники и почитатели святой обители. С теми же чувствами веры и благоговения приходят они к печерским святыням. Эти чувства неизменны. У них нет истории, как нет ее у самих святынь.

Господь знает, как нужна обитель всем алчущим, жаждущим, страждущим, болящим, заблудшим. Он знает, в чем нуждается каждый входящий в ворота обители с мольбой или хотя бы с внутренним вопросом.

Ни одну молитву, ни один вопрос не оставлял и не оставляет здесь Господь без ответа. С каждым, кто вошел сюда, прошептав: «Пресвятая Богородице, помоги, умоляю Тебя как Матерь, услыши…» – совершаются здесь чудеса. Каждый чувствует приток жизненных сил и внутреннее обновление.

Приходят сюда современные блудницы, мытари, разбойники. Они многого не знают, многого не понимают. Но надо помнить, что Господь ел с мытарями и грешниками и простил гонителя. Двери святой обители открыты для всех и каждого, для всех труждающихся и обремененных.

В каждом входящем – даже если он еще не приобщился к Православной вере, даже если он не так одет или не так причесан, даже если он позволяет себе неуместные высказывания, – наше любящее христианское сердце должно усмотреть возможного будущего паломника, так как неизвестно, когда и кого Господь к Себе призовет.

Чтобы в этом увериться, представим себе мысленно, на что были похожи прическа и одеяние евангельской блудницы и каковы были высказывания гонителя Савла до его обращения.

Молящиеся! Вы же сами просите Господа принять вас вместе с мытарем, вместе с блудницей, вместе с пришедшими в последний час. Не будьте же прокурорами, судьями и жандармами для других. На вас лежит большая ответственность. По вашему поведению судят не только об обители, но и о христианах вообще. Господь строго взыщет с вас, если вы отгоните кого-нибудь от Него.

Размышляя о прошлом монастыря и наблюдая его сегодняшнюю жизнь, мы должны четко осознавать, что прошлое и настоящее объединяет нечто общее, внеисторическое, незыблемое, неколебимое, вечное, что монастырь несет в себе весть о нетленной истине, одинаково необходимой для людей всех времен. Стоя у звонницы, где Ангел напоминает о безвозвратно бегущем времени, мы ощущаем полное слияние истории, настоящего момента и вечности.

Мы не ощущаем течения времени, ибо благодать Божия одинаково проникает в верующее сердце как сейчас, так и пять столетий назад, словно солнечный луч, в продолжение тысячелетий одинаково светящийся в капле чистой росы. Это ощущение вечности помогает нам спокойно и с твердой верой смотреть в будущее.

Мы знаем, что никто, в том числе и Печерская обитель, не гарантирован от новых испытаний.

И если они наступят, они не застигнут нас врасплох, ибо ни на минуту не угасает молитва в сердцах иноков и бесчисленных почитателей обители, живущих за ее святыми пределами и считающих себя ее духовными чадами.

Мы верим, что, если на то будет воля Божия, по молитвам Пречистой Богородицы обитель простоит еще не одно пятисотлетие и будет стоять всегда на грешной земле до скончания века.

Мы верим, что, когда по воле Господа возникнет новая, преображенная земля, Господь оставит на ней святую обитель, ибо в ней уже столько преображенного, что останется Господу лишь чуть-чуть ее подправить Своей Божественной десницей, как художник поправляет последний мазок на картине.

Чтобы и впредь твердо и незыблемо стояла обитель, нужно, чтобы не иссяк дух монашества, не прекращался бы поток желающих посвятить свою жизнь иноческому служению.

А для этого надо в свою очередь утверждать и защищать саму идею монашества, защищать ее от нападок, ложных представлений и клеветы.

Каждый должен понимать не только роль монастырей в истории России, в ее культуре и просвещении, но и осознавать, что монашество – это самое высокое, самое чистое исповедание христианства в духе истины. Каждый должен осознавать, что монашество основано не на ненависти к жизни, как пытаются это представить вольные или невольные клеветники, а на любви к жизни, любви всеобъемлющей, не терпящей греха, ибо грех – это страшное искажение жизни, отвратительная болезнь и загнивание.

Пусть из уст в уста передают верующие люди друг другу весть о существующем на Псковской земле острове благодати, незыблемо возвышающемся среди бурного моря мирского зла.

Пусть еще много и много лет стекаются сюда болящие, кающиеся, надеющиеся и до земли склоняются перед нашими святынями в безмолвной, горячей мольбе.

Пусть каждый верующий приходит в монастырь за обновлением, проверяет самого себя, пересматривает свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями православной нравственности и восполняет свои пробелы и потери.

Пусть звонят в Печерской обители колокола!

Пусть не меркнут над нашими храмами сияющие золотом кресты!

Пусть высятся они к небу и напоминают о нем!

Пусть неустанно здесь возносится молитва!

Пусть, как солнце среди туч, сияет обитель подвигом духовным!

Пусть эта обитель борется за спасение нашего мира от грозного приговора, за которым некогда последовал потоп. Сей Божий приговор гласил: не может Дух Мой жить среди этих людей, ибо они стали плотью.

Как некогда Иоанн Предтеча, да станут святые обители на людном, шумном и суетном пути многоговорливой плотской жизни и напомнят суетящимся людям об истинной и достойной человеческой, а не животной жизни, напомнят вечную заповедь: Духа не угашайте!

Радуйся, святая обитель, во все времена, ибо ты служишь для нас постоянным источником неувядаемой радости. Да оградит тебя Господь от всякой напасти, как ты ограждаешь нас от лжи и зла. Стойте, могучие башни, пока живет ветхая и грешная земля. Не допускайте, чтобы ложь вошла через ворота обители. Здесь есть место только для истины.

1973 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *