Еженедельная приходская газета № 12 (132) от 10.03.2019.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

(11–16 марта)

Великий пост – самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов. В его основе – подражание сорокодневному посту Христа в пустыне. Пост является подвижным, то есть его даты начала и окончания меняются каждый год. В 2019 году пост начинается 11 марта и заканчивается 27 апреля. 28 апреля – Светлое Христово Воскресение, Пасха. Наиболее строгие недели поста – первая и последняя (Страстная). Великий пост – это время духовного расцвета и пробуждения, усиленной работы над своим внутренним состоянием, строгого воздержания, очищения наших грехов покаянием и сугубой молитвы.  Богослужение периода Великого поста имеет ряд характерных особенностей, выделяющих это время из всего церковного года. Протопресвитер Александр Шмеман пишет: «Великий Пост – настоящая школа покаяния, в которой каждый человек должен ежегодно учиться yглyблять свою веру, пересматривать свою жизнь и, насколько это возможно, ее изменять. Цель Поста в том, чтобы «смягчить» наше сердце, дабы оно могло воспринять духовные реальности, ощутить скрытую до тех пор жажду общения с Богом… Эта постная атмосфера, это единственное «состояние духа» создается главным образом богослужениями, различными изменениями, введенными в этот период поста в литургическую жизнь».  В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) Великого поста на Великом повечерии читается канон преподобного Андрея Критского с припевами к каждому стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». По своему содержанию канон представляет собой сердечный плач о грехах и молитвенный вопль Богу о помиловании, облеченный в форму беседы с собственной душой. Для достижения своей цели – приведения души к искреннему покаянию – автор постоянно обращается к образам и сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Вся Священная история рассматривается преподобным Андреем как история человеческого греха и праведности, отвержения Бога и возвращения к Нему, единственному Источнику всех благ.  Православные христиане всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением канона. Для лучшего понимания можно воспользоваться на службах книжками с параллельным переводом канона на русский язык и комментариями. Великий канон – это кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию. Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о детях, родственниках. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома.  Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга – а на некоторых по нескольку раз – читается молитва преподобного Ефрема Сирина, сопровождаемая земными и поясными поклонами. Молитва содержит напоминание о той духовной «программе», которая составляет существо Великого поста и включает в себя борьбу с основными пороками и стремление к приобретению главных добродетелей: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь.» В будние дни Великого поста не совершается полная Литургия. Связано это с тем, что она является самым торжественным и радостным событием в богослужебном круге. Вместо нее по средам и пятницам служится Литургия Преждеосвященных Даров – особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость – служба переносится, как правило, на утро. В первую пятницу Великого поста по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение святому великомученику Феодору Тирону с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом, орехами, сухофруктами), которое затем раздается верующим.  Великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Вринка. Прозвище Тирон буквально означает «новобранец» (в отличие, например, от «стратилат» – «военачальник»). Юношу принуждали принести жертву идолам, но святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный к правителю Публию, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что мученик Тирон был осужден на сожжение. Он без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою душу Богу.  Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Не поврежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии, благочестивой женщиной Евсевией. Впоследствии мощи его были перенесены в Константинополь, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте. Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361–363), желая надругаться и посмеяться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). Поступив так, христиане не были посрамлены Юлианом Отступником, и почитание святого мученика Тирона после этого чуда распространилось. Например, празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал через пару десятков лет патриарх Константинопольский Нектарий (381–397). В память явления Феодора Тирона Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста, а накануне, в пятницу, после заамвонной молитвы Литургии Преждеосвященных даров, читается молебный канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным, и освящается коливо.

 

ПРП. ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН

(13 марта)

Иоанн Кассиан Римлянин – аскетический писатель, богослов, один из основателей западного монашества. Биографические сведения о его детстве и юношестве крайне ограничены. Согласно наиболее распространенному мнению, родиной Иоанна Кассиана была Малая Скифия (римская провинция; ныне – территория Румынии). Приблизительным временем рождения принято считать период с 360го по 365-й год. Происходил преподобный Иоанн из состоятельной верующей семьи, с раннего возраста он был воспитан в духе христианского благочестия. В надлежащее время получил разностороннее образование классического типа, хорошо изучил философию, античную поэзию, астрономию, риторику. Помимо латинского языка он владел греческим. Около 380 года Иоанн Кассиан вместе с другом детства Германом отправился в паломничество в Святую землю. Там друзья приняли монашество и поступили в монастырь в Вифлееме, находившийся недалеко от пещеры Рождества Христова. Здесь они прожили несколько лет, получив начальный опыт подвижничества. После этого Иоанн и Герман долгие годы провели в Египте, посетили множество общежительных монастырей и отшельников, подвизались в суровых аскетических подвигах под руководством опытных духовных наставников. За это время Иоанн Кассиан собрал материал для своих будущих сочинений о монашестве. В 400 году Иоанн и Герман перебрался в Константинополь, к святителю Иоанну Златоусту, бывшему столичным патриархом. Святитель Иоанн рукоположил Иоанна Кассиана во диакона и передал в его ведение сокровищницу кафедрального собора, назначив его «комитом сокровищницы». В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства – искать защиты безвинно страдающему святителю. Здесь Иоанн Кассиан пробыл около 12 лет. В Риме он был рукоположен во пресвитера и стал советником Римского епископа.  Вероятно, спасаясь от нашествия готов или стремясь к монашескому уединению, Иоанн Кассиан в 415 году переехал в Южную Галлию, в город Массилию. Здесь он пользовался доверием местного и основал два монастыря: мужской, где стал настоятелем, и женский. В монастыре Иоанн, основываясь на приобретенном на Востоке опыте, создал хорошо организованную монашескую общину, перенявшую в адаптированной к местным условиям форме образцы восточного аскетического опыта. Преподобный Иоанн Кассиан, как подвижник и духовный наставник, прошедший длительную школу египетского аскетизма, стал пользоваться большим уважением и авторитетом не только в Массилии, но и у многих южногалльских епископов и монахов.  В связи с тем, что зародившееся в Галлии монашеское движение было крайне неорганизованным и испытывало острую нужду в руководящих правилах и уставах, местные епископы и настоятели монастырей обратились к Иоанну Кассиану с просьбой составить для них особое письменное руководство. В результате в 20-х годов V века он написал два труда – «De institutis coenobiorum» (О правилах общежительных монастырей) и «Collationes» (Собеседования), сыгравшие важную роль в становлении и развитии монашества не только в Южной Галлии, но и на всем христианском Западе. Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.

 

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

«ДЕРЖАВНАЯ»

 (15 марта)

Икона Богородицы «Державная» – чудотворный образ, обретенный в день отречения от престола императора Николая II Александровича, будущего царственного страстотерпца.  Жительнице деревни Починок Бронницкого уезда крестьянке Евдокии Андриановой дважды явилась во сне Пресвятая Богородица. 13 февраля Евдокия услышала только слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Через две недели она видела белую церковь, а в ней восседавшую величественную Женщину, лик Которой был сокрыт, но Евдокия своим сердцем признала Царицу Небесную. Крестьянка решила найти увиденную во сне церковь. 2/15 марта 1917 года в селе Коломенском близ Москвы она поняла, что церковь Вознесения Господня и есть та самая, которую она искала. Вместе с настоятелем священником Николаем Лихачевым в подвале была обретена большая темная икона Божией Матери, в которой Евдокия узнала явленный ей образ. Вскоре икона была обновлена в иконописной мастерской Алексиевского монастыря в Москве. Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято русским православным народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки и рассылали по стране, большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское. Икону возили на молебны в другие храмы, на фабрики и заводы Москвы, в Коломенском она оставалась только по воскресным и праздничным дням. В Марфо-Мариинской обители перед «Державной» иконой молилась преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна с сестрами. Служба и акафист «Державной» иконе были составлены с участием святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России; после прославления иконы по его указанию из частей акафистов почитавшихся в России икон было написано славословие новой иконе, названное Акафист акафистов.  Наименование иконы «Державная» соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке – скипетр, левая возложена на державу, на голове – царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы – отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках – благословляющий Господь Саваоф. После революции икона Богородицы «Державная» хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году возвращена в Коломенское, где находится в настоящее время в церкви Казанской иконы Божией Матери справа, перед иконостасом, возле клироса. Церковное предание связывает возвращение чудотворной иконы с началом освобождения Русской Церкви от богоборческого ига советского периода.

 

АПОСТОЛ

Братья, ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.  (Послание к Римлянам св. ап. Павла, 13:11-14:4)

 

ЕВАНГЕЛИЕ

Сказал Господь: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. (Евангелие от Матфея, 6:14-21)

 

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский).

Прощеное воскресенье

 

Сегодня напоминает нам св. Церковь, в своих песнопениях, об изгнании Адама из рая, о потере человеком блаженства и радости. Св. Церковь предупреждает нас о страшной силе греха и зовет нас, стоящих у отверзающихся врат св. Четыредесятницы, сделать над собою усилие и вырваться из водоворота повседневной суеты. Мы часто успокаиваем себя тем, что многомилостив Господь, что, как простил Он блудного сына, как принял мытаря и простил разбойника на кресте, так и к нам будет милостив. Но, мои дорогие, мы забываем о том, что у всех их была не только крепкая вера, у них было еще и глубокое раскаяние, и всецелая обращенность ко Христу. Скажите, а есть ли это у каждого из нас? Недели Великого Поста – это время воздержания от всего, что приземляет человека, что умаляет его достоинство; это дни усиленной духовной жизни. И каждому из нас, в дни Великого Поста, следует глубже в себя заглянуть, подумать о том, чем живем мы, какие семена сеем мы, нашими рассуждениями и примером нашей жизни, сеем в кругу семьи, в окружающей нас среде, и приготовиться к встрече с Господом. В этом труде над собою и даны нам в помощь дни Великого Поста. Вступая во врата св. Четыредесятницы, мы слышим из уст ап. Павла: «братья, разве вы не знаете, что тела ваши суть храм Божий и Дух Божий живет в вас!» Есть короткая притча о человеке, очень любившем драгоценное благовонное миро. Но вот вздумалось ему в сосуд благоухающего мира бросить мусор зловонный. Этим привел он в непригодность миро драгоценное. Что же скажете вы, дорогие братья и сестры, об этом человеке? Каждый из нас скажет о нем: это жалкий человек, он глуп, он ненормальный… А ведь эта краткая притча и к нам с вами относится, ибо мы с вами поступаем точно так же, как поступил тот жалкий человек. Ведь мы с вами к нашим добрым делам, к добродетелям, примешиваем наши недружелюбие, обидчивость, гнев, раздражительность, тщеславие, – и этим в негодность приводим наши добрые дела, наши добрые порывы. Мы их умерщвляем. «Постное время светло начнем», – взывает к нашему сознанию Христова Церковь. А в слышанном нами сегодня евангелии Господь указывает, что нужно, – для того, чтобы светло пройти нам поприще Великого Поста. Прощение – это обязательное условие новой жизни во Христе, это начальная ступень духовного делания над собой. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный», – говорит Господь. «Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся твои грехи», – читаем мы в св. Писании (Сир. 28:25). Готовы ли вы, дорогие, вступая в поприще Великого Поста, простить ближним вашим вам нанесенные обиды? «Постясь», – говорит Господь, – «главу твою помажь и лице твое умой». Что это значит? По толкованию св. Отцов, глава тела – это ум, лицо – это мысли и чувства. Если хочешь, чтобы пост твой был богоугодным и успешным, сделай ум твой милостивым, а мысли и чувства отмой от всего нечистого и дурного, – говорит нам Господь. Все здесь просто и понятно. Итак, дорогие братья и сестры, приложим с вами усилия к доброму и светлому каждый в самом себе. Не забывайте о том, что усилие к добру каждого из нас является нашим участием в общей борьбе со злом, в общей борьбе за Христа в этом мире. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *