8 Января 2019 года (26 Декабря 2018 по ст.ст.) Седмица 33-я по Пятидесятницѣ. Гласъ 7-й . Второй день праздника Рождества Христова. Соборъ Пресвятыя Богородицы.

Свт. Григорій Неокесарійскій (†ок. 266 г.)
Похвала Пресвятой Богородицѣ и Приснодѣвѣ Маріи. Слово 1-е.

 

 

  1. Нынѣ возсіявшее солнце правды сокрыло то, что прежде блистало. Освобожденный отъ мрака я не въ состояніи выносить свѣта. Для меня снова взошелъ свѣтъ, и я смущаюсь отъ страха. О только что родившемся я вмѣстѣ и радуюсь и устрашаюсь. Явился новый источникъ, а прежній обращается вспять. Я увидѣлъ младенца рожденнаго и небеса приклонившіяся, чтобы поклониться ему. Мать раждаетъ и остается дѣвою; младенецъ укрывается, но показываетъ рожденіе и родительницу; родительница не имѣетъ мужа, и сынъ не имѣетъ отца; Спаситель раждается, и звѣзда открывается; пеленами повивается младенецъ, который связываетъ все; въ ясляхъ полагается Тотъ, Кому престоломъ служатъ херувимы; предъ животными приклоняется Тотъ, предъ лицемъ Котораго не въ силахъ жить серафимы; свѣтъ является, дивное воспѣвается, ангелы посылаются, пастыри пріемлютъ пророка, волхвы Бога проповѣдуютъ, священники Бога отвергаютъ, Иродъ укрощается, смерть попирается, Адамъ разрѣшается, адъ связывается, Ева спасается, змій проклинается, плѣннымъ даруется свобода и діаволъ терзается. Молоко ссетъ младенецъ, который питаетъ питательницу; на рукахъ носится Тотъ, Кто держитъ держащаго; познается Творецъ, и природа поражается изумленіемъ.
  2. Посему я съ трепетомъ дивлюсь таинству, возвѣщенному Гавріиломъ. Страхъ влечетъ меня къ Маріи, да будетъ (мнѣ) изъяснено чудо. Радуйся, благодатная, Господь съ Тобою. Радуйся, храмъ Божій тѣлесный! Радуйся, благодатная, ковчегъ небесныхъ колосьевъ! Радуйся, благодатная, неба и земли общее жительство! Радуйся, благодатная, истиннаго Сына истинная мать и дѣва! Радуйся, благодатная, неизсякаемый очагъ свѣта, всегда дѣйственный. Радуйся, благодатная, широкое вмѣстилище непостижимаго естества! Радуйся, благодатная, вдовствующаго міра непорочная невѣста и мать! Радуйся, благодатная, союзница свѣта! Радуйся, благодатная, въ утробѣ своей смерть умертвившая! Радуйся, благодатная, заблуждавшійся міръ къ истинѣ вѣрно воззвавшая! Радуйся, благодатная, несожигаемая житница міра!
  3. Далѣе, смущенная этими словами и устрашенная явленіемъ, Дѣва не смѣла убѣжать и не дерзала оставаться, видя Ангела (собств.безплотнаго), предстоящаго ей, подъ образомъ человѣка, и въ присутствіи дѣвы держащаго себя скромно. Она избѣгала спросить его или посмотрѣть на него, почему, отъ страха, лице Дѣвы было похоже на видѣніе, когда она говорила сама съ собою: «чтó это за привѣтствіе и кто тотъ, который приноситъ мнѣ это привѣтствіе? Величественнѣе солнца сіяетъ и съ дѣвою бесѣдуетъ; съ неба сходитъ и рабу привѣтствуетъ; не облеченъ въ тѣло, но бесѣдуетъ человѣческимъ образомъ: на крыльяхъ летаетъ и произноситъ рѣчи. Чего онъ ищетъ на землѣ? Кажется мнѣ ангеломъ, но бесѣдуетъ какъ человѣкъ; отъ ангельскихъ воинствъ приходитъ и ко мнѣ направляетъ слово; имѣетъ лице свѣтлѣе молніи и одѣтъ въ одежду бѣлѣе снѣга; вижу юношу, не имѣющаго тѣла: попираетъ землю и не оставляетъ слѣдовъ; не обладаетъ языкомъ и говоритъ радуйся; не двигаетъ губами и возвѣщаетъ благодать. Не знаю, чтó мнѣ дѣлать. Ужасающее это видѣніе, поелику я не въ состояніи понять, кто посланъ. Какимъ образомъ я узнаю посылающаго? Если должно трепетать вѣстника, то насколько болѣе [должно трепетать] Того, Кто вѣстника послалъ! Если этотъ ослѣпляетъ своимъ блескомъ мое зрѣніе, то какимъ тѣломъ я покрою себя предъ солнцемъ правды? Если отъ раба я прихожу въ страхъ, то какъ рожду Господа?» Ангелъ сказалъ ей: не бойся, Марія! (Лук. 1, 30). Не змій бесѣдуетъ съ тобою. Не бойся, Марія! Я возвѣстилъ тебѣ таинство, но не научилъ лжи. Не бойся, Марія. Я обѣщаю тебѣ, что ты будешь Богородительницей, но не Богомъ. Не бойся, Марія! Я обѣщаю тебѣ благодать и въ заблужденіе тебя не ввожу. Не бойся, Марія! Не останавливайся въ нерѣшительности, какъ Ева; отъ нея смерть, отъ тебя жизнь; отъ нея плодъ смерти, отъ тебя жизнь жизни; отъ нея прельщеніе, отъ тебя истина; отъ нея отвращеніе людей отъ Бога, отъ тебя неизреченное возсоединеніе Бога и человѣка; отъ нея мракъ и преисподній сонъ, отъ тебя сіяющій свѣтильникъ міра; отъ нея проклятія, отъ тебя благословеніе; отъ нея приговоръ смерти, отъ тебя возстановленіе жизни тѣла; отъ нея сомнѣніе, отъ тебя вѣра; отъ нея плачъ, отъ тебя рѣка воды жизни; отъ нея пóты, отъ тебя отдохновеніе; отъ нея тернистая земля, отъ тебя божественный рай; отъ нея три раны, отъ тебя троякая жизнь; отъ нея умерщвленіе человѣка, отъ тебя Богъ — другъ человѣка; отъ нея истребленіе потопомъ, отъ тебя купель, раждающая въ вѣчность; отъ нея убійство, отъ тебя обновленіе человѣка; отъ нея смерть жизни, отъ тебя воскресеніе мертвыхъ; отъ нея ненависть двѣнадцати колѣнъ, отъ тебя братское единеніе двѣнадцати апостоловъ; отъ нея смерть, введенная въ міръ, отъ тебя погибель смерти; отъ нея паденіе, отъ Тебя возстаніе. Не бойся Марія, ты обрѣла благодать у Бога. Вотъ зачнешь во чревѣ сына (Лук. 1, 30-31) отъ Отца и родишь Того, кто старше Адама. Родишь Сына, возвышеннѣе небесъ; родишь Сына, высшаго херувимовъ; родишь Сына, равномощнаго Отцу; родишь Сына славою равнаго Святому Духу; родишь Сына, Которымъ все произошло (Іоан. 1, 2); родишь Сына, Котораго благословляютъ небеса и земля; родишь Сына, образа Котораго я не знаю; родишь Сына, въ присутствіи Котораго я съ трепетомъ предстою.
  4. Далѣе, исполнились дни родить Ей и родила Сына(Лук. 2, 6-7), Котораго не насадилъ отецъ; родила Сына, котораго не носила мать; родила колосъ, котораго не посѣяла рука; родила Творца, содѣлавшагося человѣкомъ; родила въ пещерѣ, и родившійся явился въ Персіи. Когда же Іисусъ родился въ Виѳлеемѣ іудейскомъ во дни Ирода царя, вотъ пришли въ Іерусалимъ волхвы въ востока, говоря: гдѣ родившійся Царь Іудейскій (Матѳ. 2, 1)? Гдѣ Тотъ, Который вмѣсто Себя послалъ путеводствующую звѣзду? Гдѣ Тотъ, Кто дивными лучами влечетъ насъ къ духовному свѣту? Гдѣ Тотъ, Кто безконечною Своею рукою основалъ міръ? Гдѣ Тотъ, Который, хотя всюду есть, въ тѣлѣ сокрывается? Гдѣ освободившій насъ отъ лжи лукаваго? Гдѣ направившій насъ къ благодати богопознанія? Гдѣ Тотъ, Который въ трехъ ангелахъ явился подлѣ дуба? Гдѣ Тотъ, Который купины не опалилъ и утробы не нарушилъ? Гдѣ Тотъ, Который отъ Отца неотдѣлимъ и въ матери неизъяснимъ? Гдѣ Тотъ, Который раздѣлилъ Красное море и однако Онъ же молоко ссетъ и на землѣ питается? Гдѣ Тотъ, Кто дракона связалъ и нынѣ пеленами повивается? Гдѣ Тотъ, Котораго ангелы не видятъ, но Котораго люди видятъ и Котораго благословляютъ, въ высочайшей степени благословенный Богъ, Которому слава во вѣки. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго. / пер. проф. Николая Сагарды. – Петроградъ: Типографія М. Меркушева, 1916. – С. 172-175.

 

 

Свт. Григорій Неокесарійскій (†ок. 266 г.)
Похвальное слово Пресвятой Богородицѣ и Приснодѣвѣ Маріи. Слово 2-е.

 

  1. Слово, на Которое люди не могутъ взирать, Котораго не могутъ изречь, Которое отъ вѣка сокрыто отъ родовъ, отъ Него происходящихъ, Которое единое безсмертно, обладаетъ вѣдѣніемъ жизни, неизвѣстное износитъ на свѣтъ, тайное открываетъ, — [это Слово] мы видимъ снисшедшимъ на землю, чтобы измѣнить проклятія рожденія въ благословеніе, умертвить смерть и просвѣтить твари. Отъ Маріи получаетъ начало таинство воплощенія, и Тотъ, Кто достоинъ безконечнаго поклоненія, названъ человѣкомъ Божіимъ.
  2. Онеизслѣдимое чудо! О таинство божественное, единое неизъяснимое! Божіе Слово, Божіе дѣйствіе, Господь неба и земли, сосущественное и содѣйственное Отцу въ твореніи, вѣчный Сынъ сходитъ въ земную утробу, въ которой, составивши непостижимымъ образомъ тѣло, содѣлался совершеннымъ человѣкомъ, рожденъ отъ жены, оставаясь, чѣмъ былъ, Сыномъ Божіимъ какъ Онъ и есть Богъ во вѣки. Во времени Онъ все принялъ на Себя, кромѣ грѣха: болѣзни тѣла, голодъ, жажду, утомленіе, скорби, все человѣческое, даже смерть, и тѣмъ не менѣе всегда живетъ и пребываетъ со Отцемъ, наслаждаясь честью своего Божества. Уничижая Себя или подвергая Себя смерти по образу человѣка, Онъ ни въ чемъ не былъ умаленъ, даже скорѣе возвышенъ, поелику потомъ подъ ноги Его положены враги Его (Псал. 109, 1). И о имени Іисуса преклоняется всякое колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ, и всякій языкъ исповѣдуетъ, что Господь есть Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца(Флп. 2, 10-11).
  3. Днесь сокровенное отъ вѣка таинство становится явнымъ. Безчестію и смерти положенъ конецъ, вселенная же начинаетъ (жить). Здѣсь престали Законъ и Пророки, поелику твари во Христѣ содѣлались новыми, какихъ ни глазъ не видѣлъ, ни ухо не слышало и не приходило на сердце человѣку(1 Кор. 2, 9). Здѣсь какъ изречемъ дивное, что превышаетъ языкъ? Изумленіе и страхъ удерживаютъ умъ, почему пораженное сердце размышляетъ, какимъ бы образомъ уста и языкъ могли изречь, что Господь есть Іисусъ Христосъ во славу Бога Отца и вмѣстѣ есть Искупитель матери своей и небесный престолъ.
  4. Острашное и трепетное (таинство)! Дочь того, кто зміемъ былъ обольщенъ, ради кого земля проклята, изъ-за кого смерть пожрала человѣка и вся природа, приведенная въ разстройство, погибла, — его (говорю) дочь сидитъ превыше херувимовъ, подлѣ Божества, будучи названа Матерью Божіей и Царицей небесной. Кто видѣлъ, кто слышалъ, чтобы таковое было возможно для человѣка слабаго и въ высшей степени несовершеннаго? Ибо грѣхомъ падшій (человѣкъ) былъ осужденъ, но Господь все можетъ. Чѣмъ мы нѣкогда, были, Онъ самъ создалъ. И, когда создалъ насъ, безсмертный Творецъ поставилъ насъ начальниками и владыками надъ тварями; а когда мы погибли, Онъ же Самъ снова великими и божественными знаменіями исцѣлилъ многихъ. Но Онъ снизошелъ и до этихъ крайнихъ дѣйствій, именно до рождества, до креста, до воскресенія; отсюда таинство его величія дивное, неизъяснимое, непостяжимое. Проклятыхъ Онъ благословилъ, мертвыхъ оживотворилъ и сдѣлалъ безсмертными, земное соединилъ съ небеснымъ, земныя естества настолько возвысилъ, что почти обожилъ ихъ и помѣстилъ одесную Отца, на престолѣ Божества. Но, такъ какъ все это шло противъ діавола, вслѣдствіе того, что, по зависти своей пораженный слѣпотою и приведенный къ безысходной и вѣчной погибели, онъ замышлялъ погубить родъ человѣческій и погубилъ; то Богъ, великій милосердіемъ, по безконечной любви, которою возлюбилъ насъ, снова обновилъ насъ неизреченнымъ образомъ; вслѣдствіе этого сатана упалъ въ тотъ самый ровъ, который своею неусыпною дѣятельностью ископалъ и устроилъ. Христосъ обратилъ скорби на голову діавола и на чело его сложилъ неправды его. Онъ есть тотъ, о которомъ Господь сказалъ: неугасимый огонь, уготованный діаволу и ангеламъ его(Матѳ. 25, 41).
  5. И теперь, о родъ человѣческій, что воздадимъ Господу за все это? Возвеличимъ корень всѣхъ благъ — святую Дѣву! Но есть ли такой, кто въ состояніи былъ бы въ умѣ своемъ обнять дивную славу, которой одна жена, Марія, найдена достойной на небѣ и на землѣ? Однако повторимъ то, что сказано въ законѣ, пророкахъ, апостолахъ и евангеліяхъ, воспѣвая съ церковію: Марія, высшая честь пророчества и людей! Марія, ѳиміамъ, принесенный Богу и Богу обрученная невѣста! Марія, обиталище Бога Слова, престолъ Вышняго, вознесенная среди всѣхъ тварей! Марія, овчарня, Богомъ основанная, лоза цвѣтущая! Марія, дверь затворенная, земля, Богомъ обитаемая, блаженствомъ одаренная на вѣки. Марія, сила міра, сила Сущаго и Матерь Христа! Марія, книга Божія, храмъ и источникъ! Марія, царица вышнихъ! Марія, вмѣстилище свѣта, свѣтильникъ сіяющій! Марія, таинство креста и начало мира! Марія, жизнь міра, Дѣва всесвятая! Марія, невѣста Отца, покой Сына, Духомъ очищенная! Марія, голосъ вѣстниковъ, образъ дивный! Марія, купина неопалимая, великая между тварями! Марія, за грѣхи ходатаица у Сына своего! Марія, ковчегъ золотой, нардъ благоуханный! Марія, знаменіе обновленія вѣрныхъ! Марія, елей, исполненный нарда! Марія, вѣнецъ церкви, стѣна необоримая! Марія, золотой сосудъ, полный манны! Марія, алавастръ пріятныхъ благоуханій! Марія, слава міра, труба твореній! Марія, хвалы и славы достойная! Марія, вѣстница святости и благодати! Марія, столпъ свидѣтельства между іудеями и язычниками! Марія, лѣстница небесная, по сказанному патріарху: Господь на мѣстѣ семъ(Быт. 28, 16)! Извѣстно слово, которое сказалъ Господь всѣхъ: многіе пророки и праведники желали видѣть то, что вы видите, и не видѣли, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Матѳ. 13, 17). Первый оргáнъ музыкальный, скала, источающая воду, скинія Моисеева, названная скиніей свидѣнія, всѣмъ украшенная, въ которой Святое Святыхъ и херувимы славы, свѣтлѣйшее украшеніе священства, въ которомъ откровенія! Теперь, если законъ былъ намъ дѣтоводителемъ ко Христу (Гал. 3, 24) и если законъ обладалъ образомъ будущихъ благъ (Евр. 10, 1), какъ говоритъ блаженный Павелъ, какимъ образомъ были бы повинными, на основаніи закона, Богомъ написаннаго и даннаго людямъ въ помощь и во спасеніе, мы, утверждающіе, что Святая Дѣва — вина всѣхъ благъ? Ибо что такое будущія блага, сѣнью которыхъ былъ законъ, если не вина всѣхъ благъ, херувимской чести достойная Марія?

О Дѣво всесвятая, Матерь Бога Слова, отъ которой возсіялъ свѣтъ Божества, Іисусъ Христосъ, Который есть Богъ во всѣхъ, Ему же слава со Отцемъ и всесвятымъ Духомъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго Григорія Чудотворца, епископа Неокесарійскаго. / пер. проф. Николая Сагарда. — Петроградъ: Типографія М. Меркушева, 1916. — С. 175-178.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *