Слово на Введение Пресвятой Богородицы во храм.

Нынѣ свѣтлое и преславное торжество. Нынѣ предуготовляется жилище прежде всѣхъ вѣковъ предопредѣленнаго и въ послѣднія времена имѣющаго открыться таинства. Нынѣ по обѣтованію рожденная отъ Іоакима и Анны приносится ими въ честный даръ Тому, Кто потомъ благоволилъ родиться отъ Нея. Нынѣ, какъ начало радости, вводится во храмъ трилѣтствующая, и дѣвы предшествуютъ Ей со свѣтильниками. Нынѣ, какъ даръ, вносится во святое святыхъ Та, Которая отъяла древнюю клятву. Нынѣ предвозвѣщенная пророками, въ сопровожденіи первосвященника и пророка Захаріи, восходитъ во святое святыхъ: куда онъ единожды въ годъ входилъ съ боязнію, тамъ Она деннонощно пребывала безбоязненно. Кто не подивится этому преславному чуду?.. Это — предъизображеніе Божія благоволенія, это — запечатлѣніе нашего обновленія. Это — измѣненіе терноносной жизни нашей и древняго изреченія: проклята земля въ дѣлѣхъ твоихъ; умножу печали твоя и воздыханія твоя (Быт. 3, 16-17). Итакъ, мы, вѣрные, празднуемъ всечестный праздникъ — свѣтлое торжество, озарившее міръ таинственнымъ Богопознаніемъ, уяснившее въ трехъ Лицахъ едино Божество, всемогущество Отца и Сына и Духа Святаго… Положивъ начало слову, касающемуся введенія во храмъ Дѣвы, мы, елико возможно, опишемъ въ подробностяхъ это событіе и раскроемъ исполненіе закона.

Іоакимъ, богатый и праведный среди двѣнадцати колѣнъ Израилевыхъ, принесъ дары свои Богу; но такъ какъ онъ былъ бездѣтенъ, то священники удалили его изъ храма, говоря: «не слѣдуетъ тебѣ принести ихъ Богу, поелику ты не имѣешь потомства во Израилѣ». Смущенный и одержимый скорбію Іоакимъ вышелъ изъ храма и на горѣ, въ уединеніи, молясь Богу, съ сокрушеннымъ сердцемъ взывалъ, говоря: «Ты, Господи Сердцевѣдче, Творче видимаго и невидимаго, простершій небо яко кожу (Псал. 103, 2), повелѣвшій облакамъ производить дождь и собравшій дуновенія вѣтровъ, наполнившій море родами рыбъ и сушу безсловесными, производящій травы по лицу земли и украшающій деревья соотвѣтственною красотою! Услышь меня, Благоутробный, умилосердись и дай мнѣ дитя, даруй мнѣ залогъ чадородія, да будутъ нѣми устны льстивыя, глаголющія на праведнаго беззаконіе, гордынею и уничиженіемъ (Псал. 30, 18-19)». Таковы были воззванія и стенанія скорбной души Іоакима… Что же Анна? Усмотрѣвъ уединенное мѣсто въ саду своемъ, она, какъ горлица пустынная, взывала къ Творцу и Создателю: «Господь Саваоѳъ, сѣдящій на херувимѣхъ (Дан. 3, 55) и славословимый отъ серафимовъ, — сотворившій рукою Твоею Адама и изъ ребра его создавшій жену, и сочетавшій двухъ во-едино (Быт. 3, 24), — Аврааму рабу твоему давшій сына Исаака, въ старости и безплодіи Сарры, и содѣлавшій его отцемъ множества народовъ, — одноименной и одноплеменной мнѣ Аннѣ даровавшій, по молитвѣ сына, прекраснѣйшаго отрока Самуила! Призри изъ дому святаго Твоего (Вар. 2, 16), Всевышній, и отыми отъ меня печаль безплодія, дабы рожденный отъ рабы Твоей отпрыскъ, мужескій-ли то, или женскій, я принесла Тебѣ въ даръ, какъ благовонную жертву, какъ чистое приношеніе, какъ перворожденное агня, какъ новаго Исаака». Когда Іоакимъ и Анна оба такъ взывали, явился имъ ангелъ Господень съ благовѣстіемъ о зачатіи Всесвятой и сказалъ: «Всевышній услышалъ вашу молитву и въ скоромъ времени вы родите Дщерь, блаженную изъ всѣхъ родовъ, избранную въ жилище Бога». Послѣ сего благовѣстія Іоакимъ сошелъ съ горы въ радости и веселіи сердца, и заматорѣвшая Анна, по прошествіи девяти мѣсяцевъ (какъ того требуетъ природа человѣческая), родила Пречистую Дѣву и Богоотроковицу Марію, Заступницу спасенія міра.

Когда непорочная Богоотроковица была рождена праведнымй Іоакимомъ и Анною, и обѣты ихъ имѣли исполниться, то можно было узрѣть богоразумную Анну веселящеюся и въ веселіи говорящею къ Дѣвѣ: «Кто сказалъ, что отъ меня произойдешь Ты, Дщерь, нареченная въ роды родовъ? Кто, на моей груди видя Тебя, млекомъ питаемую, не прославитъ Даровавшаго Тебя мнѣ — старой и бездѣтной? Кто, видя сосцы, не источавшіе млека, источающими, не возвеличитъ Источившаго воду жаждущему народу изъ краесѣкомой скалы? Но гряди, Дщерь, къ Тому, Кто даровалъ мнѣ Тебя; гряди, палата слова, ко храму Господа. Радость и веселіе міра, вниди въ радость Господа; насладись красотою Того, Кого въ скоромъ времени ты родишь, какъ человѣка. Блаженна я, что называюсь матерью такой Дочери. Сорадуйтесь мнѣ, колѣна Израилевы, въ томъ, что въ старости я стала матерью Той, Которая будетъ матерью Всевышняго. Дѣвы-свѣщеносицы! Изыдите предъ непорочною Дѣвою и Богоотроковицею. Воспойте Ей въ хвалѣ, бряцайте Ей на киѳарѣ, возвеличьте Ее на псалтири десятострунной. Давидъ Богоотецъ! восхвали происшедшую изъ твоего колѣна Дѣву, велегласно говоря: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и домъ отца твоего; и возжелаетъ царь доброты твоея (Псал. 44, 11-12)».

Сказавши это и подобное сему, Анна радостно послала впередъ трилѣтствующую Дѣву и Богородицу во храмъ Господень и, возсылая съ Іоакимомъ благодарственныя пѣсни и созывая лики дѣвъ свѣщеносицъ, приблизилась ко входу во святое святыхъ. Здѣсь честная двоица родителей радостно взывала къ Захаріи, какъ пророку и совершителю законнаго служенія: пріими, іерей, честную, непорочную. Пріими, пророкъ, кадильницу невещественнаго свѣта. Пріими, праведный, огнеобразную колесницу Всевышняго. Пріими зрѣлый виноградъ, который произраститъ вѣчно живущій гроздъ. Введи во внутреннѣйшее храма Господня и принеси вмѣсто святыни Ту, Которую Всевышній создалъ для Своего обитанія. Введи во святое святыхъ Ту, Которая скоро будетъ носить во чревѣ Невидимаго. Ублажи Ту, Которая содѣлаетъ всѣхъ смертныхъ блаженными. Возвеличь Ту, Которая явится богописанною книгою великихъ дѣлъ Божіихъ. Подыми Ту, Которая свободитъ насъ отъ клятвы праматери Евы. Встрѣть Ту, Которая своимъ рожденіемъ человѣколюбно соединила насъ съ Богомъ. Обыми Ту, Которая исторгнетъ насъ изъ объятій змія. Прореки о Той, Которая явилась исполненіемъ пророковъ и возглавіемъ благовѣстія Божія къ людямъ. Она — пища неиждиваемая, вино веселія, голубица чистая, небо одушевленное, свѣтильникъ многосвѣтлый, невѣста многовоспѣваемая, мать многохвальная, святая скинія, словесная агница, сокровище всеславное, гора усыренная, Божественное руно, градъ всечестный, мысленная завѣса, лѣствица къ небеси, святая палата, пиръ благости, бездна чудесъ, источникъ благъ, богатое святилище, многоименная и приснодѣвственная Богородица. Введи Ее во святое святыхъ, приведи Ее къ Царю, какъ многочестный даръ, восхвали Ее, какъ Царицу твари, устрой Ее, какъ палату Всецаря, воспрославь Ее, какъ надежнаго хранителя дѣвъ. Водвори въ рукотворенный храмъ Ту, Которая содѣлается одушевленнымъ храмомъ Слова, создавшаго вся»… Таковы были радостныя славословія Іоакима и Анны; таковы были восторженныя воззванія ихъ къ пророку Захаріи.

Послѣ сего Захарія, какъ пророкъ Божій, объятый Духомъ Святымъ, воскликнулъ: «о, непорочная Дѣво! о, святая Матерь! о, благословенная въ женахъ! Ты — свобожденіе Адамовой клятвы, Ты — исполненіе Евина долга. Ты — чистѣйшее приношеніе Авеля. Ты — непостыдная надежда Еноха. Ты — радованіе Еноха и преставленіе къ будущему животу. Ты — всесвѣтлое украшеніе царства и священства Мелхиседекова. Ты — покорное повиновеніе Авраама обѣтованію о дѣторожденіи. Ты — новая жертва и мысленное всесожженіе Исаака. Ты — начало восхожденія Іакова на лѣствицу. Ты — цѣломудріе Іосифа и низверженіе древней египтяныни, т. е. синагоги іудейской. Ты — терпѣливое возглавіе Іова въ напастяхъ и двойное воздаяніе ему имущества. Ты — богописанная книга Моѵсея законодателя. Ты — жезлъ Аарона прозябшій. Ты — дщерь Давида, рясны златыми одѣянная и преиспещренная (Псал. 44, 14). Ты — одръ Соломоновъ златотканный, окрестъ его же шестьдесятъ сильныхъ отъ сильныхъ израилевыхъ (Пѣсн. 3, 7). Ты — начало вознесенія Иліи на небо и уничтоженіе мысленной Іезавели. Ты — сугубое благословеніе милоти Елисея, коей онъ разсѣкъ потоки Іордановы и воду соленую содѣлалъ годною къ употребленію. Ты — спасеніе Іоны въ китѣ и покаяніе ниневитянъ и прощеніе независтное. Ты — зерцало пророковъ и исполненіе реченій ихъ. Тебя Іезекіиль преднарекъ вратами заключенными, чрезъ которыя никто изъ земнородныхъ никогда не проходилъ, кромѣ единаго Господа, Который и сохранитъ врата затворенными (Іез. 44, 1-3). Тебя Исаія громогласнѣйшій преднаписалъ жезломъ Іессея, изъ котораго произойдетъ цвѣтъ Христосъ и насадитъ поле Богопознанія, уничтоживъ совершенно насажденія порока (Ис. 11, 1). Тебя предвозвѣстилъ Іеремія, говоря: се дніе грядутъ, глаголетъ Господь, и завѣщаю дому Израилеву, и дому Іудину завѣтъ новъ, его же завещахъ отцамъ ихъ (Іер. 31. 31-32), — обозначая такъ явленіе Сына Твоего и призывая вѣрующихъ изъ язычниковъ къ славословію Бога до конецъ земли. Тебя и мужъ желаній Даніилъ (Дан. 10, 11) назвалъ горою великою (Дан. 11, 34-35), отъ которой отсѣчется краеугольный камень и разобьетъ изображеніе многовиднаго змія и развѣетъ. Тебя изобразили три отрока въ Вавилонѣ и, провидя духомъ страсть Сына Твоего, пребывали невредимо въ пещи, разженной седмерицею, и ликовали посреди огня, какъ въ чертогѣ. Тебя Аввакумъ именуетъ горою отъ Ѳемана, изъ которой взошли могущественные скиптры царскіе, въ которой сотрясутся селенія Еѳіопскія и кровы земли Мадіамской (Авв. 3, 3. 7). Прославляю Тебя — непорочную агницу. Славословлю Тебя облагодатствованную. Славлю Тебя явившуюся изъ всѣхъ родовъ невѣстою Бога. Воспѣваю Тебя, Которая скоро имѣешь явиться новымъ небомъ. Привожу Тебя, какъ сокровище чистое, въ храмъ Господень. Величаю Тебя новымъ завѣтомъ, въ коемъ написанный Мессія Христосъ уничтожитъ букву закона, положитъ начало благодати чрезъ крещеніе, ниспошлетъ сущимъ на землѣ Духа Святаго».

Украсивъ такими священными словами Дѣву Марію, пророкъ Божій возвелъ Ее во святилище и представилъ Богу. Родители Іоакимъ и Анна въ радости сердца пошли изъ храма. Марія же, прошедши годы дѣтства, въ одиночествѣ служила Создателю и, во храмѣ пребывая ежедневно, поведеніе мірское почитала какъ бы плетеніемъ паутиннымъ, — и достигая блаженства небеснаго, отрекалась богатства земнаго, — и каждодневно созерцая радость ангеловъ, стояла выше попеченій житейскихъ, — и видя непрестанно Духа Святаго, невидимо избѣгала множества худыхъ дѣлъ. Дѣва принимала пищу ангельскую чрезъ ангела и, служа Творцу храма, неба и земли, со благодареніемъ въ свободѣ духа говорила: «воспою Тебѣ, Всевышній, Создатель, за то, что Ты отъялъ поношеніе праматери Моей Евы и по неизреченному Твоему милосердію имѣешь ниспослать Единороднаго Твоего Сына на землю, дабы Онъ пожилъ съ человѣками! Чрезъ вмѣстилище Его я содѣлаюсь чистою и непорочною».

Идѣже умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Чрезъ жену мы пріяли смерть: чрезъ Жену намъ снова возвратится все. Чрезъ змія мы пріяли вкушеніе горькой снѣди: чрезъ нея же мы снова насытимся пищи безсмертія. Праматерь Ева родила Каина — началовождя зависти и порока: Единородный Сынъ Божій содѣлался перворожденнымъ жизни и воскресенія. О, дивное чудо! О, несказанная премудрость!.. Какъ же мы назовемъ Марію Дѣву? Небомъ: ибо Она вмѣстила въ Себѣ Творца неба и земли. Солнцемъ: ибо Она, свѣтлѣйшая солнца, родила Солнце правды. Луною: ибо Она, несравненная красота, родила плодъ красоты — Христа. Облакомъ: ибо Она носила на рукахъ Владычествующаго облаками. Свѣтильникомъ: ибо Она возжгла свѣтъ во тьмѣ и сѣни сѣдящимъ. Трономъ: ибо Она отъ Духа Святаго зачала Царствующаго невидимо на тронѣ Отеческомъ. Жемчугомъ: ибо Она смертнымъ уготовала многоцѣнный жемчугъ. Раемъ: ибо Она отверзла Едемъ осужденнымъ и вводитъ ихъ въ царствіе вѣчное. Горою: ибо Она безъ стоновъ вмѣстила Того, Кто повелѣваетъ горамъ дымиться (Псал. 103, 32). Землею: ибо Она безболѣзненно носила Того, Кто повелѣваетъ землѣ трястись. Трапезою: ибо Она матерински питала млекомъ Того, Кто ниспосылаетъ пищу намъ. Моремъ: ибо Она Своими устами цѣловала Того, Кто сочеталъ воды во едино… Преславная Дѣва Марія преестественно родила Бога и человѣка (вмѣстѣ); и мы цѣлуемъ честнóе изображеніе Ея, какъ Матери Того, Кто имѣлъ съ нами плоти Своей общеніе и изъ мертвыхъ воскресъ. Мы по достоинству покланяемся образу Родившей-Всесвятой: ибо Она, воистину, Свята, какъ неизреченно родившая Единаго Святаго (если Богъ повелѣлъ Аврааму принести трехлѣтнюю телицу ко очищенію душъ, то ужели предъизбранная отъ сложенія міра и принесенная во храмъ Творцу Дѣва, — ужели не была чистымъ приношеніемъ человѣческой природы)? Почто же вы, іудеи, не признали Богородицей Дѣвы, происшедшей изъ вашего колѣна, и не приняли превѣчнаго Сына, плотски рожденнаго отъ Дѣвы, и, такимъ образомъ, не воздали должной славы не только Ей, но и Рожденному отъ Нея?… Вы всему міру явили доказательства злобы вашей, согласно изреченному о васъ слову Спасителя: аминь, аминь глаголю вамъ: аще чада Авраамля бысте были, дѣла Авраамля бысте творили… Аще бо бысте вѣровали Моѵсеови, вѣровали бысте убо и Мнѣ: о Мнѣ бо той писа (Іоан. 8, 34. 39; 5, 46).

Мы же, народъ Божій, люди избранны (Тит. 2, 14), сонмъ православныхъ, чада благодати, празднуя введеніе Дѣвы во храмъ, душами чистыми и нескверными устами почтимъ сіе свѣтлое торжество, радостное для ангеловъ и достохвальное для человѣковъ, и «радуйся» — Гавріила со трепетомъ и радостію возопіимъ Всесвятой. Радуйся, благоволеніе Отчее, чрезъ которое въ концы земли явилось Богопознаніе! Радуйся, честное селеніе Сына! Радуйся, несказанное жилище Духа Святаго! Радуйся, святѣйшая херувимъ и славнѣйшая серафимъ! Радуйся, пророковъ преславная проповѣдь! Радуйся, апостоловъ всемірное оглашеніе! Радуйся, мучениковъ преславное исповѣданіе! Радуйся, патріарховъ многохвальное славословіе! Радуйся, святыхъ высшее украшеніе! Радуйся, святителей величайшее служеніе! Радуйся, грѣшниковъ нерушимое пристанище! Радуйся, плавающихъ преславный кормчій! Радуйся, болящихъ врачъ безмездный! Радуйся, умирающихъ воскресеніе надежное! Радуйся, матерей радость непорочная! Радуйся, старцевъ крѣпкій посохъ! Радуйся, юношей Божественная водительнице! Радуйся, младенцевъ свѣтлое охраненіе! Радуйся, всѣхъ подъ небомъ ходатаице! Радуйся, неба и земли всеславное торжество! Радуйся, обрадованная! Господь съ Тобою, сый прежде Тебя, изъ Тебя, и съ нами! Ему слава со Отцемъ и всесвятымъ и благимъ и животворящимъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь. 

Примѣчаніе:
[1] Въ сокращеніи и переложеніи на русскій языкъ. См. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, tom. XCVIII, col. 1481-1500.

Источникъ: Слово на Введеніе Пресвятыя Богородицы во храмъиже во святыхъ отца нашего Тарасія, Архіепископа Константинопольскаго. // Прибавленія къ Церковнымъ вѣдомостямъ, издаваемымъ при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе. № 46. — 15 ноября 1897 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1897. — С. 1671-1676. 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *