Выпуск № 113 от 18.11.2018. Еженедельная приходская газета.

СВЯТИТЕЛЬ ИОНА,  АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ (18 ноября)

Святитель Иона (в миру Иоанн) родился в Великом Новгороде, рано осиротел и воспитывался благочестивой вдовой, которая отдала отрока в научение грамоте диакону. Будущее архиерейство было предсказано Иоанну, в то время еще ребенку, юродивым преподобным Михаилом Клопским. Блаженный увидел на улице мальчика, который не играл с детьми, поднял его за волосы и воскликнул: «Иване… учи книгы прилежно, имаши бо великому граду сему архиепископ быти». Достигнув совершеннолетия, Иоанн принял постриг в Отенской пустыни, в 50-ти верстах от города, был игуменом этой обители, откуда новгородцы в 1458 году избрали его в архиепископы, после смерти святителя Евфимия.  Согласно Житию, архиепископ Иона в качестве главы новгородского правительства проводил политику мирных отношений с Москвой, также «и тверьстии, и литовьстии, и смоленьстии, и полотстии, и немецстии правители… тверду любовь имеяху к нему», благодаря чему поддерживались мирные отношения Великого Новгорода с соседями на всем протяжении его святительства. Точно так же и новгородцы не воздвигали между собой «усобныя брани». Московский митрополит святой Иона (1449–1461) был другом новгородского святителя и хотел видеть его своим преемником.  Архиепископ Иона построил первый на новгородской земле храм в честь Преподобного Сергия Радонежского (в 1463), не забыл он и Отенской пустыни, где на средства архиерея велось активное строительство. С 1462 года там перестраивался храм во имя Трех святителей, к которому была пристроена с юга каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи (святитель Иона особо почитал Крестителя Господня, в честь которого был наречен в крещении) с приделом преподобного Онуфрия Великого.  Заботясь о возрождении преданий новгородской церковной старины и духовном просвещении паствы, он вызвал в Новгород известного агиогрофа Пахомия Логофета, который написал, на основании местных источников, службы, похвальные слова и жития наиболее известных новгородских святых. Владычная летопись отмечает неоднократные чудесные события в Новгородской епархии в архиепископство Ионы: знамение у иконы Божией Матери в церкви Иоанна Предтечи; исцеление постельника великого князя Василия II при гробнице преподобного Варлаама Хутынского. В июне 1461 года, во время совершения святителем литургии, в церкви св. Иоанна Предтечи обрушился притвор, придавив множество людей, при этом, по молитвам Ионы, никто не погиб. В 1461 году, во время острого конфликта Пскова с Ливонским орденом, в который псковичи хотели втянуть Великий Новгород, святитель Иона повелел поститься всему городу, совершать молебны и крестные ходы к Знаменскому собору, где находилась икона Божией Матери «Знамение», и к другим храмам. Вскоре после этого в Новгород приехали послы от псковичей и «немець» и противостояние кончилось миром. Святитель Иона находился в особых отношениях с Соловецким в честь Преображения Господня монастырем, создание которого приходится на время его управления Новгородской кафедрой. По просьбе собравшейся на Соловках братии святитель благословил создание обители, поставил ее игуменом новгородского старца Павла и подписал антиминс для монастырского Преображенского храма. После того как, не вынеся трудностей, из монастыря уехали игумен Павел, затем игумен Феодосий, поставленный после Павла, архиепископ Иона по просьбе братии пригласил в Новгород преподобного Зосиму, где преподобный был рукоположен во иерея и назначен игуменом Соловецкого монастыря. На устройство монастыря святитель выделил серебро, золото, богослужебные сосуды и ризы. Житие содержит сообщение и о вторичном визите преподобного Зосимы к Новгородскому владыке, связанном с притеснениями, которые Соловецкий монастырь терпел от слуг новгородских бояр, желавших изгнать монахов с острова. Иона обещал содействие, созвал бояр и поведал им о монастырской беде. От всего Великого Новгорода Соловецкому монастырю была дана грамота, гарантирующая обители безопасность и неприкосновенность имущества. Преподобному Зосиме он выдал особую благословенную грамоту, по которой отдавал (вместе с мирскими властями Новгорода) во владение новой обители весь Соловецкий остров.  После многих трудов святитель, чувствуя приближение своей кончины, написал духовную, завещая похоронить тело его в Отенской обители. 5 ноября 1470 года, причастившись Святых Таин, святитель отошел ко Господу. Иона был погребен в дубовом гробу в выстроенной по его повелению церкви св. Иоанна Предтечи в Отенской пустыни. Гроб с телом святителя, покрыв досками, 40 дней не засыпали землей и ежедневно совершали панихиды. Святитель Иона был канонизирован к общерусскому почитанию на Соборе 1549 года.

Тропарь святителю Ионе глас 4

Исправление веры, и образ кротости, и якоже сад посреде рая, преподобными делы твоими мир просвещаеши, и сего ради к мощем твоим любовию прикасаемся и верно вопием: предстани в помощь воспевающим память твою светоносную, отче Ионо, и моли спастися душам нашим.

Кондак святителю Ионе глас 4

Свыше приял еси Божественную благодать ходатайствовати Богу и человеком, яко архиерей возношение вознося, и мир людем твоим снося, и обилие плодов, Ионо блаженне, ты бо еси Великаго Новаграда похвала и сущих о нем радость.

СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ (21 ноября)

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных – христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября – по старому). Существует бесчисленное множество ангелов, о чем неоднократно свидетельствует Священное Писание. Святитель Иоанн Златоуст убежден, что есть «мириады мириад ангелов, существуют и тысячи тысяч архангелов, престолы, господства, начала, власти, бесчисленные сонмы бестелесных сил и неисповедимые роды их». При сравнении количества людей и ангелов некоторые отцы Церкви прибегали к притче Спасителя об овцах (Лк. 15:3–7; Мф.18:12–14), из которой заключали, что 99 незаблудившихся овец символизируют собой количество ангелов, а одна заблудившаяся – количество людей. Что же нам известно о строении ангельского мира? В основе «гармонического» единства ангелов лежит иерархический принцип. Строй «небесной иерархии» подробно описан в «Ареопагитиках». Ангельская иерархия состоит из трех ликов, каждый лик имеет три чина: 1) серафимы, херувимы, престолы; 2) господства, силы, власти; 3) начала, архангелы, ангелы. Триадическое построение ангельского мира символизирует его совершенный порядок и гармонию. Все три триады находятся в жестком соподчинении, поэтому ангелы, занимающие в ней более низкое положение, могут общаться с Богом и получать от Него благодатные дары только посредством вышестоящих ангелов В «Ареопагитиках» подчеркивается символический характер иерархии духовного мира, ибо, «сколько чинов небесных существ, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, – в точности знает это один Бог, Виновник их иерархии». Символичны и имена небесной иерархии – они обозначают богоподобные свойства ангелов, входящих в каждую триаду. Высочайшим ликом ангельским являются серафимы (евр. — горящие, пламенеющие), они отличаются пламенной любовью к Богу и обладают светоносной силой, способной изгонять мрак греха и порождать ревность о славе Божией. О серафимах повествует нам пророк Исаия в 6-ой главе: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли серафимы, у каждого из них по шесть крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, свят, свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его». Второй чин старшего лика составляют херувимы, имя которых значит разумение или ведение. По этой причине их именуют многоочитыми. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростью, они другим изливают премудрость Божию. В Священном Писании во многих местах говорится о херувимах, например: «И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). Многократно говорится о херувимах в книге пророка Иезекииля: «И видно было у херувимов подобие рук человеческих под крыльями их. И видел я: вот четыре колеса подле херувимов, по одному колесу подле каждого херувима, и колеса по виду – как бы из камня топаза» (Иез. 10:8-9).

Третий чин старшего лика – престолы, называемые богоносными не существом, но служением, на которых Бог благодатно и непостижимо почивает. Через этот лик Бог являет Свое величие и правосудие. Перейдем теперь к среднему лику небесной иерархии. Старший чин его составляют господства, которые господствуют над низшими ангелами. Добровольно и радостно служа Богу, они сообщают и живущим на земле силу благоразумного владения собой и мудрого устроения себя; учат владеть чувствами, смирять бесчинные вожделения и страсти, плоть порабощать духу, господствовать над волей и побеждать искушения. Наименование ангелов силами означает сообщенное им непреоборимое мужество, которое отражается на всех их богоподобных действиях. Силы – носители образа Всесильного Бога, и им свойственно сообщать Божественную силу нижестоящим существам. Об этом чине возвещает нам апостол Петр, говоря, что восшедшему на небо Христу покорились ангелы, и власти, и силы. Власти посредством полученного ими могущества устрояют премирное духовное владычество и символически являют своим служением природу подлинной власти, которая выражается не в господстве, а в любви. Некоторые святые отцы полагают, что ангел-хранитель апостола Петра, выведший его из темницы, принадлежал к этому чину ангельскому. Имя входящих в низшую триаду ангелов – начала (начальства) – происходит от их обращенности к Безначальному Началу и их способности выражать Его в мировом строе начальствующих сил. Архангелы осуществляют в духовном мире невидимое водительство, хранят его единство и открывают людям тайны домостроительства Божия. Первое место среди них принадлежит архангелу Михаилу (евр. «кто как Бог»). В Библии он именуется «вождем (архистратигом) воинства Господня», т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…» (Откр. 12:7–9). В Книге пророка Даниила архангел Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла. Из Священного Писания известно еще одно имя архангела – Гавриил (евр. «муж Божий или сила Божия») – служитель Божественных таин. Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Крестителя и Деве Марии о зачатии и рождении Иисуса Христа. Имена четырех архангелов упоминаются в неканонических книгах Священного Писания: Рафаил («исцеление Божие»), Уриил («свет или огонь Божий»), Салафиил («молитва к Богу») и Иеремиил («высота Божия»). Два архангельских имени – Иегудиил («хвала Божия») и Варахиил («благословение Божие») – сохраняются в церковном Предании. Все эти архангелы совершают различные служения, особенности которых в основном отражены в их именах  Ангелы завершают строй небесной иерархии; через них Божественный благодатный свет нисходит на землю. Их отличает особая близость к людям – они преимущественно и посылаются в мир, в качестве наших ангелов-хранителей.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»

(22 ноября)

 

Чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница» – древняя и почитаемая икона Богородицы. Ее первообраз находится на Афоне, в монастыре Дохиар, на внешней стороне восточной стены трапезной, справа от входа. Икона представляет собой фреску, датируемую 1563 годом. Рядом с ликом Пресвятой Богородицы есть надпись: «Скороуслышительница, Врефократуса (Держащая Младенца), Страшное Предстательство». Свое имя, известное ныне всему православному миру, икона получила в 1664 году, когда от нее произошло чудо, о котором повествуется в монастырском сказании. В середине XVII века в Дохиарской обители подвизался монах Нил, исполнявший послушание трапезаря (повара). Каждый раз, спускаясь из кухни в подсобные помещения, он, чтобы лучше видеть, держал в руках зажженную лучину. По пути он проходил мимо большой иконы Богородицы, изображенной на внешней стене трапезной. Там по привычке и невниманию он прислонял лучину к стене рядом с иконой, и дым от лучины коптил на образ Богородицы. Однажды, он услышал, как какой-то голос говорит ему: «Монах, не чади мне на икону!». Нил поначалу испугался человеческого голоса, но решил, что это сказал кто-нибудь из братии и не обратил должного внимания на слова.  Прошло несколько дней, а он продолжал прислонять рядом с иконой свою лучину, которая сильно дымила. Внезапно он услышал громкий, словно раскат грома голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?» При этих словах трапезарий ослеп. Глубокое покаяние охватило его душу, и он искренно исповедовал свой грех неблагоговейного обращения с образом Божией Матери, признавая себя достойным такого наказания. Нил решил не отходить от иконы до тех пор, пока не получит прощение своих согрешений. Утром братия нашла его лежащим навзничь перед святым образом. После рассказа монаха о случившемся с ним иноки затеплили перед иконой неугасимую лампаду. Сам же провинившийся день и ночь молился и плакал, обращаясь к Богородице, так что вскоре его усердная молитва была услышана. Знакомый голос сказал ему: «Нил! Твоя молитва услышана, ты прощен, и зрение снова дается твоим очам. Объяви остальным отцам и братьям, подвизающимся в монастыре, что Я – Матерь Бога Слова и сей обители святых архангелов после Бога Покров и сильная Заступница, предопределенная для нее как непобедимая Правительница. И отныне пусть прибегают ко Мне монахи при любой нужде, Я быстро услышу их и всех с благоговением прибегающих ко Мне православных христиан, потому что Скоропослушницей именуюсь».  Слух о свершившемся пред иконой чуде быстро разошлась по всему Афону, привлекая множество иноков на поклонение святыне. Братия Дохиарской обители заложила вход в трапезную, чтобы таким образом оградить место, где находилась икона. В 1723 г. в честь иконы, прославившейся множеством чудес, монахи построили парекклисион (храм). Тогда же был избран особо благоговейный иеромонах (просмонарий) для безотлучного нахождения у иконы и совершения перед нею молебнов. Это послушание исполняется и поныне. Также вечером каждого вторника и четверга вся братия монастыря поет перед иконой умилительный канон Божией Матери, священник поминает на ектеньях всех православных христиан и молится о мире всего мира. Икона Божией Матери «Скоропослушница» особенно почитается в России благодаря многочисленным чудотворным спискам, самым известным из которых является образ, находящийся ныне в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

АПОСТОЛ

Братия, умоляю вас я, узник о Господе, поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. (Послание к Ефесянам св. ап. Павла 4:1–6)

ЕВАНГЕЛИЕ

В то время пришел к Иисусу человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем. (Евангелие от Луки 8:41-56)

Схиархимандрит Кирилл (Павлов). 

О воскрешении дочери Иаира и

исцелении кровоточивой жены

Дорогие во Христе братия и сестры, в сегодняшнем Евангелии мы слышали о воскрешении Господом умершей дочери Иаира, начальника иудейской синагоги, и об исцелении кровоточивой женщины, страдавшей своей болезнью двенадцать лет… Вот таково Евангелие, читанное сегодня. И прежде всего, дорогие братия и сестры, явно открывается из него учение о том, что несомненно будет воскресение мертвых, ибо Господь воскрешал усопших, как можем мы это видеть, более всего для того, чтобы показать, что Он есть воскресение и жизнь (Ин. 11:25). Следовательно, все мы должны бодренным сердцем и трезвенною мыслью проходить все время настоящей жизни в ожидании Всеобщего Воскресения и великого дня явления с Небес Господа Славы со всеми Ангелами Его во Второе и Страшное Пришествие Его. Другое же назидание для нас заключается в следующем: в каком бы кто положении ни находился, никогда не должен считать его безнадежным. Всякое уныние и отчаяние есть оскорбление величества Божия. Не две ли малые птицы, — говорит Спаситель, — продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц (Мф. 10:29-31). И устами Псалмопевца глаголет Господь: Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс. 49:15). Нет такой скорби, которой не мог бы уврачевать Всемогущий. Там-то преимущественно и открывается сила Его, где никакая другая сила не может спасти страдальца. Но, кроме того, из прочитанного ныне Евангелия открывается и та истина, что для получения небесной помощи необходима с нашей стороны вера. Спаситель изрек обетование, что верующему все возможно (см.: Мк. 9:23). Где Господь находил веру, там творил Он чудеса, а где не находил, там никаких чудес не совершал. Господь близок ко всем, но к Нему близки только те, кто имеет веру — твердую, живую. Мы потому-то иногда просим и не получаем, что просим, не имея веры. Помните же, дорогие, о том, что Господь близок к нам. Когда постигнут вас беды, несчастья, испытания, когда будет казаться, что все уже пропало, неоткуда и не от кого ждать помощи, вспомните тогда о том, что имеете Всесильного Заступника — Господа, обратитесь к Нему в это время с молитвой, прилепитесь к Нему всем своим сердцем — и услышите в своей душе благодатный голос: не бойся, только веруй, и узришь славу Божию (см.: Мк. 5:36; Ин. 11:40). И как похвалил Господь жену кровоточивую за веру ее, так ублажит Он и всякого верующего в Него и скажет ему: Дерзай чадо, вера твоя спасла тебя; иди с миром. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *