Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником

18 но­яб­ря 1917 го­да в хра­ме Хри­ста Спа­си­те­ля со­сто­я­лись вы­бо­ры пат­ри­ар­ха. По­сле ли­тур­гии ста­рец Алек­сий из Зо­си­мо­вой пу­сты­ни вы­нул жре­бий из ков­чеж­ца, сто­я­ще­го пред Вла­ди­мир­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. На жре­бии бы­ло на­пи­са­но: «Ти­хон, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский». В пе­ре­во­де с гре­че­ско­го имя Ти­хон озна­ча­ет — «судь­ба».

Про­зви­ще — «Пат­ри­арх»

У каж­дой эпо­хи — свои свя­тые. Но есть та­кие, без ко­то­рых са­ма эпо­ха не мо­жет быть по­ня­та. На­ча­ло ХХ ве­ка бы­ло уро­жай­но на вы­да­ю­щих­ся лю­дей, но и сре­ди них лич­ность свя­ти­те­ля Ти­хо­на вы­де­ля­ет­ся. Мо­жет быть, по­то­му, что мно­гие его совре­мен­ни­ки жи­ли и дей­ство­ва­ли с ка­ким-то над­ры­вом, фон­та­ни­руя энер­ги­ей, сло­ва­ми и же­ста­ми, а за­тем ко­леб­лясь и ис­ся­кая. От пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, на­обо­рот, буд­то ис­хо­дит свет — ров­ный, мяг­кий, но яр­кий и непре­рыв­ный. Бу­ду­щий пат­ри­арх — сын свя­щен­ни­ка Свя­то-Пре­об­ра­жен­ской церк­ви го­ро­да То­роп­ца Ва­си­лий Бел­ла­вин — при­над­ле­жал к то­му по­ко­ле­нию, ко­то­рое и пе­ре­вер­ну­ло жизнь ис­то­ри­че­ской Рос­сии. Это бы­ли те са­мые зна­ме­ни­тые «рус­ские маль­чи­ки», о ко­то­рых в свое вре­мя в «Бра­тьях Ка­ра­ма­зо­вых» пи­сал Фе­дор До­сто­ев­ский. Мно­гие из них, по­шед­шие в ре­во­лю­цию, по­доб­но свя­ти­те­лю вы­шли из свя­щен­ни­че­ских се­мей и се­ми­на­рий. Что удер­жа­ло его? Ро­ди­тель­ское вос­пи­та­ние? Здо­ро­вая и жи­вая ат­мо­сфе­ра То­роп­ца, про­цве­тав­ше­го уезд­но­го го­род­ка Псков­ской гу­бер­нии, где бу­ду­щий пат­ри­арх про­вел от­ро­че­ские го­ды? Так или ина­че, уже в юно­сти он поль­зо­вал­ся ува­же­ни­ем сверст­ни­ков, снис­кав в се­ми­на­рии по­ка­за­тель­ное про­зви­ще «Ар­хи­ерей». В ду­хов­ной ака­де­мии, ко­то­рую он окон­чил в чис­ле луч­ших, его уже ве­ли­ча­ли «Пат­ри­ар­хом».

Цель­ный по на­ту­ре, де­я­тель­ный, ум­ный, но не пре­воз­но­сив­ший­ся и про­стой в об­ще­нии, он слов­но был со­здан для пас­тыр­ско­го слу­же­ния. Но да­же те, кто да­ва­ли ему по­доб­ные про­зви­ща, не ве­да­ли, что мо­ло­дой пре­по­да­ва­тель бо­го­сло­вия и фран­цуз­ско­го язы­ка Псков­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии ре­шил из­брать для се­бя мо­на­ше­ский путь. Свое мо­на­ше­ское имя Ва­си­лий Бел­ла­вин по­лу­чил в честь ве­ли­ко­го свя­ти­те­ля XVIII сто­ле­тия — епи­ско­па Ти­хо­на За­дон­ско­го, пас­ты­ря, от­ли­чав­ше­го­ся ас­ке­тиз­мом и лю­бо­вью к сво­ей пастве. Бу­ду­щий пат­ри­арх хо­ро­шо от­да­вал се­бе от­чет, с ка­ки­ми тя­го­та­ми мо­жет быть свя­за­но его пред­на­зна­че­ние. Еще при ар­хи­ерей­ском на­ре­че­нии им бы­ли ска­за­ны сло­ва, в ко­то­рых от­ра­зил­ся весь его бу­ду­щий путь: «Ис­тин­ная жизнь епи­ско­па есть по­сто­ян­ное уми­ра­ние от за­бот, тру­дов и пе­ча­лей». Он вспо­ми­нал из­ре­че­ние апо­сто­ла, что си­ла Бо­жия «со­вер­ша­ет­ся в немо­щи» (2 Кор. 12: 9). Те же сло­ва Пи­са­ния бу­дут по­вто­ре­ны свя­ти­те­лем и по­сле вступ­ле­ния на пат­ри­ар­ший пре­стол.

Один в США

И в са­мом де­ле, путь слу­же­ния бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха про­стым не на­зо­вешь. С 1892 го­да он, то­гда еще мо­ло­дой иеро­мо­нах, слу­жил в Холм­ской и Вар­шав­ской епар­хии, тре­бо­вав­шей осо­бых мис­си­о­нер­ских уси­лий: ос­нов­ным ее на­се­ле­ни­ем бы­ли ка­то­ли­ки и уни­а­ты. Про­по­ведь сре­ди уни­а­тов на­дол­го ста­ла уде­лом свя­ти­те­ля, но не толь­ко в Поль­ше. Вско­ре по­сле хи­ро­то­нии мо­ло­дой епи­скоп, к боль­шо­му огор­че­нию сво­ей паст­вы, был пе­ре­ве­ден на Але­ут­скую ка­фед­ру, став та­ким об­ра­зом един­ствен­ным ар­хи­ере­ем Рус­ской Церк­ви в США. Ос­нов­ной за­да­чей епи­ско­па Ти­хо­на был пе­ре­вод в Пра­во­сла­вие уни­а­тов, эми­гран­тов-ру­си­нов. В от­ли­чие от Хол­ма здесь под­держ­ки го­судар­ствен­ной вла­сти ждать не при­хо­ди­лось. Мис­сия раз­ви­ва­лась в усло­ви­ях незна­ко­мо­го, куль­тур­но да­ле­ко­го и ма­те­ри­аль­но про­цве­та­ю­ще­го про­те­стант­ско­го боль­шин­ства. В Со­еди­нен­ных Шта­тах са­мо­дер­жав­ная Рос­сия вос­при­ни­ма­лась враж­деб­но, в Рус­ско-япон­ской войне аме­ри­кан­ское об­ще­ство со­чув­ство­ва­ло япон­цам и вос­тор­жен­но встре­ти­ло на­ча­ло в Рос­сии ре­во­лю­ции 1905 го­да. Но имен­но в этих об­сто­я­тель­ствах при епи­ско­пе Ти­хоне Але­ут­ская епар­хия не толь­ко быст­ро воз­рас­та­ла, но и ста­ла при­об­ре­тать зри­мые чер­ты са­мо­сто­я­тель­но­сти. Свя­ти­тель ос­но­вал и на­звал в честь сво­е­го небес­но­го по­кро­ви­те­ля пер­вый пра­во­слав­ный мо­на­стырь в Но­вом Све­те — Свя­то-Ти­хо­нов­ский. Его слу­же­ние в Аме­ри­ке за­вер­ши­лось со­зы­вом в 1907 го­ду в Нью-Йор­ке со­бо­ра, про­воз­гла­сив­ше­го со­зда­ние «Рус­ской Пра­во­слав­ной Гре­ко-Ка­фо­ли­че­ской Церк­ви в Се­вер­ной Аме­ри­ке под юрис­дик­ци­ей свя­щен­но­на­ча­лия от Церк­ви Рос­сий­ской».

Бо­лее вось­ми лет свя­ти­тель слу­жил в Аме­ри­ке. В раз­гар вой­ны с Япо­ни­ей и рус­ской ре­во­лю­ции с ам­во­на он го­во­рил сво­ей пастве: «Мы учим и бу­дем учить о под­чи­не­нии вся­кой вла­сти (да­же и рес­пуб­ли­кан­ской, на­род­ной), ибо власть от Бо­га; но мы не оби­ну­ясь утвер­жда­ем, что са­мо­дер­жа­вие наи­бо­лее от­ве­ча­ет идее вер­хов­ной вла­сти и строю рус­ско­го го­су­дар­ства, свя­зан­но­му с ду­хов­ны­ми, бы­то­вы­ми, пле­мен­ны­ми, гео­гра­фи­че­ски­ми и дру­ги­ми усло­ви­я­ми». Бу­ду­щий Пат­ри­арх от­вер­гал об­ви­не­ния рус­ско­го са­мо­дер­жа­вия в дес­по­тиз­ме и утвер­ждал, что оно ос­но­ва­но на люб­ви под­дан­ных к сво­е­му ца­рю. Свя­ти­тель так­же от­ри­цал мне­ние о том, что имен­но са­мо­дер­жав­ная власть при­во­дит к все­вла­стию бю­ро­кра­тии: «Но спро­сим, где же это­го не бы­ва­ет? Пусть нам ука­жут та­кую бла­жен­ную стра­ну! Мы, вот, жи­вем в го­су­дар­стве, где на­род сам управ­ля­ет и сам вы­би­ра­ет сво­их чи­нов­ни­ков. А все­гда они на вы­со­те? И раз­ве здесь не бы­ва­ет круп­ных зло­упо­треб­ле­ний? <…> На бю­ро­кра­тию те­перь осо­бен­но на­па­да­ют, хо­тя горь­кий ис­то­ри­че­ский опыт по­ка­зы­ва­ет, что по­ри­ца­те­ли бю­ро­кра­тии, как ско­ро по­лу­ча­ют власть в свои ру­ки, пре­вра­ща­ют­ся в тех же бю­ро­кра­тов, ино­гда да­же и гор­ших». Вла­ды­ка при­звал не счи­тать на­ро­до­пра­вие и вы­бо­ры неким без­услов­ным спа­си­тель­ным иде­а­лом. За де­сять лет до фев­ра­ля 1917 го­да он пре­ду­пре­ждал: «Про­из­во­дить опы­ты по пе­ре­мене го­судар­ствен­но­го строя де­ло да­ле­ко не шу­точ­ное: оно мо­жет по­ко­ле­бать са­мые ос­но­вы го­су­дар­ства вме­сто то­го, чтобы по­мочь де­лу и ис­пра­вить неко­то­рые недо­че­ты. Име­яй уши слы­ша­ти, да слы­шит!».

На­ка­нуне ре­во­лю­ции

Ко­гда вес­ной 1907 го­да ар­хи­епи­скоп Ти­хон вер­нул­ся в Рос­сию, по­лу­чив Яро­слав­скую ка­фед­ру, он при­е­хал буд­то бы в дру­гую стра­ну. Ре­во­лю­ция еще не за­вер­ши­лась, Го­судар­ствен­ная ду­ма с ее ра­ди­каль­ным боль­шин­ством рез­ко кри­ти­ко­ва­ла го­судар­ствен­ную власть, осво­бо­див­ши­е­ся от цен­зу­ры га­зе­ты и вы­шед­шие из под­по­лья пар­тии вы­ра­жа­ли пар­ла­мен­та­ри­ям свою го­ря­чую под­держ­ку, стра­ну за­хлест­ну­ла вол­на тер­ро­ра. Яро­славль был за­жи­точ­ным, шум­ным и весь­ма оп­по­зи­ци­он­но на­стро­ен­ным го­ро­дом. Гу­бер­на­тор­ская власть, на­обо­рот, ста­ра­лась про­явить по­каз­ную твер­дость, на этой поч­ве да­же всту­пая в кон­фликт с пра­ви­тель­ством. Зна­че­ние ар­хи­ерея в та­ких усло­ви­ях бы­ло осо­бен­но ве­ли­ко: нуж­но бы­ло уми­рять стра­сти, ве­сти внут­рен­нюю мис­сию.

За го­ды сво­е­го пре­бы­ва­ния в Яро­слав­ле свя­ти­тель Ти­хон стал в епар­хии лю­би­мым пас­ты­рем. Нет ни­че­го уди­ви­тель­но­го в из­бра­нии его по­чет­ным пред­се­да­те­лем гу­берн­ско­го от­де­ла Со­ю­за рус­ско­го на­ро­да. Сто­ит вспом­нить, что в Со­ю­зе рус­ско­го на­ро­да со­сто­ял и свя­той пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский. Имен­но в это вре­мя бу­ду­щий пат­ри­арх встре­чал­ся с крон­штадт­ским пас­ты­рем и по­лу­чил от него про­ро­че­ство о сво­ем все­рос­сий­ском по­при­ще.

Пе­ред са­мым на­ча­лом Пер­вой ми­ро­вой вой­ны ар­хи­епи­скоп Ти­хон по­лу­чил на­зна­че­ние на Ви­лен­скую ка­фед­ру, но уже через пол­то­ра го­да с осталь­ны­ми бе­жен­ца­ми вы­нуж­ден был по­ки­нуть но­вое ме­сто сво­е­го слу­же­ния. По­мощь фрон­ту ста­ла его ос­нов­ной за­бо­той. Од­на­ко вско­ре бу­ду­ще­го пат­ри­ар­ха жда­ло на­зна­че­ние в со­став Свя­то­го си­но­да. Так к на­ча­лу но­вой ре­во­лю­ции свя­ти­тель ока­зал­ся в гу­ще по­ли­ти­че­ской жиз­ни стра­ны. Вме­сте с про­чи­ми чле­на­ми Си­но­да ар­хи­епи­скоп Ти­хон 9 мар­та 1917 го­да под­пи­сал зна­ме­ни­тое воз­зва­ние, свя­зан­ное с па­де­ни­ем мо­нар­хии. Бла­го­сло­ве­ние Бо­жие при­зы­ва­лось на Рос­сию в «тяж­кую ис­то­ри­че­скую ми­ну­ту», а са­ма стра­на долж­на бы­ла явить свое един­ство во имя по­бе­ды в войне и бу­ду­ще­го го­судар­ствен­но­го устро­е­ния. Ос­нов­ное на­стро­е­ние воз­зва­ния со­от­вет­ство­ва­ло то­му, ко­то­рое со­дер­жа­лось в опуб­ли­ко­ван­ном несколь­ки­ми дня­ми ра­нее тек­сте от­ре­че­ния им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая II.

Са­мый доб­рый кан­ди­дат

Фев­раль 1917 го­да об­ру­шил­ся на стра­ну без­гра­нич­ны­ми сво­бо­да­ми, но епи­ско­пат, ко­то­рый но­вая ре­во­лю­ци­он­ная власть рас­це­ни­ва­ла как оплот «рас­пу­тин­ства», они не за­тро­ну­ли. Ре­во­лю­ци­он­ное пра­ви­тель­ство взя­ло курс на бу­ду­щее «от­де­ле­ние Церк­ви от го­су­дар­ства», но на де­ле лишь осу­ществ­ля­ло го­судар­ствен­ное на­си­лие над Цер­ко­вью. Но­вое пра­ви­тель­ство рас­смат­ри­ва­ло гря­ду­щий По­мест­ный со­бор Рус­ской Церк­ви как цер­ков­ное Учре­ди­тель­ное со­бра­ние, ко­то­рое долж­но бы­ло пе­ре­стро­ить ее на про­те­стант­ский лад. Но это­го не слу­чи­лось. Со­бор во­шел в ис­то­рию преж­де все­го тем, что из­брал на Пат­ри­ар­ший пре­стол свя­ти­те­ля Ти­хо­на. Про него, пред­се­да­тель­ство­вав­ше­го на Со­бо­ре, его участ­ни­ки го­во­ри­ли, что он был «са­мым доб­рым» из всех вы­дви­ну­тых кан­ди­да­тов. И имен­но ему — пас­ты­рю доб­ро­му — суж­де­но бы­ло воз­гла­вить Рус­скую Цер­ковь в пер­вые дни уста­нов­ле­ния но­вой — от­нюдь не доб­рой — вла­сти. При при­ня­тии жез­ла свя­ти­те­ля Пет­ра, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, из­бран­ный пат­ри­арх ска­зал: «Прав­да, пат­ри­ар­ше­ство вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся на Ру­си в гроз­ные дни, сре­ди бурь, раз­ди­ра­ю­щих го­ры и со­кру­ша­ю­щих ска­лы, сре­ди ог­ня и ору­дий­ной смер­то­нос­ной паль­бы. Ве­ро­ят­но, и са­мо оно при­нуж­де­но бу­дет не раз при­бе­гать к ме­рам пре­ще­ния для вра­зум­ле­ния непо­кор­ных и для вос­ста­нов­ле­ния по­ряд­ка цер­ков­но­го. Но как в древ­но­сти про­ро­ку Илии явил­ся Гос­подь не в бу­ре, не в тру­се, не в огне, а в про­хла­де, в ве­я­нии ти­хо­го ве­тер­ка, так и ныне на на­ши ма­ло­душ­ные уко­ры: “Гос­по­ди, сы­ны Рос­сий­ские оста­ви­ли за­вет Твой, раз­ру­ши­ли Твои жерт­вен­ни­ки, стре­ля­ли по хра­мам и Кремлев­ским свя­ты­ням, из­би­ва­ли свя­щен­ни­ков Тво­их” — слы­шит­ся ти­хое ве­я­ние сло­вес Бо­жи­их: “Еще семь ты­сяч му­жей не пре­кло­ни­ли ко­лен пред совре­мен­ным ва­а­лом и не из­ме­ни­ли Бо­гу ис­тин­но­му” (3 Цар. 19: 10-12, 14, 18)».

Ана­фе­ма

А да­лее крот­ко­му пас­ты­рю пред­сто­я­ло ду­хов­ное про­ти­во­сто­я­ние раз­лив­ше­му­ся по стране от­кры­то­му злу. 19 ян­ва­ря 1918 го­да тво­ря­щие без­за­ко­ния бы­ли пре­да­ны свя­ти­те­лем ана­фе­ме: «Опом­ни­тесь, безум­цы, пре­кра­ти­те ва­ши кро­ва­вые рас­пра­вы. Ведь то, что тво­ри­те вы, не толь­ко же­сто­кое де­ло: это — по­ис­ти­не де­ло са­та­нин­ское, за ко­то­рое под­ле­жи­те вы ог­ню ге­ен­ны в жиз­ни бу­ду­щей — за­гроб­ной и страш­но­му про­кля­тию потом­ства в жиз­ни на­сто­я­щей — зем­ной. Вла­стью, дан­ной Нам от Бо­га, за­пре­ща­ем вам при­сту­пать к Тай­нам Хри­сто­вым, ана­фем­ству­ем вас, ес­ли толь­ко вы но­си­те еще име­на хри­сти­ан­ские и хо­тя по рож­де­нию сво­е­му при­над­ле­жи­те к церк­ви Пра­во­слав­ной. За­кли­на­ем и всех вас, вер­ных чад Пра­во­слав­ной церк­ви Хри­сто­вой, не всту­пать с та­ко­вы­ми из­вер­га­ми ро­да че­ло­ве­че­ско­го в ка­кое-ли­бо об­ще­ние». В го­дов­щи­ну без­бож­ной вла­сти пат­ри­арх об­ра­тил­ся к со­вет­ско­му пра­ви­тель­ству с при­зы­вом опом­нить­ся: «Не На­ше де­ло су­дить о зем­ной вла­сти, вся­кая власть, от Бо­га до­пу­щен­ная, при­влек­ла бы на се­бя На­ше бла­го­сло­ве­ние, ес­ли бы она во­ис­ти­ну яви­лась “Бо­жи­им слу­гой” на бла­го под­чи­нен­ных и бы­ла “страш­ная не для доб­рых дел, а для злых” (Рим. 13: 3). Ныне же к вам, упо­треб­ля­ю­щим власть на пре­сле­до­ва­ние ближ­них, ис­треб­ле­ние невин­ных, про­сти­ра­ем Мы На­ше сло­во уве­ща­ния: от­празд­нуй­те го­дов­щи­ну сво­е­го пре­бы­ва­ния у вла­сти осво­бож­де­ни­ем за­клю­чен­ных, пре­кра­ще­ни­ем кро­во­про­ли­тия, на­си­лия, ра­зо­ре­ния, стес­не­ния ве­ры; об­ра­ти­тесь не к раз­ру­ше­нию, а к устро­е­нию по­ряд­ка и за­кон­но­сти, дай­те на­ро­ду же­лан­ный и за­слу­жен­ный им от­дых от меж­до­усоб­ной бра­ни. А ина­че взы­щет­ся от вас вся­кая кровь пра­вед­ная, ва­ми про­ли­ва­е­мая (см. Лк. 11: 51), и от ме­ча по­гиб­не­те са­ми вы, взяв­шие меч (см. Мф. 26: 52)».

«Пусть по­гибнет имя мое в ис­то­рии»

В ап­ре­ле 1919 го­да в пись­ме Ле­ни­ну по по­во­ду осквер­не­ния со­вет­ской вла­стью цер­ков­ных свя­тынь пат­ри­арх пи­сал о хри­сти­ан­ском дол­ге «стать на за­щи­ту по­ру­га­е­мой свя­ты­ни», по­сколь­ку «долж­но по­ви­но­вать­ся бо­лее Бо­гу, неже­ли че­ло­ве­кам» (Де­ян. 5: 29). Од­на­ко свя­ти­тель об­ра­щал­ся к пастве с при­зы­вом не мстить за на­си­лия, тво­ри­мые ре­жи­мом. В го­лод­ный 1922 год он бла­го­сло­вил жерт­во­вать на нуж­ды го­ло­да­ю­щих цер­ков­ное иму­ще­ство, кро­ме свя­щен­ных пред­ме­тов. Свя­ти­тель Ти­хон не при­зна­вал со­вет­скую власть, но од­новре­мен­но не бла­го­слов­лял ни­ка­кие си­ло­вые ак­ции про­тив нее и осуж­дал меж­до­усо­бия. Несмот­ря на при­зы­вы, он при­нял ре­ше­ние не по­ки­дать сво­е­го ка­фед­раль­но­го гра­да и остал­ся вме­сте со сво­ей все­рос­сий­ской паст­вой. Кро­ме то­го, еще в 1918 го­ду пат­ри­ар­ху был за­пре­щен вы­езд из Моск­вы, по­сколь­ку его по­езд­ки все­гда со­про­вож­да­лись боль­шим во­оду­шев­ле­ни­ем паст­вы. В 1922 го­ду по­сле­до­вал арест свя­ти­те­ля, за­тем власть по­пы­та­лась рас­ко­лоть Цер­ковь пу­тем ин­спи­ри­ро­ва­ния «об­нов­лен­че­ства». Вла­сти пла­ни­ро­ва­ли по­ка­за­тель­ную рас­пра­ву над пат­ри­ар­хом, но все же не ре­ши­лись на нее, опа­са­ясь гром­ко­го меж­ду­на­род­но­го ре­зо­нан­са.

16 июня 1923 го­да по тре­бо­ва­нию вла­сти свя­ти­тель Ти­хон под­пи­сал «по­ка­ян­ное» за­яв­ле­ние в Вер­хов­ный суд РСФСР, в ко­то­ром при­зна­вал со­вет­скую власть и про­сил осво­бо­дить его из-под аре­ста. Лишь те­перь Рус­ская Цер­ковь на­ча­ла мо­лить­ся за но­вое го­су­дар­ство. Это ре­ше­ние бы­ло не из лег­ких, но в тех об­сто­я­тель­ствах его нуж­но бы­ло при­нять. От­кры­тая граж­дан­ская вой­на за­кон­чи­лась. Но­вая бо­го­бор­че­ская власть окреп­ла. Она не пе­ре­ста­ва­ла быть кро­ва­вой и ти­ра­ни­че­ской, но из раз­бой­ни­чье­го вер­те­па пре­вра­ща­лась в го­су­дар­ство — и этот факт необ­хо­ди­мо бы­ло при­знать. «Пусть по­гибнет имя мое в ис­то­рии, толь­ко бы Церк­ви бы­ла поль­за», — го­во­рил пат­ри­арх.

В тро­па­ре свя­ти­те­лю Ти­хо­ну о нем по­ет­ся: «…Во сми­ре­нии ве­ли­чие, в про­сто­те и кро­то­сти си­лу Бо­жию яв­ляя…» Го­во­рит­ся и о глав­ной его за­слу­ге: «…Цер­ковь Рус­скую в ти­шине со­блю­ди…» Имен­но через та­ко­го че­ло­ве­ка, ис­пол­нен­но­го тер­пе­ния и сми­ре­ния, Бог со­хра­нил свою рос­сий­скую паст­ву. Как со­хра­нил ее в на­ча­ле XVII сто­ле­тия мо­лит­ва­ми свя­ти­те­лей Иова и Гер­мо­ге­на, пред­ше­ствен­ни­ков пат­ри­ар­ха Ти­хо­на на мос­ков­ском пат­ри­ар­шем пре­сто­ле.

Пат­ри­арх пре­ста­вил­ся на Бла­го­ве­ще­ние 1925 го­да, да­руя сво­им ча­дам на­деж­ду на бу­ду­щее вос­кре­се­ние Рус­ской зем­ли. Эта на­деж­да ожи­ла с ка­но­ни­за­ци­ей свя­ти­те­ля в 1989 го­ду и чу­дес­ным об­ре­те­ни­ем его свя­тых мо­щей в 1991-м.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *