Сказаніе объ Усѣкновеніи главы святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна.

Сказаніе объ Усѣкновеніи главы святаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна.

Святому Іоанну, Предтечѣ Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, подобало предварить смертію своею, какъ рожденіе Господа, такъ и смерть Его; и, подобно тому, какъ на землѣ онъ проповѣдалъ о пришествіи Господа, сказавъ: грядетъ Крѣплій мене во слѣдъ мене (Марк. 1, 7): такъ и находившимся въ аду душамъ праотцевъ святыхъ онъ долженъ былъ проповѣдать пришествіе Господа; ибо Предтеча Іоаннъ долженъ былъ сказать здѣсь, что уже явился ожидаемый въ мірѣ Мессія. И подобно тому, какъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ пострадалъ за грѣхи людскіе, такъ и Предтеча Его предполучилъ страдальческую смерть по причинѣ беззаконія Иродова. Случилось же сіе такъ:

Иродъ, называемый Антипой, сынъ старѣйшаго Ирода, избившаго младенцевъ виѳлеемскихъ, — злая отрасль отъ злого корня, имѣвшій въ своей власти Галилею, первоначально женился на дочери Ареѳы, царя аравійскаго; онъ прожилъ съ нею немало времени. Но потомъ, будучи плѣненъ красотою Иродіады, жены Филиппа, брата своего, сблизился съ нею, ибо она соизволяла похоти его; по требованію сей любодѣйцы, онъ прогналъ отъ себя первую законную жену свою и женился на женѣ брата своего, противно закону; ибо если бы и умеръ братъ его, онъ не могъ бы взять его жены, такъ какъ оставалась бы въ живыхъ дочь брата, рожденная отъ той жены; законъ же повелѣвалъ брать жену умершаго брата (вдову) только тогда, когда умершій братъ не оставлялъ послѣ себя дѣтей [1]. Достовѣрно сообщаютъ, что Иродъ отнялъ жену у Филиппа, брата своего, еще тогда, когда онъ былъ живъ; такимъ образомъ онъ сотворилъ великое беззаконіе, какъ хищникъ, прелюбодѣй и кровосмѣситель.

Видя такое беззаконіе, учиненное Иродомъ, ревнитель закона Божія, обличитель грѣховъ человѣческихъ и проповѣдникъ покаянія, — святый Іоаннъ Креститель не умолчалъ, но предъ лицемъ всѣхъ обличалъ Ирода, какъ прелюбодѣя и грабителя, отнявшаго жену у брата своего, и говорилъ ему:

— «Не должно тебѣ имѣть жену Филиппа, брата твоего».

Иродъ же, не вынося обличенія, приказалъ заключить Іоанна въ темницу, обложивъ его оковами; особенно гнѣвалась на святаго жена Ирода, Иродіада, и весьма желала смерти его, но не могла его умертвить, ибо самъ Иродъ оберегалъ узника отъ убійственнаго намѣренія жены своей. Иродъ считалъ Іоанна мужемъ праведнымъ и святымъ; ранѣе онъ со сладостію слушалъ его и, внимая словамъ его, творилъ много добра; посему Иродъ боялся отдать Іоанна на смерть. Однако онъ боялся не столько Бога, сколько людей, какъ говоритъ евангелистъ Матѳей: хотя его убити, убояся народа, зане яко пророка его имѣяху (Матѳ. 14, 5); Иродъ боялся, какъ бы народъ не возсталъ на него и не поднялъ мятежа; по сей-то причинѣ онъ не осмѣливался предать явно на смерть пророка и Крестителя Господня, всѣми любимаго и почитаемаго, но только томилъ его въ темничномъ заключеніи, желая заградить неумолкавшія уста своего обличителя.

Святый Іоаннъ въ темницѣ пробылъ долгое время; его ученики собирались къ нему; Іоаннъ часто поучалъ ихъ добродѣтельной жизни, согласно закону Божію, и возвѣщалъ имъ объ уже пришедшемъ въ міръ Мессіи, къ Коему онъ и посылалъ ихъ, какъ объ этомъ сказано и въ Евангеліи: Іоаннъ же слышавъ во узилищи дѣла Христова, посла два отъ ученикъ своихъ вопросити его: Ты ли еси Грядый, или инаго чаемъ? (Іоан. 11, 2-3) Онъ посылалъ вопросить не потому, что самъ не зналъ; ибо какъ онъ могъ не знать Того, Кого самъ крестилъ и надъ Кѣмъ онъ видѣлъ Духа Святаго, сошедшаго съ небесъ, относительно Котораго слышалъ и голосъ Отца, свидѣтельствовавшаго, и на Котораго, наконецъ, самъ указывалъ перстомъ, говоря:

— Се Агнецъ Божій! (Іоан. 1, 36)

Іоаннъ посылалъ учениковъ своихъ вопросить Господа для того, чтобы ученики его своими очами увидѣли славныя чудеса, которыя творилъ Господь и дабы окончательно убѣдились въ томъ, что Онъ (Іисусъ Христосъ) пришелъ спасти родъ человѣческій.

Спустя нѣкоторое время наступилъ день, въ который Иродъ имѣлъ обыкновеніе совершать празднованіе своего рожденія. Собравъ всѣхъ князей своихъ, воеводъ, старѣйшинъ и тетрарховъ [2] Галилеи, Иродъ устроилъ для нихъ великое пиршество (Марк. 6, 21). Во время этого пиршества дочь Иродіады плясала и своею пляскою весьма угодила Ироду и возлежавшимъ вмѣстѣ съ нимъ: по наученію своей жестокой матери она попросила у Ирода главу святаго Іоанна Крестителя и получила просимое, ибо Иродъ поклялся ей дать все, чтó бы она ни попросила, хотя бы даже полцарства его. Окаянный не пожелалъ нарушить клятву свою, не пожелалъ огорчить мерзкую мать плясавицы, но забылъ о томъ страхѣ, въ силу котораго онъ не рѣшался до сихъ поръ умертвить Іоанна, забылъ также и о святой жизни его и, какъ упившійся виномъ, распалился намѣреніемъ пролить кровь неповинную. И тотчасъ онъ послалъ палача въ темницу, приказавъ усѣчь главу Іоанна и принести ее на блюдѣ.

Такимъ образомъ Предтеча Христовъ, за обличеніе беззаконнаго сожительства Ирода съ Иродіадою, былъ усѣченъ въ темницѣ, уже поздно ночью; ибо то мерзостное пиршество святымъ евангелистомъ Маркомъ названо вечерію: вечерю (говоритъ евангелистъ) творяше княземъ своимъ (Марк. 6, 21); эта вечеря затянулась далеко за полночь, и когда всѣ уже сильно упились виномъ и достаточное время утѣшались пляскою упомянутой безстыдной дѣвицы, тогда-то и было учинено то неправедное убійство. И принесена была глава святаго Іоанна на блюдѣ посреди пиршества, причемъ кровь еще капала и (какъ сообщаютъ нѣкоторые) глава изрекала тѣ же обличительныя слова и послѣ усѣченія, сказавъ Ироду:

— Не дóлжно тебѣ имѣть жену Филиппа, брата твоего.

О, сколь великій страхъ объялъ тогда всѣхъ, возлежавшихъ и предстоявшихъ на вечери той, когда всѣ увидѣли человѣческую голову, какъ пищу, носимою на блюдѣ, источавшею кровь, и, кромѣ того, движущею устами и изрекавшею слова; и сію главу плясавица взяла дерзкими руками своими и отнесла къ матери своей. Иродіада же, взявъ ее, проколола иглою языкъ, обличавшій беззаконія ея; посмѣявшись достаточное время, Иродіада не позволила похоронить главу Іоанна вмѣстѣ съ тѣломъ, ибо боялась, какъ бы Іоаннъ не воскресъ, если глава его будетъ присоединена къ тѣлу, и тогда не началъ бы снова обличать ее и Ирода. Тѣло святаго Предтечи ученики его въ ту же ночь взяли изъ темницы и похоронили въ Севастіи; главу же Крестителя Иродіада закопала въ землѣ, у себя во дворцѣ, на нѣкоемъ безчестномъ и потаенномъ мѣстѣ. Относительно того, какимъ образомъ оттуда была взята глава Крестителя, написано подъ двадцать четвертымъ числомъ февраля, когда празднуется Обрѣтеніе сей честной главы.

Послѣ умерщвленія святаго славнаго Предтечи и Крестителя Господня Іоанна, окаянный Иродъ совершилъ и другое, не меньшее, злодѣяніе; ибо онъ посмѣялся надъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ во время вольнаго Его страданія за насъ, какъ о томъ повѣствуетъ святый евангелистъ Лука: укоривъ Иродъ съ вои своими Іисуса, и поругався надъ Нимъ, оболкъ Его въ ризу свѣтлу, и возврати Его къ Пилату (Лук. 23, 11).

Однако мщеніе Божіе не замедлило совершиться надъ пророкоубійцею и поругателемъ Христа: ибо, съ одной стороны, кровь Іоаннова вопіяла на Ирода къ Богу, какъ нѣкогда кровь Авелева на Каина (Быт. 4, 1-16); съ другой стороны, иныя беззаконія Ирода (особенно поругательство надъ Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ) навлекали на него праведную казнь Божію; и дѣйствительно спустя непродолжительное время Иродъ лишился царства и жизни вмѣстѣ съ Иродіадой и плясавицей. Ибо Ареѳа, царь аравійскій, мстя за безчестіе и поруганіе надъ его дочерью, собралъ воиновъ и пошелъ съ ними на Ирода; точно также и Иродъ, собравъ своихъ воиновъ, вышелъ на борьбу съ Ареѳой. Произошла жаркая схватка воиновъ съ той и другой стороны; воины Ареѳы побѣдили воиновъ Иродовыхъ; Иродъ понесъ сильное пораженіе; почти всѣ воины его были побиты, и самъ онъ спасся съ большимъ трудомъ. Послѣ этого Иродъ лишенъ былъ своей власти и всѣхъ своихъ богатствъ кесаремъ римскимъ и былъ посланъ на заточеніе съ прелюбодѣйцею и дочерью ея первоначально въ Ліонъ, городъ галльскій, потомъ былъ пересланъ оттуда въ Илерду, городъ испанскій, и здѣсь окончилъ жизнь свою въ лишеніяхъ и бѣдствіяхъ; но ранѣе своей смерти онъ видѣлъ смерть плясавицы, своей дочери, которая погибла такимъ образомъ:

Какъ-то разъ зимою она пожелала перейти ради какой-то потребности рѣку, по-имени Сикорисъ; когда она шла, ледъ подломился подъ нею и она упала въ воду, погрузившись до шеи. По правосудію Божію, ледъ сдавилъ шею ея, такъ что она висѣла тѣломъ въ водѣ, имѣя голову надъ льдомъ; и подобно тому, какъ нѣкогда она плясала ногами по землѣ, такъ и на сей разъ она не доставала ногами до земли, но только производила въ водѣ безпомощныя движенія, какъ пляшущая, причемъ быстрое теченіе рѣки колебало ея; однако никто не могъ оказать ей помощи; и до того времени висѣла окаянная въ водѣ въ такомъ положеніи, пока острый ледъ не перерѣзалъ шеи ея. Мерзкій трупъ ея, занесенный водою подъ ледъ, не былъ найденъ, глава же ея была принесена къ Ироду и Иродіадѣ какъ нѣкогда глава Предтечева, но только была отсѣчена не мечемъ, а льдомъ. Такъ наказало правосудіе Божіе плясавицу, которая повинна была въ усѣченіи честной главы святаго Іоанна.

Послѣ сего погибъ «съ шумомъ» и беззаконный убійца Иродъ съ мерзкою Иродіадою; ибо повѣствуютъ, что они были пожраны живыми землею.

Святый же Іоаннъ, какъ при жизни своей, такъ и послѣ кончины былъ Предтечею Христу Господу. Ибо предваривъ сошествіе Господа въ адъ, онъ благовѣстилъ находившимся въ аду Бога, явившагося во плоти, и порадовалъ святыхъ праотцевъ; съ ними онъ былъ изведенъ изъ ада, послѣ разрушенія его по воскресеніи Христовомъ, и сподобился многихъ вѣнценъ въ Царствіи небесномъ, какъ дѣвственникъ, какъ пустынножитель, какъ учитель и проповѣдникъ покаянія, какъ пророкъ, какъ Предтеча и Креститель и какъ мученикъ. По молитвамъ его да наставитъ и насъ на путь истиннаго покаянія и да сподобитъ насъ Царствія небеснаго Христосъ, милосердый Господь и Богъ нашъ, Коему возсылается слава со Отцемъ и Святымъ Духомъ вѣчно. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Древній, унаслѣдованный отъ предковъ, обычай ужичества у евреевъ, состоялъ въ слѣдующемъ, по описанію книги Второзаконія: если братья живутъ вмѣстѣ и одинъ изъ нихъ умретъ, не имѣя у себя сына, то жена умершаго не должна выходить на сторону за человѣка чужаго, но деверь ея долженъ войти къ ней и взять ее себѣ въ жену и жить съ нею, — и первенецъ, котораго она родитъ, останется съ именемъ брата его умершаго, чтобъ имя его не изгладилось въ Израилѣ. Если же онъ не захочетъ взять невѣстку свою, то невѣстка его пойдетъ къ воротамъ, къ старѣйшинамъ, и скажетъ: «деверь мой отказывается возстановить имя брата своего въ Израилѣ, не хочетъ жениться на мнѣ»; тогда старѣйшины города его должны призвать его и уговаривать его; и если онъ станетъ и скажетъ: «не хочу взять ее», тогда невѣстка его пусть войдетъ къ нему въ глазахъ старѣйшинъ, и сниметъ сапогъ его съ ноги его, и плюнетъ въ лице его, и скажетъ: «такъ поступаютъ съ человѣкомъ, который не созидаетъ дома брату своему (у Израиля)»; и нарекутъ ему имя въ Израилѣ: домъ разутаго (Втор. 25, 5-10). Обычай ужичества, получившій у евреевъ начало ранѣе времени патріарха Іакова, существовалъ и у моавитянъ; онъ былъ извѣстенъ также и другимъ восточнымъ народамъ, какъ напримѣръ персамъ и др. Происхожденіе его объясняютъ различно; но скорѣе всего объясненія его слѣдуетъ искать въ сильномъ желаніи восточныхъ народовъ имѣть дѣтей съ цѣлію увѣковѣченія своего рода и своего имени въ потомствѣ.
[2] Т. е. правителей областей.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго съ дополненіями, объяснительными примѣчаніями и изображеніями святыхъ. Книга двѣнадцатая: Мѣсяцъ Августъ. — М.: Синодальная Типографія, 1911. — С. 502-509.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *