Приходская стенгазета. Выпуск № 89, 12.07.2018.

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА (12 июля)

День памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля (29 июня по старому стилю), принадлежит к числу великих церковных праздников, хотя и не входит в состав двунадесятых. Празднику предшествует Петров пост, что лишний раз подчеркивает его важность в годовом богослужебном круге. В этот день Церковью прославляются «ученики Христовы, и основания Церкве, истинныя столпы и стены, и трубы Божественныя Христовых учений и страданий» – святые апостолы Петр и Павел, проповедовавшие христианство по всему миру. Согласно преданию, оба апостола приняли в Риме мученическую смерть за веру — либо в один день, либо с разницей ровно в год, поэтому и вспоминаются они вместе. Апостол Петр был распят вниз головой, апостол же Павел, как римский гражданин, не мог быть казнен на кресте, и ему отсекли голову.
29 июня 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал».
Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной.
На следующий день после памяти Петра и Павла, 13 июля, совершается богослужение в честь Собора двенадцати апостолов. В число двенадцати входят одиннадцать апостолов, избранных Христом, и Матфий, избранный апостольской общиной на место Иуды-предателя.
Апостол Петр. До того как стать учеником Иисуса Христа, Петр был рыбаком. Господь призвал Петра и его брата, будущего апостола Андрея Первозванного, когда те ловили рыбу на Геннисаретском озере.
Именно Петр первым среди учеников назвал Учителя Христом, то есть Мессией. За это Господь прозвал его Камень (так переводится имя Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую не одолеют врата адовы.
Когда перед распятием Христа взяли под стражу первосвященники, Петр трижды отрекся от Господа, как Тот и предсказывал ему. Но Петр раскаялся и искупил свое предательство тем, что стал пламенным проповедником Христовой веры. И, действительно, послужил основанию Церкви — сообщество верных Спасителю.
После Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на апостолов — своей первой проповедью Петр обратил ко Христу три тысячи человек. Его миссионерский путь сопровождался чудесами и исцелениями. Церковное Предание говорит, что Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, Малой Азии, Египте, Греции, Риме, Испании, Карфагене и Британии.
До наших дней дошли два Соборных послания апостола Петра. Они включены в Новый Завет. Свои послания Петр обращает к христианам в провинциях Малой Азии. Укрепляет их в вере, предостерегает от влияния лжеучителей.
Апостол Петр предсказал свою мученическую смерть: «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою (тело), как и Господь наш Иисус Христос открыл мне». К концу жизни Петр вернулся в Рим, и там он был схвачен и казнен за евангельскую проповедь. Произошло это в 67 году. Распяли апостола вниз головой по его собственной просьбе: он считал себя недостойным быть распятым так же, как Господь.
Апостол Павел. Павел не был учеником Христа во время земной жизни Спасителя. Более того, Савл (как звали Павла до обращения в христианство) был гонителем христиан.
Савл родился в Малой Азии, в городе, жители которого — иудеи — имели права римских граждан, то есть не были рабами. Получил хорошее образование в Иерусалиме и, видимо, готовился к должности раввина. После окончания учебы он получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины — в Дамаске.
Именно на пути в Дамаск Господь призвал Савла к апостольскому служению. Во время путешествия будущего апостола осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Ему был голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос: «Кто Ты?» Господь ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь».
Христос повелел Савлу идти в Дамаск, где тому будет указано, что делать дальше. Спутники Савла слышали голос Христа, но света не видели. Ослепшего Савла привели в Дамаск, научили вере и на третий день крестили. В момент погружения в воду Савл прозрел. С этого времени он сделался ревностным проповедником Христа Воскресшего.
Иудеи были возмущены его обращением ко Христу, и Савлу пришлось бежать в Иерусалим. Там он присоединился к христианской общине и познакомился с апостолами. Вскоре после этого Савл отправился в свое первое апостольское путешествие, продолжавшееся с 45 по 51 год. Апостолы прошли весь остров Кипр, именно в этот период Савла стали называть Павлом. Вместе со святым Варнавой он основал христианские общины в нескольких городах Малой Азии.
Павел предпринял еще несколько апостольских путешествий. Просвещал Христовым учением людей в Македонии, Греции и других землях. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет.
Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Произошло это недалеко от Рима в 67 (или 68) году, в период царствования императора Нерона.

Тропарь святым Апостолам
глас 4
Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак святым Апостолам
глас 2
Твердыя и Боговещанныя проповедатели, верх апостолов Твоих, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и покой: болезни бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, сведый сердечная.

Величание
Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия.

 

ЕВАНГЕЛИЕ
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною. Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: Господи! кто предаст Тебя? Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною. И пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? — Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

(чтение на всенощном бдении – Евангелие от Иоанна 21:15–25)

В то время, придя в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах.

(чтение на Литургии – Евангелие от Матфея 16:13–19)

АПОСТОЛ

Братья, если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я. Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук. Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня. И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

(чтение на Литургии – 2Кор. 11:21–12:9)

 

Проповедь протоиерея Всеволода Шпиллера

Почти 2000 лет прошло после кончины святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а мы о их житии знаем даже больше, чем о житиях святых, сравнительно недавно живших. Так запечатлевается в наших сердцах всё, что мы узнаём из Священного Писания, и об одном апостоле, и о другом. Апостол Пётр… Вот Спаситель идёт по берегу моря Тивериадского, видит в лодке двух рыбаков и зовет их следовать за Собой. Он зовет Петра… И Пётр совершенно не спрашивает, куда зовет его Этот Человек. Он понимает, он чувствует всем своим нутром, всем своим существом, что это Тот, за Которым надо идти и идёт!.. Вот тот же апостол Пётр идёт по воде к Зовущему его и начинает тонуть, потому что не хватило веры, но вера приходит, и он доходит до Зовущего. Вот Пётр на горе Фаворской с другими видит чудо Преображения Господня. И так ему хорошо, так необыкновенно хорошо! Он просит построить здесь кущу, навсегда здесь остаться. Он просит о невозможном,.. потому что то, о чём он просит, есть удел Царства Божия: то, что он пережил в эти мгновения возможно уже за пределами нашего бытия. И тот же апостол Пётр: не успевает петух прокричать три раза, как он отрекается от Того, за Кем пошёл, отрекается от Того, Божественную славу Которого увидел на горе в Преображении! Отрёкся и «плакася горько»… И когда мы читаем эти слова в Священном Писании – кто из нас тоже горько не плакал за Петра и за себя, братья и сёстры, также отрекающихся от Спасителя, как и Пётр отрекался только не три раза, а может быть гораздо больше?
А вот — Воскресение Христово. Кто же?.. Именно Пётр первым бежит ко гробу! Не идёт, как другие, а бежит и узнает, что действительно воскрес Христос, и верит в это воскресение. Он — со Христом воскресшим! Таков Пётр… Это экспансивность Петра? Нет, это какое-то особое горение в нём особого пламени, которое начинает разгораться в день Пятидесятницы, когда было сошествие Св. Духа на святых апостолов. И он был несомненным представителем первой Иерусалимской первохристианской Церкви, потому что отречься-то он отрёкся и три раза, но было и прощение — тоже троекратный вопрос Христа к нему: «Веруешь ли в Меня, любишь ли Меня?» А где любовь — там и вера. А где вера — там и любовь. И троекратный ответ: «Ты знаешь, как я люблю Тебя, Господи!» Любовь — вот пламя, которое горело в его сердце!
И начинается его апостольская деятельность… Священное Писание нам рисует из этой деятельности очень мало, какие-то небольшие эпизоды. Вот, один из них (таким незначительным он представляется людям неверующим!) Это случилось в маленьком, захолустном городке, в котором стоял какой-то небольшой гарнизон во главе с римским сотником, вдруг поверившим Петру, полуграмотному рыбаку из какой-то маленькой секты. (Это ведь так воспринималось тогда, а так понимается многими и теперь!..) Крещение сотника и его дома для нас с вами — поворот в мировой истории, потому что с этого момента начинается приобретение тех язычников, присоединение их к Церкви, в которой теперь полмира. Они составляют христианство, повернувшее весь ход мировой истории. С маленького, совсем маленького всегда начинается что-то очень большое и очень важное в Церкви, братья и сестры, в христианской жизни. В такой жизни, какой жили такие люди, как апостол Пётр, в котором горело пламя любви ко Христу, навстречу которой шла любовь Христова со всею своею благодатною, Божественною силою, творившею чудеса.
Сколько чудес сотворил апостол Пётр этой силой! Вы помните, усопшую воскрешает? Готовился он к этому? Нет. Всё великое совершается такою силою и совершется очень особенно. Вот мы теперь всё строим планы, проекты разных всемирных советов, и христианских, и нехристианских — как спасать мир, как его христианизировать… Бесконечные конференции собираем, составляем разные документы, чрезвычайно умные… Апостол Петр их не составлял, проектов организации Церкви он не делал. Он всё делал, полагаясь на силу Божию, на силу Духа Святого, на силу той любви Христовой, которая шла навстречу его любви, навстречу пламени, горевшему в нём. И всё совершалось этою силою поразительно, совершенно поразительно, начиная с маленьких дел!
Мы с вами, братья и сёстры, имеем апостольское преемство. По слову того же апостола Павла мы с вами все — «царственное священство». Все! И мужчины, и женщины, и даже дети! То «царственное священство», из которого выбираются Духом Святым одни — для особого служения, а для другого —другие. Вот мы, священники, избраны из этого «царственного священства» для особого священнического служения совершителей таинств, а вы — для другого служения. И каждый — для своего, и притом, в каждом деле, которым мы заняты, мы обязательно должны быть этими «членами царственного священства», в душах которого всегда должен гореть тот пламень любви, что горел в душе, в сердце апостола Петра. Что-то от этого пламени должно быть в душе каждого из нас. И тогда каждое самое маленькое дело, которое мы совершаем в этой жизни как настоящие христиане, как принадлежащие к этому царственному священству, обязательно будет делом, имеющим огромные последствия, огромное духовное значение и в нашей жизни, и в жизни вокруг нас. Вот о чём нам говорит это апостольское преемство, о каком долге каждого из нас!
А теперь — апостол Павел. Вспомните: юноша-фанатик, который гонит христиан, очень образованный и очень гордый и ненавидящий христиан… Это он принимал участие в избиении и убийстве первомученика архидиакона Стефана!.. Вдруг на каком-то пути в Дамаск происходит что-то необыкновенное: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» Савл спрашивает: «А Кто Ты?» — «Я — Иисус!» Тот, которого он гнал! И происходит с этим Савлом нечто совершенно необыкновенное, чудесное, полный переворот! Он становится Павлом, уже не Савлом, а последователем Господа Иисуса Христа, апостолом Его, и каким апостолом!
Мы знаем и другой диалог — между Ананием и Господом, когда Ананий спрашивает: «Господи, Ты же знаешь, кто он, и что он делает нам, христианам! Сколько зла он принёс нам, сколько людей замучал! И что же, Ты…» Господь отвечает: «Он — избранный сосуд мой!» И другое: «Он знает и будет знать, что он испытает за всё!» Значит, и за то, что он гнал христиан, значит, вероятно, это — наказание? А может быть и не наказание. Может быть то, чему потом подвергся апостол Павел, это какое-то испытание, и даже какое-то избранничество, особый дар милости Божией — мученичество. Может быть так… Вот кто сделался вторым первоверховным апостолом, вот кто оказался избранным Господом!
Братья и сёстры, за что же оказался Савл избранным сосудом? За то же самое пламя его сердца, пламя любви к Богу, которого он не знал и вдруг узнал, именно потому, что любил и хотя и искал Его на неправедных, неверных путях, но всё-таки искал и нашёл! Явился Господь ему: «Вот, это — Я»! И пламя любви к Богу, горевшее в его сердце, обратилось сюда, любовь пошла навстречу любви Христовой. А что сделал Павел во всей своей жизни и во всём служении апостольском Церкви — вы знаете. Только так исполняется настоящий христианский долг на земле, осуществляется верность Христу, когда горит в сердце этот пламень.
А мы это знаем из жизни наших совсем недавних святых, почти наших современников и их учеников — вспомните Серафима Саровского и Мотовилова. Мотовилов спрашивал у св. Серафима: «А что это такое, этот огонь, этот пламень?» И Серафим Саровский ему показал: Мотовилов пережил нечто подобное тому, что пережил Пётр на Фаворской горе — так было ему хорошо! Это была радость? Нет. Это была скорбь? Тоже нет. Это было что-то совсем исключительное, совсем особенное: это было начатком вступления в Царство Божие, соединения с Самим Богом! Тут было всё гораздо выше того, что мы можем назвать радостью, гораздо больше того, что может быть скорбью и даже скорбью радостотворной. Был мир с Богом, правда, радость о Дусе Святе. И именно потому показал Серафим Саровский это Мотовилову, простому мирянину, что и в этом простом мирянине было что-то от пламени, которое горело в сердцах и апостола Петра, и апостола Павла, и преподобного Серафима, как и у всех настоящих христиан — пламя любви.
Не забывайте, что весь смысл нашей христианской жизни именно в том, чтобы это пламя в нас не угасало, а горело хоть каким-нибудь огоньком, огонёчком любви. Потому что — как говорит апостол Павел в послании к Коринфянам в 3-ей главе — «если я буду на всех языках говорить, если мне будет дар пророчества дан, а любви нет, я — ничто. Если я отдам всё, что у меня есть, всё имущество своё раздам, если я тело свое отдам на сожжение, а любви у меня нет, то я — ничто».
Будем же всегда просить Бога и стараться возгревать в себе пламень любви и к Богу, и к людям для того, чтобы жить настоящей христианской жизнью и исполнить ту миссию, которая на нас, христиан, возлагается нашим апостольским преемством. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *