Есть ли за гробом вечные муки?: «Искажение православной истины в русской богословской мысли» модернистов.

Страшно впасть в руки Бога Живаго: Есть ли за гробом вечные муки?

Есть ли за гробом вечные муки?: «Искажение православной истины в русской богословской мысли» модернистов

Страшно впасть в руки Бога Живаго: Есть ли за гробом вечные муки?

Статья болгарского подвижника благочестия архимандрита Серафима (Алексиева) († 1993, память 13/26 января), духовного сына святителя Серафима Богучарского (Соболева). Критический отзыв разоблачает модернизм в книге известного в Болгарии доктора богословия И.Г. Панчовского «Современный человек перед жизнью, смертью и безсмертием». Несмотря на то, что высказанные отцом Серафимом замечания относятся к конкретному сочинению, они весьма актуальны, поскольку подобные идеи и ошибки можно встретить и в наши дни у многих авторов, размышляющих над ключевыми философскими и духовными вопросами.

Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, <…> и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, <…> то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню Cуда, для наказания (2 Петр. 2, 4–9), – сказано в Слове Божием.

Конечно, безконечные Божии милость и любовь оставляют для каждого, даже самого великого грешника, возможность войти в рай. Но дверь туда лишь одна – покаяние. Сколько бы ни падал человек в своей земной жизни, если перед смертью он покается от всего сердца, – будет избавлен от адских мук. «Если бы все люди, грехам повинные, так поступали, все бы вошли в рай, и ад остался бы занятым одними духами злобы – ожесточенными и нераскаянными», – пишет святитель Феофан Затворник (Еп. Феофан. Письма к разным лицам. М., 1892. С. 11).

Но как могут получить прощение Божие некающиеся? Как пойдут в рай, к Богу, те, кто, подобно диаволу, ненавидят Его, хулят Господа Иисуса Христа и не принимают Его искупительную голгофскую жертву?! Нераскаянный грех как совершенный по отношению к Безконечному Богу – безконечен и, следовательно, заслуживает вечных мук. (Свт. Игнатий (Брянчанинов) в «Слове о смерти» рассуждает: «Грех всякой ограниченной твари пред ее Творцом, безконечно совершенным, есть грех безконечный; а такой грех требует безконечного наказания. Наказание твари за грех пред ее Творцом должно вполне растлить ее существование: ад с своими лютыми и вечными муками удовлетворяет этому требованию неумолимой справедливости». В указанном труде святитель убедительно обосновывает свою мысль. – Примеч. пер.). Осатаневшие грешники не желают поклоняться Творцу, почему даже если отворить перед ними рай, они туда не пойдут. И потому Бог, уважая свободную волю человека, не может спасать насильно. Таким образом, единственная причина осуждения людей на муки – самовластно совершенные ими грехи и душевное ожесточение. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, – пишет апостол Павел, – но некое страшное ожидание Суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр. 10, 26–31).

Итак, согласно Библии, наш Бог – и любвеобильный Отец, и справедливый и страшный Судия, – страшный ради страшных грехов человеческих.

Если д-р Панчовский и в самом деле желает привести современного человека к вере, то ему необходимо свидетельствовать о подлинном библейском Боге. Проповедуя же свои ложные представления, он отвлекает людей от истины и преграждает им спасительный путь к Православию. Т. е. его труд не только не помогает современникам, но и подталкивает их к новым, возможно, роковым для них ошибкам. Боровшийся с заблуждениями сам становится их виновником!

Да, противоречие с собой – это первое наказание отступающих от истины. Для д-ра Панчовского оно весьма характерно. Так, он отрицает вечный ад якобы ради распространения веры в Бога, но не понимает, что тем самым отвергает Самого Бога, возвестившего эту истину. Святые Отцы объясняют, что проповедь неверия в безконечность адских мук служит не Божиему делу спасения, а исполнению пагубных диавольских умыслов. «Это догматы языческие, – объясняет преподобный Варсонофий Великий. – <…> Они не к страху Божию побуждают, но более к преуспеянию диавольскому» (Препп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. М., 1855. С. 504).

И неслучайно нигде в своей книге автор не напоминает читателям о необходимости страха Божия (см.: Пс. 110, 10), смиренного сознания собственной греховности (см.: Лк. 18, 13), простой детской веры (см.: Мф. 18, 3), покорности богооткровенной истине (см.: 2 Кор. 10, 5) и т. п. Он не увещевает современного человека подклониться игу библейской веры, но пытается приспособить эту веру к его воззрениям, облегчив и сделав ее удобовосприятнее. Но в итоге поставленная цель не достигается! Потому что, вступая на путь угождения человеческим нравам, сегодня мы отрицаем ад, завтра – уже и рай, а потом – и Самого Бога! Нет, приспособление веры – это не способ христианизации мира! Нам необходимо проповедовать неискаженное и целостное евангельское учение. Если слушающий человек от Бога и имеет в сердце смирение – он примет семя веры. Если же не так, собеседник пребудет в неверии, хотя бы мы и уверяли его во мнимой невозможности вечного ада. Потому что адские муки – не единственная богооткровенная истина, смущающая современного человека. Если его гордый разум всерьез задумается и над другими положениями учения Церкви, то он скорее отречется от Христианства, чем пожелает углубиться в него. Многие называются христианами лишь по традиции и недомыслию. Их привлекает высокая евангельская этика, но по сути они не знают, что такое Православие. Учение о том, что исторический Человек Иисус Христос есть истинный Бог, что он сошел с Небес, воплотился безмужно сверхъестественным образом от Девы Марии, совершал чудеса, воскрес после смерти на Голгофе, искупил нас Своей крестной жертвой от греха; что Божие Существо едино, но в трех Лицах; что Святый Дух являлся в виде голубя; что все мертвые воскреснут на Суд, – для таковых неудобовосприемлемо.

Как и предсказывал Спаситель апостолам (см.: Лк. 18, 8), в наши дни вера чрезвычайно оскудела. Практически каждый человек сегодня имеет какие-то свои понятия и убеждения и не желает внимать тому, что возвещает Божественное Откровение. Для современных людей уже не существует ни святоотеческого, ни церковного авторитета; Святым Отцам он предпочитает новых «отцов» – свободомыслящих светских писателей и философов. Даже богословы вроде д-ра Панчовского доходят до отвержения основных богооткровенных догматов – об аде, о невозможности покаяния после смерти (см.: Лк. 16, 19–31) и т. д., – истин, ясно и определенно засвидетельствованных в Слове Божием и достоверных церковных источниках. По этим признакам определенно можно заключить, что мы стремительно приближаемся к предреченной Священным Писанием и угодниками Божиими страшной эпохе всеобщего отступления…

 

Перевод с болгарского языка 

Анны Самсоновой

 

Печатается 

с небольшими сокращениями

 

Источник: Газета «Православный Крест»* №4 (172) от 15 февраля 2017 г.

http://www.pkrest.ru/

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *