Еженедельная приходская стенгазета № 35 от 09.09.2017 (12.09.)

Великий князь Александр Ярославич Невский — самый известный святой из немалого числа прославленных воинов Руси. 4Почитание его как святого возникло сразу после его смерти и было сохранено русским народом на протяжении всей истории — вплоть до времен новейших. Имя благоверного князя Александра Невского стало синонимом высокого патриотического служения, укорененного в стремлении исполнить правду Божию. Вот слова нашего знаменитого историка С. М. Соловьева: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории…»
Александр Невский родился приблизительно в 1220 году в Переяславле. Его отец, князь Ярослав Всеволодович (во святом крещении Феодор), был в то время Переяславским князем. В юности Александр вместе со старшим братом Федором был наместником отца в Новгороде, а после того, как отец получил великое княжение в Киеве, княжил в Новгороде (фактически с 1236 по 1252 гг.).
Правление князя Александра выпало на чрезвычайно трудное время: враги нападали на Русь одновременно с разных сторон: с востока — татаро-монголы, с запада — латиняне. Богатый Новгород от татар откупился, а от Литовского государства и шведов откупиться не получилось. Шведы двинулись в поход против Новгорода в 1240 году; они собирались основать новую крепость и отсечь город от Карелии, т.е. лишить Новгород почти пятой части принадлежащей ему территории (позднее — Вотская пятина).
Князь Александр, услышав о приближении шведских войск к Новгороду «разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: „Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ“. И, припомнив слова пророка, сказал: „Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“. И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил» (Повесть о житии Александра Ярославича Невского).
Разгром шведов на Неве 15 июля 1240 года стал первой блистательной победой князя Александра; с этого времени его стали называть Невским. По свидетельству жития, именно перед этой битвой князь обратился к войску со словами: «Не в силе Бог, а в правде». Александр сумел отвоевать старинную русскую крепость Копорье, освободил Псков, а в 1242 году разбил на льду Чудского озера войска Ливонского ордена.
После смерти отца в 1247 году князь Александр вместе с младшим братом Андреем отправился в Золотую Орду к хану Батыю, а затем — в Монголию, в ставку великих ханов Каракорум. Домой он вернулся только через два года. Его брат Андрей стал владимирским князем, а Александр, получив ярлык на киевское княжение, остался в Новгороде.
Князь Александр видел, что справиться своими силами одновременно со всеми врагами невозможно, и проявил лояльность в отношении Золотой Орды. Главной своей задачей он видел оборону западных рубежей. Брат его Андрей княжил во Владимире и заручился помощью Запада в борьбе с татарами, но платой за эту помощь было принятие унии. В 1251 году к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой папы Иннокентия IV. По рассказу летописца, Александр в своем ответе папскому посольству изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем». При поддержке татар Александр Невский овладел Владимиром, посадил на княжение в Новгороде своего сына Василия. Князь Андрей, сторонник унии, бежал в Швецию.
В 1262 году Александр заключил с литовским князем Миндовгом союзный договор против Ливонского ордена и отправился в Золотую Орду: во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя.
Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Пробыв там целый год, на обратном пути князь скончался. Перед смертью он был пострижен в схиму с именем Алексий. Тело князя погребли в 1263 году в Рождественском монастыре Владимира. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».
В 1380 году произошло обретение нетленных мощей св. Александра Невского. В 1491 году во Владимире полыхал страшный пожар, незадолго до которого горожане видели над Рождественским монастырем святого Александра на коне. Во время пожара мощи и пелена, лежащая на гробе святого, уцелели.
Общецерковное прославление в лике святых благоверного князя Александра Невского состоялось на Соборе 1547 года. К этому событию была написана служба и «Слово похвальное Александру». Автор «Слова» записал происходившие от мощей чудеса, которые были засвидетельствованы монахами Рождественского монастыря.
4 июля 1723 года, вскоре после окончания Северной войны, Петр I повелел перенести мощи блгв. кн. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, чтобы таким образом освятить новую столицу, новую обитель (Александро-Невский монастырь) и заключение Ништадтского мира. До Новгорода святые мощи торжественно несли на руках, а от Новгорода везли на богато украшенной лодке. Торжественная встреча мощей великого князя произошла 30 августа (12 сентября по нов. ст.) 1724 года в Усть-Ижоре, близ места Невской битвы. В этот же день был освящен во имя Александра Невского верхний храм церкви Благовещения Пресвятой Богородицы Александро-Невского монастыря и здесь установлена рака с мощами. В 1725 г. архим. Гавриил (Бужинский) составил службу на день перенесения мощей, празднование св. блгв. кн. Александру Невскому в ней совмещалось с благодарением Богу в день заключения мира со Швецией.
В настоящее время честные мощи Александра Невского пребывают в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
ЕВАНГЕЛИЕ
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, 12и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных.
(чтение на воскресной литургии – Евангелие от Матфея 22:1–13)

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ
СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА
Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
(2Кор. 1:21–2:4)
Митрополит Иларион (Алфеев). Проповедь в неделю 14-ю по Пятидесятнице
«Много званных, но мало избранных». Этими словами кончается притча Господа Иисуса Христа о званных на вечерю (Мф. 22:1-14). Притча эта говорит о том, как Бог относится к нам и как мы относимся к Богу.
Для всех нас Богом уготован брачный пир. На этом пиру места хватит всем. Как говорит Господь, «в доме Отца Моего обителей много» (Ин. 14:2). И Господь призывает нас, одного за другим, но не каждый из нас откликается на Божий зов. Один говорит: «Господи, благодарю Тебя за приглашение, но мне некогда, у меня земля; и то, что на ней происходит, для меня сейчас важнее. Небо далеко, а земля — вот она, здесь, под ногами. Может быть, позже, в старости, у меня будет время подумать о небесном, сейчас же дай мне насладиться земными радостями». Но земля и все, что на ней, преходит, как говорит Священное Писание, а человек и Бог остаются. Перейдя границу, отделяющую жизнь от смерти, человек остается один на один с Богом. И если в земной жизни он копил только земные богатства, а «сокровищ на небе» не собрал, то перед лицом Бога он остается ни с чем. Если вся жизнь человека была связана только с землей, то, когда земля отнимается, ничего иного у него не остается.
Другой на зов Божий отвечает: «Да, Господи, я слышал о Твоем брачном пире, но у меня много работы, нет времени. Вот закончу дела — и приду». И человек старается закончить дела, но они не кончаются, потому что — таков закон жизни сей — дела вообще никогда не кончаются, человек всегда занят. Надо сознательно высвобождать себя для участия в пире Господнем, делать паузы, передышки, чтобы откликаться на зов Божий. Один современный богослов сказал: «Подумай о том, сколько за всю историю человечества было сделано дел, сказано слов, но ни об этих делах, ни о словах теперь никто не помнит; лишь немногие из человеческих дел, самые важные, самые значительные записаны в книгу истории, все остальное бесследно исчезло из памяти человечества. И те дела, которые мы совершаем, хотя и кажутся нам очень важными, перед лицом вечности гораздо менее значимы, чем то, что мы можем сделать для своей души и для Бога».
Бывает, что человек, услышав зов Божий, говорит: «Господи, я счастлив в земной жизни: у меня есть семья, жена, дети, которых я люблю, есть друзья, мне с ними хорошо, и больше мне ничего и не надо. Может быть, со временем у меня все это отнимется, может быть, я переживу своих родственников и друзей, и тогда у меня будет время подумать о Тебе». Но никакая земная любовь, никакая дружба не может заменить для человека участие в пире Господнем, общение с Богом.
«Много званных, но мало избранных». Слыша эти слова Господа, подумаем о том, что, когда Бог нас зовет, мы делаем выбор: откликаться на зов, или нет. Каждого из нас призывает Бог, для каждого из нас уготовано место в Его небесных обителях. И если мы не оказываемся на Его брачном пире, то это наша вина, ибо это значит, что мы не откликнулись на зов Божий. Тогда происходит то, о чем говорит Спаситель, — званные оказались недостойны, а потому вместо нас будут приглашены другие. Вечеря Господня так или иначе наполнится возлежащими и пирующими, обители в доме Отца Небесного займут достойные. Но окажемся ли мы среди них?
«Много званных, но мало избранных». Каждый из нас является званным, но не все окажутся избранными. Ими будут лишь те, кто сам избрал жизнь по заповедям Божиим. В конечном счете, выбор между добром и злом, Христом и антихристом, Богом и диаволом, жизнью и смертью — за нами. Этот выбор мы совершаем ежедневно, ежечасно и ежеминутно. Ибо в каждый конкретный миг нашей жизни, в каждой конкретной ситуации мы стоим перед дилеммой, которая столь ясно выражена в Ветхом Завете: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *