Статья: «Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви»

124
Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви.
2011. Вып. 5 (42). С. 124–133
НОВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВЗГЛЯДАХ
АРХИЕПИСКОПА БОГУЧАРСКОГО СЕРАФИМА (СОБОЛЕВА)
НА ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Публикуемый документ — письмо известного подвижника благочестия епископа (впоследствии архиепископа) Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову).
Причина появления письма — звучавшие со стороны архиепископа Вениамина обвинения в ереси в адрес митрополита Антония (Храповицкого). Епископ Серафим, будучи противником учения митрополита Антония об искуплении, тем не менее высказался против подобных обвинений. Епископ Серафим приводит в своем письме ряд интересных фактов, характеризующих отношение праведного Иоанна Кронштадтского к архиепископу Феофану (Быстрову) и Г. Распутину.
Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) является одним из наиболее почитаемых в Болгарии и в России подвижников благочестия и одним из наиболее авторитетных апологетов православия.
Иерарх родился в 1881 г., окончил Рязанскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1908 г. за сочинение «Учение о смирении по Добротолюбию» удостоен ученой степени кандидата богословия. В 1908 г. был рукоположен во иеромонаха, затем преподавал в Пастырском училище в Житомире, в Калужской и Костромской духовных семинариях. С 1912 г. о. Серафим был возведен в сан архимандрита и назначен ректором Воронежской духовной семинарии. Вместе с отступавшими войсками генерала А. И. Деникина архимандрит Серафим уехал на юг России. В соответствии с решением Высшего Церковного Управления на юге России, в день Покрова Пресвятой Богородицы 1920 г. архимандрит Серафим был рукоположен во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. В ноябре того же года архипастырь покинул Россию, а в 1921 г. возглавил русские приходы в Болгарии. В том же году иерарх был переименован Патриархом Тихоном во епископа Богучарского. В 1938 г. за сочинение «Новое учение о Софии Премудрости Божией» удостоен ученой степени магистра богословия и был включен в состав Ученого комитета при Архиерейском Синоде Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). В 1944 г. архиепископ Серафим перешел из ведения Архиерейского Синода в подчинение Московского Патриархата. Скончался архипастырь в день Торжества православия 26 февраля 1950 г. В 2010 г. имя архипастыря было включено в святцы Русской
Православной Церкви заграницей (РПЦЗ).
Архиепископ Серафим известен как автор ряда сочинений. Архипастырю принадлежат труды против учения митрополита Антония об искуплении и против учения протоиерея Сергия Булгакова о Софии. Идеалы православной монархии святитель высказал в сочинениях «Русская идеология» и «Об истинном монархическом миросозерцании». В 1948 г. архиепископ принял участие во Всеправославном совещании в Москве, где выступил с докладами об англиканской иерархии, об экуменическом движении и новом календарном стиле. В последние годы жизни иерарх активно выступал против обновленческих тенденций в Болгарской Православной Церкви. При этом исследователям фактически неизвестно эпистолярное наследие архиепископа Серафима. Главным препятствием на пути к исследованию писем архипастыря является то, что архив русского прихода в Софии был разрушен вместе со Свято-Никольским храмом во время налета британской авиации 30 марта 1944 г. Не сохранилось в архивах русского подворья в Софии и писем архиепископа Серафима в период с 1944 по 1950 г.
В настоящее время письма архиепископа Серафима рассеяны по разным архивам. Часть писем хранится, например, в архиве Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, часть — в различных фондах Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), часть — в зарубежных архивах. Понятно, что письмо любого подвижника благочестия представляет для Церкви большой интерес. Однако письмо, помещенное ниже, имеет особое значение. Редко, когда в одном письме удается узнать позицию автора сразу по целому ряду ключевых вопросов церковной жизни. В данном случае мы имеем дело именно с таким документом. Письмо было написано епископом Серафимом (Соболевым) своему академическому товарищу архиепископу Вениамину (Федченкову) 12 февраля 1934 г. К тому времени архипастыри оказались по разные стороны баррикад. Архиепископ Вениамин согласился с требованием митрополита Сергия (Страгородского) предоставить подписку о лояльности большевикам и находился в ведении Московской Патриархии. Местом служения иерарха поначалу был Париж, где архиепископ Вениамин основал храм Трех Святителей. В 1933 г. архипастырь
был назначен митрополитом Сергием (Страгородским) Экзархом Московского Патриархата в Северной Америке. Епископ Серафим отказался предоставить подписку о лояльности и в момент написания письма находился в подчинении Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.
Поводом для письма стали обвинения в ереси в адрес Председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого). Будучи противником юридической теории искупления, митрополит Антоний в своих сочинениях «Опыт христианского катихизиса» и «Догмат искупления» (1) сделал акцент на гефсиманском борении Христа как моменте Его наивысших страданий. Учение митрополита Антония было по-разному встречено в научно-богословских кругах. Высоко оценили сочинения Первоиерарха РПЦЗ Антиохийский Патриарх Григорий IV (2), митрополит Евлогий (Георгиевский), епископ Гавриил (Чепур) и др. С другой стороны, в адрес митрополита Антония стали звучать обвинения в принижении значения Голгофской Жертвы. Некоторые противники митрополита Антония (как правило, из враждебных РПЦЗ юрисдикций) даже обвиняли его в ереси (3). Но и в РПЦЗ не все были согласны с новым учением,
например архиепископ Анастасий (Грибановский), святитель Иоанн (Максимович). Наиболее активно выступили против учения митрополита Антония архиепископ Феофан (Быстров) и епископ Серафим (Соболев). Совместно иерархам удалось добиться того, что 22 апреля 1926 г. митрополит Антоний отказался от идеи заменить своим катехизисом катехизис святителя Филарета (Дроздова) (4).На закрытом заседании Архиерейского Синода в 1927 г. архиепископ Феофан и епископ Серафим выступили с докладами против учения митрополита Антония (5). В результате Русская Зарубежная Церковь так официально и не приняла катехизис митрополита Антония. Однако в 1927 г. отношения между архиепископом Феофаном и епископом Серафимом стали ухудшаться. Причиной тому стали слишком резкие высказывания архиепископа Феофана относительно учения митрополита Антония,
вплоть до обвинения в ереси. Епископ Серафим опасался предъявлять столь строгое обвинение.
В конце 1920-х гг. архиепископ Феофан отошел от участия в работе РПЦЗ. С 1931 г. иерарх проживал в Кламаре (Франция), в 1939 г. переехал в Лимерэ-сюр-Луар недалеко от Тура. Отношения архиепископа Феофана с Архиерейским Синодом совершенно разладились. Проживая во Франции, архиепископ Фео-
фан продолжал считать митрополита Антония еретиком, а затем стал выдвигать различные обвинения и в адрес Архиерейского Синода. Позицию архиепископа Феофана в отношении митрополита Антония разделял и архиепископ Вениамин (Федченков). Узнав об этом, епископ Серафим 12 февраля 1934 г. направил письмо архиепископу Вениамину, где защищал митрополита Антония от обвинений в ереси.
Кроме того, епископ Серафим привел в своем письме интересные факты из жизни праведного Иоанна Кронштадтского и архиепископа Феофана (Быстрова), высказал свое мнение относительно Распутина и возможности признания власти большевиков. Обращает на себя внимание тот факт, что епископ Серафим, выступая против признания архиепископом Вениамином коммунистической власти, тем не менее продолжал считать его своим другом и молитвенником. Копия письма сохранилась у епископа Серафима. 18 сентября 1934 г. архипастырь, заверив эту копию, переслал ее в Архиерейский Синод РПЦЗ. Письмо архипастыря попало в Россию вместе с документами Архиерейского Синода, которые после Второй мировой войны были переданы Центральному государственном архиву Октябрьской революции (ныне ГА РФ). Письмо хранится в фонде 6343 «Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей» в деле № 283 «Письма архиепископа Серафима». В деле находятся переписка архиепископа (впоследствии митрополита) Серафима (Лукьянова), переписка с архиепископом (впоследствии митрополитом) Серафимом (Ляде). Здесь же находится и одно письмо архиепископа Серафима (Соболева), публикуемое ниже.
Публикация, вступительная статья и комментарии А. А. Кострюкова
Письмо епископа Серафима (Соболева) архиепископу Вениамину (Федченкову)
18 сентября 1934 г.
Архиепископу Вениамину 1934 12. II.
Секретно
К делу 6
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко!
В 1932 г. в августе месяце прибывшие из Парижа на собор русских зарубежных архиереев Архиепископ Серафим [Лукьянов] (7), Епископ Николай [Карпов] (8) Лондонский и Епископ Тихон [Троицкий]9 Сан-Францисский, ныне С[еверо]-Американский, передали остальным членам Собора, что архиепископ Феофан [Быстров] (10) Полтавский всех нас, своих братьев-архиереев, считает еретиками и масонами, а на одного из нас возвел безумную клевету, будто бы он участвовал в отравлении одного архиерея, конечно умершего своею естественною смертью. Особенно сильно сравнительно с другими архиереями Архиепископ Феофан злословит Митрополита Антония, меня, Тебя и Архиепископа Анастасия.В ответ на эти заявления вышеобозначенных трех архиереев члены Собора высказались в том смысле, что Арх[иепископ] Феофан находится в очень опасном и пагубном состоянии и что за него надо молиться Богу. Все это я говорю Тебе потому, что надо относиться к его обвинениям нас в ереси и пороках крайне осторожно, ибо он ревнует о славе Божией не из любви ко Христу, а на почве только своего тщеславия и совершенно расстроенного своего душевного состояния. К тому же надо иметь в виду, что он сам раньше
был склонен всецело разделять заблуждение имя божников, а еще раньше участвовал в гибели России чрез Распутина (11), которого свел во дворец к Вел[икой] Княгине Милице Николаевне (12), а последняя, в свою очередь, отвела Распутина в Царский Дворец и познакомила его с Государыней. Да, следственная комиссия правительства Керенского оправдала в этом отношении Арх[иепископа] Феофана. В бытность свою студентом С[анкт-]П[етербургской] Дух[овной] Академии в одно из своих свиданий с о[тцом] Иоанном Кронштадтским13 в алтаре Андреевского Собора я имел счастье беседовать с ним (14). Отец Иоанн был очень внимателен и когда я сказал великому Праведнику, что ему кланяется наш инспектор, отец Архимандрит Феофан, то у о[тца] Иоанна вдруг резко изменилось выражение лица. С недовольным взором он очень резко спросил меня: «Это маленький, черненький, худенький?» Я ответил, что да. Сразу после этого о[тец] Иоанн перестал со мной разговаривать и отошел от меня, не удостоив послать своего привета отцу Феофану. А между прочим, когда пред этим я сказал, что ему кланяется наш ректор (15), о. Иоанн просил меня передать ему от него поклон. У меня тогда же мелькнула мысль, что это за Распутина. Иной причины и не могло быть для такого отрицательного отношения о[тца] Иоанна к о[тцу] Феофану.Следовало бы Арх[иепископу] Феофану со слезами каяться день и ночь в том, что он сделал для России и всей нашей Русской Церкви через Распутина, чем заниматься обличением ересей, возводить чудовищные по своей глупости и злостности клеветы на своих братьев-архиереев, анархически совершать Божественную литургию на дому у себя без благословения своего правящего архиерея Архиеп[ископа] Серафима [Лукьянова], а себя считать чуть ли не единственным защитником Божественной Истины. В своих осуждениях иерархов он все ссылается на свою совесть. Но надо иметь совершенно извращенную совесть, чтобы так гнусно пачкать людей и через это быть их нравственным убийцей. Куда после этого, если он не покается, пойдет его душа, когда умрет он? — Вот о чем ему надо бы подумать.
Я никому и никогда не заявлял, что считаю учение Митр[ополита] Антония об искуплении вполне православным. Но и еретиком его не объявлял, как это делается Арх[иепископом] Феофаном и Тобою. Не объявлял Митр[ополита] Антония еретиком, во-первых потому, что св[ятитель] Афанасий Вел[икий] до
осуждения Оригена Церковью «говорил о нем с уважением, объяснял его язык и защищал его от ложного понимания» (Ист[ория] Христ[ианской] Церкви Джемса С. Робертсона. Т. 1. Стр. 99. СПб., 1890), а св[ятитель] Григорий Неокесарийский Чудотворец на смерть Оригена говорил ему похвальное слово (16). В жизнеописании Св[ятителя] Кирилла, Арх[иепископа] Александрийского сообщается,
с какою любовью и каким почитанием он относился к одному старцу, великому и популярному подвижнику, который учил, что упоминаемый в Библии Мельхиседек есть действительный Христос. Эта любовь Св[ятителя] Кирилла и его молитва, при содействии молитв самого заблуждавшегося старца, и обратила последнего на путь истины (17). Св[ятая] Церковь наша даже в числе прославленных ею святых имеет таких, мнения коих не совпадали с ее учением. Например, в творениях св[ященномученика] Иринея, Епископа Лионского, есть учение о тысячелетнем земном царстве Иисуса Христа (Сочинения Св[ященномученика] Иринея, еп[ископа] Лионского. СПб. 1900 г. кн. 5-я против ересей, стр. 519–526). В творениях св[ятителя] Григория Нисского, в частности, в его разговоре с
своею сестрою Макриною, на основании слов Ап[остола] Павла: «Да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15. 28), выражается мнение о том, что некогда исчезнет зло и порок. Следовательно, прекратится и мучение. Правда, в том же разговоре и в других местах своих творений св[ятитель] Григорий Нисский учил о вечности мучений (Творения св[ятителя] Григория Нисского. О душе и воскресении, разговор с сестрою Макриною. Москва. 1862 г. стр. 275, 278–279). Тем нетменее, Св[ятая] Церковь не скрыла от нас строк из творений сего св[ятого] отца о наступлении момента, когда будто бы исчезнет зло и прекратиться порок; и не почла их препятствием для включения Св[ятителя] Григория Нисского в число
угодников Божиих.
Во-вторых, я не могу объявлять еретиком Митрополита Антония и потому, что он печатно объявил, что его учение об искуплении есть его частное богословское мнение, и просил его катехизис не вводить в учебные заведения в качестве учебника. Кроме того, он в том же своем учении об искуплении не отрицает спасительного значения для нас крестной смерти Спасителя, но больше придает значения в деле нашего искупления не человеческим, а гефсиманским страданиям на том основании, что душевные муки тяжелее телесных.
В своих же печатных проповедях и беседах, произнесенных в бытность свою ректором Казанской Дух[овной] Академии, М[итрополит] Антоний в вопросе об искуплении держится общецерковного учения. Интересно обратить внимание на следующие выдержки из этих проповедей и бесед: 1) «Самая жизнь, —
говорит он, — с настойчивостью подтверждает учение Божественного Писания о том, что природа наша повреждена грехом, что мы требуем благодатного обновления, высшей духовной помощи» (Сочинения Епископа Антония. т[ом] 1 Слово в день сошествия Св[ятого] Духа 1887 г. стр. 20).
2) «Господь наш Иисус Христос взял на Самого Себя смерть всех людей и Сам умер за нас на кресте» (ibid. Слово о в день Св[ятителя] Николая 6 дек[абря] 1886 г. стр. 11).
3) «Ни один человек не мог своею праведностью загладить греховность всех, да еще ведь всякий человек рождается в грехе сам… Он (Сын Божий) от Чистой Девы был без мужа бессеменно принял в Себя естество человеческое. И затем не сотворил Сам ни единого греха, благоволил взять на себя вину всего человечества и страшными муками душеными и телесными удовлетворил правду Божию и искупил род человеческий от греха, проклятия и вечной смерти, примирив его с Богом… Своим крестным подвигом исполнил все то, что должны были претерпеть люди… Поэтому старайтесь чаще и внимательнее вдумываться в тайну искупления, вчитываясь в священные строки Евангелия, — особенно в те его главы, где описываются крестные страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа (ibid. Стр. 25–27. Беседа в неделю 4-ую св[ятого] поста произнесена в С[анкт-]П[етер]б[ургском] Казанском соборе в 1887 г.)  Устно в беседах с М[итрополитом] Антонием и письменно — только для него, я лишь говорил о несоответствии его учения учению святоотеческому. Интересно отметить, что 1½ года тому назад в беседе наедине с Владыкою Митрополитом я вновь об этом сказал ему. Причем он заявил мне, что не видит несоответствия в своем учении учению св[ятых] отцов Церкви. Этим заявлением М[итрополит] Антоний свидетельствует, что у него нет желания расходиться с св[ятыми] отцами Церкви; следовательно нет и настроения, свойственного еретикам, которые не стесняются открыто отрицать их авторитет.
Обо всем этом в кратком и существенном виде я хотел сказать на нашем соборе в 1928 г. и резюмировать свое отношение к учению М[итрополита] Антония в такой форме: несмотря на то, что это учение не совпадает с учением святоотеческим, тем не менее я не могу М[итрополита] Антония называть еретиком. Но А[рхиепископ] Феофан в самом начале моей речи о сем прервал меня, не дав мне говорить, и я замолчал. Таким образом, он сам воспрепятствовал соборному обсуждению сего вопроса.
Если Бог приведет дожить мне до падения советской власти — до прекращения кровавого гонения на Русскую Православную Церковь и до созыва свободного канонического Всероссийского Собора Церковного, то об этом, если будет нужда, скажу на сем соборе.
В заключение настоящего моего письма я должен сказать, что не следовало бы и Тебе объявлять еретиком М[итрополита] Антония не только в силу вышеизложенного мною, но и по той еще причине, что содеянный Тобою грех — признание советской власти и при том признание свободное и убежденное, тяжелее греха ереси. Этим признанием Ты сознательно и свободно санкционируешь бесчисленные злодеяния советской власти по уничтожению ею нашего русского православного народа и нашей русской Православной Церкви, — осуждаешь бесчисленный и доблестный сонм новых мучеников и исповедников, пострадавших от советской власти, как кровавой гонительницы не только веры нашей,
но и всего доброго на земле, и предаешь всю нашу Русскую Церковь во власть сатаны, ибо советская власть служит не Богу, а сатане, являясь властью безбожною и богоборческою. Я не буду распространяться о том, что представляет из себя советская власть. Это с исчерпывающей полнотою выяснил в своих статьях Арх[иепископ] Серафим Парижский (18).
Обличать в ереси М[итрополита] Антония после свободного признания советской власти, это значит замечать сучок в глазе брата своего и не видеть в своем собственном глазе бревна. Если даже и допустить, что М[итрополит] Антоний раскалывает один из каменей в основании Православной нашей Церкви, то Ты, признавши советскую власть, валишь в пропасть все церковное здание.

Смотри на эти строки письма моего, как на выражение моей любви к Тебе, в ответ на Твою искреннюю братскую и дружескую любовь, которую Ты оказывал мне в наши студенческие годы, да и в последующее время. Я эту любовь никогда не забуду. Если же означенные строки не найдут должного отклика в душе Твоей, и ты будешь ими огорчен, то тогда прости меня.
Всякий день усердно молюсь за Тебя, мой милый Владыко! И Тебя прошу не оставлять меня в молитвах Твоих. Тебе с любовью кланяется мой брат (19), очень тяжко страдающий головными и желудочными болями после операции.
Храни Тебя Господь.
Любящий Тебя Твой брат о Христе
Епископ Серафим
1934 г. 14/27. II.
С подлинным верно:
P. S. Это письмо было отправлено мною А[рхиепископу] Вениамину в ответ
на политическую в его журнале «За православие»20 заметку Архиеп[ископа] Пол-
тавского Феофана с обвинением М[итрополита] Антония и меня в ереси.
А[рхиепископ] Серафим. 1934. 18 сент[ября]21
ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 283. Л. 6 — 9 об. Рукопись. Заверенная копия, постскрип-
тум и подпись — автограф.
Ключевые слова: Архиепископ Серафим (Соболев), митрополит Антоний
(Храповицкий), митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Феофан (Бы-
стров), прав. Иоанн Кронштадтский, Г. Распутин, учение митрополита Анто-
ния об искуплении, большевистская власть.
_____________________________________________________________
NEW INFORMATION ABOUT VIEWS OF ARCHBISHOP
OF BOGUCHARSK SERAPHIM (SOBOLEV) AT THE PROBLEMS
OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH
The published document is the letter of famous orthodox bishop-podvizhnik
Seraphim (Sobolev) to archbishop Benjamin (Fedchenkov). The reason of the letter was
accusations of “heresy”, sounding from archbishop Veniamin to metropolitan Anthony
(Hrapovitsky). Bishop Seraphim, being the opponent of the expiation’s doctrine of
metropolitan Anthony, has nevertheless spoken against such charges. In his letter bishop
Seraphim mentioned some interesting facts characterizing attitude of St. Righteous Joan
of Kronshtadt to archbishop Theophan (Bistrov) and G. Rasputin.
The publication and the introductory article by A. A. Kostrjukov
Keywords: Archbishop Seraphim (Sobolev), metropolitan Anthony (Hrapovitsky),
metropolitan Benjamin (Fedchenkov), archbishop Theophan (Bistrov), St. Righteous
Joan of Kronshtadt, G. Rasputin, the expiation’s doctrine of metropolitan Anthony,
bolshevist power.

1 См.: Антоний (Храповицкий), митр. Опыт христианского катихизиса // Никон (Рклиц-
кий), архиеп. Жизнеописание Блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицко-
го. Издание Северо-Американской и Канадской епархии, 1961. Т. 8. С. 11–171; Антоний (Хра-
повицкий), митр. Догмат искупления // Там же. С. 143–288.
2 ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 6. Л. 344 — 345.
3 См.: С. «Карловацкий Собор» // Последние новости. 1926. № 1945; Н.П.В. Карловацкий
церковный раскол // Последние новости. 1926. № 1969; С.С. Заграничное русское архиерей-
ское сборище в Сремских Карловицах // Утренняя заря. 1926. № 8. С. 125.
4 См.: Бэттс Р., Марченко В. Духовник царской семьи. Святитель Феофан Полтавский.
Платина: Братство прп. Германа Аляскинског; М.: Российское отделение Валаамского Обще-
ства Америки, 1994. С. 102.
5 См.: Серафим (Соболев), архиеп. Искажения православной истины в русской богослов-
ской мысли. София, 1943. С. 6.

6 Пометка секретаря от руки.
7 Серафим (Лукьянов Александр Иванович) (1879–1959), митрополит. Окончил Саратов-
скую духовную семинарию и Казанскую духовную академию с ученой степенью кандидата бо-
гословия (1904). Пострижен в монашество в 1902 г., рукоположен в сан иеромонаха в 1903 г.
Преподавал в Уфимской духовной семинарии, был ректором Таврической и Саратовской ду-
ховных семинарий. В 1914 г. рукоположен во епископа Сердобольского, викария Финляндской
епархии. С 1917 г. временно управляющий Финляндской епархией, с 1918 г. епископ Финлянд-
ский и Выборгский, с 1920 г. в сане архиепископа, с 1921 г. глава автономной Православной
Церкви в Финляндии. С 1923 г. лишен кафедры финским правительством, проживал в Конев-
ском монастыре. С 1926 г. настоятель прихода в Лондоне, викарий митрополита Евлогия, с 1927
г. проживал в Париже. В 1927–1945 гг. возглавлял Западноевропейскую епархию РПЦЗ. В 1945
г. принят в юрисдикцию Московской Патриархии. С 1946 г. митрополит, Патриарший экзарх
Западной Европы. В 1949 г. уволен на покой. На некоторое время вновь перешел в РПЦЗ. В
1954 г. переехал в СССР. С 1956 г. проживал в Гербовецком монастыре в Молдавии.
8 Николай (Карпов Иван Ильич) (1891–1932), епископ. Окончил Тобольскую духовную
семинарию и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1917).
Пострижен в монашество в 1913 г., рукоположен во иеродиакона в 1913 г., во иеромонаха —
в 1916 г. С 1920 г. в эмиграции, был преподавателем и инспектором Битольской духовной
семинарии. В 1923 г. Архиерейским Синодом РПЦЗ возведен в сан архимандрита. С 1929 г.
епископ Лондонский, викарий Западноевропейской епархии РПЦЗ.
9 Тихон (Троицкий Александр) (1883–1963), архиепископ. Окончил Костромскую духов-
ную семинарию и Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1908).
В 1905 г. пострижен в монашество, в том же году рукоположен во иеродиакона, в 1908 г. — во иеромонаха. Преподавал в Таврической духовной семинарии, был инспектором Волынской,
затем Харьковской духовных семинарий. С 1910 г. в сане архимандрита. С 1920 г. в эмиграции,
проживал в Югославии. В 1925–1926 гг. — в числе братии Свято-Пантелеимонова монастыря
на Афоне. С 1930 г. епископ Сан-Францисский, викарий Североамериканской епархии РПЦЗ.
В 1933–1934 гг. временно управляющий Североамериканской епархией. С 1934 г. архиепископ
Сан-Францисский и Западноамериканский. Постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ.
10 Феофан (Быстров Василий Дмитриевич) (1873–1940), архиепископ. Окончил Санкт-
Петербургскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью
кандидата богословия. В 1898 г. пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха.
В 1901 г. возведен в сан архимандрита и назначен и. д. инспектора академии. В 1905 г. удостоен
ученой степени магистра богословия. В том же году назначен экстраординарным профессором
и инспектором академии. С 1909 г. ректор Санкт-Петербургской духовной академии. В 1909 г.
рукоположен во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1910 г. епи-
скоп Таврический и Симферопольский, с 1912 г. епископ Астраханский, с 1913 г. епископ Пол-
тавский и Переяславский. С 1918 г. в сане архиепископа. В 1919 г. эмигрировал, жил в Констан-
тинополе, затем в Королевстве СХС. С 1925 г. проживал в Болгарии, с 1931 г. — во Франции.
11 Распутин Григорий Ефимович (1872–1916), крестьянин Тобольской губернии. Обла-
дал способностью останавливать кровь у больного гемофилией царевича Алексея, вследствие
чего вошел в доверие к Царской семье. Получил влияние на государственные и церковные
дела, своим поведением дискредитировал императорскую власть. Убит заговорщиками.
12 Милица Николаевна (1866–1951), великая княгиня, дочь черногорского князя Нико-
лая I Петровича, cупруга великого князя Петра Николаевича.
13 Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич) (1829–1908), святой. Митрофорный про-
тоиерей, духовный писатель. С 1855 г. служил в Андреевском соборе г. Кронштадта, с 1894 г.
настоятель Андреевского собора. С 1907 г. член Св. Синода.
14 О неоднократных посещениях Н. Б. Соболевым в годы учебы в академии праведно-
го Иоанна Кронштадтского свидетельствует и ученик архиепископа Серафима архимандрит Пантелеимон (Старицкий) (см.: Пантелеимон (Старицкий), архим. Воспоминательное слово в первую годовщину после кончины архиепископа Серафима (Соболева) // Жизнь, чудеса и
заветы архиепископа Серафима (Соболева). София: Девичий монастырь Покрова Пресвятой
Богородицы; Изд-во св. апостола и евангелиста Луки, 2001. С. 21).
15 Сергий (Тихомиров Сергей Алексеевич) (1871–1945), митрополит. Окончил Новгород-
скую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1896 г. постри-
жен в монашество и рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. С 1896 г. инспектор Санкт-
Петербургской духовной семинарии, с 1899 г. ректор СПбДС в сане архимандрита. В 1905 г.
удостоен ученой степени магистра богословия и назначен ректором СПбДА. В 1905 г. руко-
положен во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1908 г. епископ
Киотский, с 1912 г. епископ Токийский и Японский. С 1940 г. на покое.
16 См.: Св. Григорий Чудотворец. Благодарственная речь Оригену // Творения святого Гри-
гория Чудотворца, епископа Неокесарийского. Пг.: Тип. М. Меркушева, 1916. С. 18–52.

17 См.: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней св. Ди-
митрия Ростовского. Кн. 10. М.: Синодальная типография, 1913. С. 174.

18 О позиции главы архиепископа Серафима (Лукьянова) относительно большевистской
власти см.: Серафим [Лукьянов], архиеп. Церковь и советская власть. Белград, 1933; Днепров Р.
Беседа с архиепископом Серафимом // Церковные ведомости. 1930. № 15–16. С. 8.
19 Сергий (Соболев Михаил Борисович) (†1948), архимандрит, младший брат архиепи-
скопа Серафима. Окончил Рязанскую духовную семинарию, рукоположен во иеромонаха в
Воронеже в 1916 г. С 1920 г. в эмиграции. Служил в русском храме в Софии, до 1936 г. был
настоятелем Александро-Невского Ямбольского монастыря, в 1936–1944 — настоятелем
Михаило-Архангельского Коколянского монастыря. С 1944 г. в юрисдикции Московской Па-
триархии.
20 Журнал «За Православие» выпускался Трехсвятительским подворьем в Париже в 1927–
1933 гг. нерегулярно и небольшим тиражом. Номер, упомянутый архиепископом Серафимом,
не обнаружен.
21 Со слов: «С подлинным верно…» и до конца документа текст написан рукой архиепи-
скопа Серафима (Соболева).
_________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *