27 НОЯБРЯ ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АПОСТОЛА ФИЛИППА; 28 НАЧАЛО РОЖДЕСТВЕНСКОГО ПОСТА

27 ноября день памяти

Святого апостола Филиппа

20027

   Святой апостол Филипп, уроженец города Вифсаиды (Галилея), был глубоким знатоком Священного Писания и, правильно разумея смысл ветхозаветных пророчеств, ожидал прихода Мессии. По призыву Спасителя (Ин. 1:43) он пошел за Ним.

Об апостоле Филиппе несколько раз говорится в Святом Евангелии: он привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин.1:46); его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба 5-ти тысячам человек (Ин.6:7); он привел эллинов, желавших увидеть Христа (Ин. 12:21-22); наконец, он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце (Ин. 14:8).

   Во время Тайной Вечери Филипп дерзнул спросить Господа о великом таинстве Божества, когда молил Его о явлении им Отца, говоря: «Господи, покажи нам Отца, и довольно для нас!» (Ин. 14:8). Господь на это отвечал с кротким упреком: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:9-11). Отсюда Церковь научилась познавать единосущие Сына с Отцом и заграждать уста еретиков, отвергающих эту Божественную истину.

   После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, сопровождая проповедь чудесами. Так, он воскресил младенца, умершего на руках у матери. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповеди апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол Филипп обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили воинов стражи, распустивших этот слух. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа и набросились на апостола Филиппа, они внезапно ослепли. По молитве апостола все прозрели, и, видя это чудо, многие уверовали во Христа. Апостол Филипп поставил им епископа, именем Наркисс (причтен к лику 70 апостолов).

   Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил больные глаза дочери местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством.

   Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где, подстрекаемые фарисеями, иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но, видя чудеса, совершенные апостолом: исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, а также воскрешение умершего отрока, – раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом в Иераполь, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, всюду проповедуя Евангелие и перенося страдания. Его и сопутствовавшую ему сестру Мариамну побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.

   Затем апостол прибыл во Фригию, в город Иераполь Фригийский, где было много языческих храмов, в том числе храм, посвященный змеям, где обитала огромная ехидна. Апостол Филипп силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была жена правителя города Анфипата, принявшая христианство. Узнав об этом, правитель Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению жрецов храма ехидны Анфипат приказал распять святых апостолов Филиппа и Варфоломея. В это время началось землетрясение, и всех присутствовавших на судилище засыпало землей. Висящий на кресте у храма ехидны апостол Филипп молился о спасении распявших его от последствий землетрясения. Видя происходившее, народ уверовал во Христа и стал требовать снятия с креста апостолов. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив и, получив освобождение, крестил всех уверовавших и поставил им епископа.

   Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, остались живы, скончался на кресте.

   Сестра его Мариамна погребла его тело и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей был распят (память 11 июня), Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии (память 17 февраля). За все это Богу нашему слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

   Св. мощи апостола Филиппа находятся в Риме в храме 12-ти Апостолов; рука – во Флоренции.

   Память апостола Филиппа – 14/27 ноября. На следующий день начинается Рождественский пост, который называют также Филипповым.

Рождественский пост

– последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.

Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября нового стиля), то этот пост называют Филипповым.

Правильный пост – это борьба за человеческое в самом себе. Он – попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост – это радость. Как и правильно переживаемое православие.                             (диакон Андрей Кураев)
                                                                                                 

Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.

 

Всечестные отцы и матери, возлюбленные братия и сестры, дорогие друзья! Ныне вся полнота Церкви Христовой вступила на спасительное поприще Рождественского (Филиппова) поста.
Это поистине спасительное время, должно быть проведено нами так, чтобы каждый из нас подготовил свою душу ко встрече с Новорожденным Богомладенцем Христом Иисусом. 
Как всякий из нас, стремящийся встретить дорожайшего гостя, прибирает свою горницу, так и в случае с Господом – каждый да очистит ныне свое внутреннее духовное жилище от всякой греховной скверны и порока.
Дорогие мои! Сегодня перед всеми нами стоит задача, поставленная ни кем иным, как Самим Христом Спасителем. И задача эта состоит в нелицемерном говении, в говении искреннем.
Потщимся ныне на всепрощение, с любовью помиримся со врагами нашими, с искренним радением приступим к спасительным трудам по изменению себя в этой суетной жизни, откажемся от греховных привычек, поспешим в наши храмы и монастыри, к совершению спасительных таинств Соборования, Исповеди и Причастия.
О чём не стоит нам забывать сегодня, так это о том, что весь свой гнев, так сильно укоренившийся в нас, мы должны обрушить не на врагов и ближних наших, а на свои пороки и согрешения.
Будем особо внимательны к тому, что мы думаем, что мы говорим и что мы делаем. 
Особо хотелось бы сказать и о воздержании. Сейчас, к сожалению, очень часто имеют место дискуссии о том, что воздержание в посте есть лишь самое малое и не особо важное дело. Это не так! 
Да! Главное в постное время, это борьба со страстьми и похотьми! Но, кто же нас выручит как не борьба с самими собою?! 
Нигде и ни когда, как именно в постное время, стоит задать себе справедливый вопрос: «Кто из нас господин, а кто из нас раб? Бессмертная душа моя или тленное мое чрево?»
И, к большому сожалению, и если ответ будем честным, то все мы скажем себе: «Да! Чрево есть господин мой! А всё остальное служит только ему!»
А так быть не должно! И если нас это не устраивает, то вот он спасительный инструментарий – пост Богом благословенный и освященный и наш спасительный круг — воздержание!
Напоследок, я бы очень хотел попросить у всех моих ближних и дальних прощения, молитв и благословения.
Желаю всем, провести Рождественский пост с пользой для души и тела! Пусть наступивший пост, будет в радость и спасение всем нам! Аминь!

(иерей Валерий Лысов)

j

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *