день памяти Великомученика Димитрия Солунского

8 ноября — день памяти

Великомученика

 Димитрия Солунского

     Святой великомученик Димитрий родился в городе Селуни (славянское название города Фессалоники, ныне именуемого Салоники). Род его славянского происхождения – это бесспорно установлено трудами епископа Филарета (статья «святой великомученик Димитрий и солунские славяне» в журнале «Чтения общество истории и древностей российских», за 1848 год №6). Заметим, что в г. Солуне и его окрестностях славяне жили на протяжении многих веков. Напутствуя святых Кирилла и Мефодия на проповедь Святого Евангелия в землях славянских, император Михаил III (855-867 гг.) сказал: —  «Вы ведь Силуяне, а силуяне все чисто говорят по-словянски».

 

     Отец Димитрия был проконсулом Фессалонской области в то время, когда нечестивые императоры Диоклетиан (284-305 гг.) и Максимиан (зять и соправитель Диоклетиана в восточной половине Римской империи, а затем его приемник с 305 года) воздвигли на христиан жестокие гонения. Тайно веруя (очаг христианства в Солуне зажег апостол Павел, который проповедовал в городе и окрестностях во время 2-го и 3-го миссионерских путешествий) в Господа нашего Иисуса Христа и исполняя его заповеди. Родители воспитали единственного сына Димитрия в вере Христовой, военными и административными способностями который превзошел отца. После его кончины император назначил юношу проконсулом Фессалоникийской области. Поручая ему эту должность, император сказал: — «Береги свой родной город и очисти его от христиан, предавай смерти каждого, кто произнесет имя Распятого». Вернувшись домой, Димитрий не жалел сил и денег на обустройство города, укреплению оборонительных стен, защите сельских жителей от набегов варваров. Но главное повеление императора уничтожать христиан он не только не выполнил, но и поступил совершенно наоборот. Димитрий стал открыто исповедовать и прославлять Господа нашего Иисуса Христа, поучать людей Святому Евангелию, обращать язычников в истинную веру. Христианской общине он дал такие же права, коими пользовались язычники. Узнавши об этом, император, возвращаясь с войны из Причерноморья с большим отрядом войск, прибыл в Салонники.  При встрече Димитрий не убоялся императорского гнева и объявил себя христианином, порицая языческое многобожие императора и его свиты. Максимиан приказал бросить его в темницу, подвергать пыткам и мучениям до тех пор, пока он не отречется от Христа. По приказу императора в городе ежедневно устраивали кровавые игрища, на которых воины и гладиаторы бессчетно убивали христиан. В числе невинно убиенных был Нестор, друг и сподвижник Димитрия. Видя, что физические муки и страдания не только не сломили волю Димитрия, но и укрепили его веру и дух, праведника проткнули копьем, когда он молился.

 

     Мученическая кончина Димитрия Солунского произошла 26 октября 306 года. Хоронил Димитрия его верный слуга Лупп (день его памяти соединен с днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского и отмечается 26 октября по церковному календарю и 8 ноября по новому стилю). Он снял с пальца святого Димитрия перстень, взял ризу своего господина, обаграненную кровью, смочил в ней перстень. От этой ризы и перстня совершилось множество чудес, слух о которых привлек к Луппе множество людей. Узнав об этом, император приказал отрубить Луппе голову. Так святой мученик Луппа последовал за своим господином, святым Димитрием, в Обители Небесные.

 

     Когда гонения на христиан прекратились, над гробом святого Димитрия построили небольшую церковь, в которой совершалось много чудес и исцелений от всяких недугов и болезней. Один из знатных вельмож по имени Леонтий, будучи внесен в церковь и положенный на место погребения святого Димитрия, получил полное исцеление. В благодарность за избавление от смертельного недуга Леонтий решил построить на месте церквушки величественный храм. Церковь разобрали, а когда копали ров для фундамента, были обретены мощи святого великомученика Димитрия совершенно целыми и нетленными. Из них истекало благовонное миро, да так, что весь город наполнился благоуханием, потому и великомученик Димитрий Солунский получил церковное наименование Мироточивый.  Леонтий воздвиг на этом месте прекрасный храм во имя Димитрия Солунского. В нем, в ковчеге, окованном золотом и серебром, от тех времен и доныне почивают его мощи.

 

     Одним из самых дивных чудотворений, которым Бог благоволил прославить Своего великого угодника, было истечение миро от его честных мощей. Это истечение – знамение благодати Божией. Целый ряд писателей и историков свидетельствуют об этом непостижимом явлении. Приведем свидетельство Димитрия Хризолога, писателя, жившего во второй половине XIV века: — «Оно (то есть миро) по свойству своему невода, но гуще ее и не походит ни на одно из приготовленных искусственно, но и по естеству созданных Богом».  Много исцелений произошло через помазание этим миром; даже народы, не верующие во Христа, дорожили этим дивным истечением. Так при разорении Солунии турками в 1429 году наиболее благоразумные из врагов намеревались взять с собой некоторое количество миро, о целебной силе которого они так много слышали.

 

     В житии святого Димитрия подробно рассказывается о том, как приходил он на помощь страждущим христианам. В облике огненного сияющего всадника на белом коне с мечом в руках появлялся на поле битвы христиан с язычниками. В белой одежде становился в ряды горожан солунцев, отбывающих приступ мусульман. Освобождал из плена у неверных священнослужителей. Поучал заблудших, наказывал святотатцев.

 

     Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем отечестве. По предуказанию Божьему в самых древних русских летописях имя его упомянуто прежде, чем имена других святых. Преподобный Нестор, летописец, рассказывает, что русские воины еще до принятия христианства почитали своим покровителем святого Димитрия. Об особом его почитании свидетельствует такой знаменательный факт: первыми собственными сочинениями на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, после создания ими славянской азбуки, был «Какон Димитрию Солунскому».  Сербы и болгары с древнейших времен чтят великомученика Димитрия как покровителя славян, называя его «отечестволюбцем», связывая это с его славянским происхождением, а в русских былинах, сказаниях он предстает русским.

 

     Церковное почитание святого Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.  В начале 70-х годов XI века основан Димитриевский монастырь в Киеве, известный впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Димитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением города. В 80-х годах XIII века святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия (первый каменный храм Московского Кремля). Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте построен Успенский собор (Кафедральный Собор Русской Патриархии) с приделом Димитрия Солунского. В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона Святого Великомученика Димитрия, написанная на его гробовой доске. Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была перенесена в Москву и поставлена в Успенском Соборе. Ныне эта чудотворная икона находится в Третьяковской галерее. Изображение святого Димитрия сохранилось на столпе Успенского собора во Владимире, написанное преподобным Андреем Рублевым.

 

     В древней Руси день великомученика Димитрия Солунского был в числе больших праздников: службу совершал сам Патриарх в присутствии государя. Память святого всегда связывалась на Руси с воинским подвигом, защитой царя, отечества, православия.

 

     Святой изображался на иконах в воинских доспехах с копьем и мечом в руках (при капитальном ремонте древнего храма святого Димитрия в Салониках открыты мозаики времен постройки храма. На них более десяти изображений Димитрия Солунского: во весь рост, в доспехах, с мечом). На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родного города: — «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну». После победы в Куликовской битве в память о русских войнах, павших в сражении, была установлена для всеобщего поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного князя Дмитрия Донского.

 

     Святому великомученику Димитрию Солунскому молятся о прозрении очей, о покровительстве православным воинам, о защите от нашествия иноплеменных и иноверных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *